Vigoda

Горельеф Знаменоносцу мира, советскому народу – слава! на ВДНХ

На ВДНХ открыли после реставрации горельеф Вучетича

Горельеф Знаменоносцу мира, советскому народу – слава! на ВДНХ

В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ после реставрации открыли горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!».

«Сегодня мы присутствуем при замечательном событии. Два года тому назад был обнаружен горельеф Вучетича, утерянный 40 лет назад. Он был забит фанерой, затем вдоль этих стен установили торговые павильоны, ларьки. И собственно, этот горельеф считался навсегда потерянным. За год был отреставрирован замечательный памятник искусства», — сказал Сергей Собянин на церемонии открытия.

Два года назад главный павильон ВДНХ освободили от торговых палаток и обнаружили горельеф Евгения Вучетича. Выяснилось, что он находится в достаточно хорошем состоянии. Его реставрация заняла чуть больше года.

«Сегодня он открывается для массового осмотра и посещения. Надеюсь, что это будет хорошим символом, хорошим началом уникальной научной реставрации объектов ВДНХ», — добавил Мэр Москвы.

Масштабность замысла художника

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» был создан коллективом из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем к послевоенному открытию ВДНХ в 1954 году. Работа над ним шла три года.

Горельеф расположен в павильоне № 1 «Центральный» в зале № 9, который ранее носил название «СССР в борьбе за мир во всём мире». Горельеф является одним из выдающихся произведений Вучетича, в котором полностью раскрылся талант скульптора и художника. Поражает замысел автора — изобразить более 1,5 тысячи человек на площади 90 квадратных метров.

На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других).

В ходе реставрации и исследования исторических документов стало ясно, что прототипами изображённых героев были реальные люди. На первом плане находятся порядка 30 основных фигур, которые изображают известных советских граждан.

Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, около него — нарядно одетая женщина, скорее всего, была вылеплена со знаменитой актрисы Аллы Тарасовой.

А узбек с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов.

Неожиданная находка

В 1960-х годах горельеф Вучетича был признан не соответствующим новым требованиям советской эстетики и скрыт от глаз публики. В 1990-е годы, после превращения павильона № 1 в торговую площадку, его дополнительно зашили листами фанеры. При этом произошли серьёзные повреждения гипсовых фигур и основы горельефа: четыре элемента были утрачены полностью, восемь — частично.

Горельеф обнаружили во время ремонта павильона в 2014 году. По решению Сергея Собянина его реставрацию провели за счёт городского бюджета.

В процессе работ восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие.

Специалисты также заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали живопись в авторском цвете и тоне, провели бронзирование поверхности.

Сейчас в павильоне № 1 проходит выставка «Художники ВДНХ», посвящённая творчеству мастеров, работавших над оформлением ВДНХ в 1930–1950-е годы. Среди них Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Аркадий Пластов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Исидор Фрих-Хар.

Жемчужинами экспозиции стали работы А.А. Лабаса (пейзажи различных республик СССР), В.А. Фаворского (изображения стада лошадей разных пород, которые украшали плафон павильона «Ветеринария») и Л.А.

Кардашева (гипсовая модель фронтона павильона № 67 «Карелия»), а также фигуры и макеты фигур девушек для фонтана «Дружба народов» А.И. Тенеты.

Реставрация памятников ВДНХ

На территории ВДНХ находится 49 объектов культурного наследия, большую часть которых составляют исторические выставочные павильоны. К объектам культурного наследия также отнесены входные арки, планировочная структура выставки, каскад прудов, система цветочных партеров, четыре фонтана.

После передачи ВДНХ в собственность города в 2014 году были проведены неотложные противоаварийные работы по сохранению 24 памятников истории и культуры (зданий павильонов и входов).

В ходе этих работ на ВДНХ, помимо горельефа Евгения Вучетича, обнаружили считавшуюся утраченной картину Александра Герасимова «Второй Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года». Её реставрация фактически завершена. Картину вернут на историческое место после проведения ремонта в соответствующем зале павильона № 1.

В декабре 2015 года в павильоне № 57 после его комплексной реконструкции открыт исторический парк «Моя история». Основу экспозиции составили выставки, проходившие ранее в Манеже.

Музей кино, литературная гостиная и центр балета

В 2016 году начинается новый этап реставрационных работ на выставке. «ВДНХ переходит к следующему этапу восстановления этого замечательного комплекса.

Предыдущие годы мы занимались аварийным восстановлением объектов, чтобы они были пригодны для эксплуатации и не разрушались.

Кроме того, были возведены два замечательных, известных теперь уже объекта — это дельфинарий и уникальный музейно-выставочный комплекс», — подчеркнул Сергей Собянин.

По его словам, в этом году стартует большая программа реставрации и приспособления объектов для современного использования. В ближайшие годы будет восстановлено и отреставрировано около 30 объектов.

«Половина этих объектов будет отреставрирована за счёт бюджета Москвы, половина — за счёт привлечённых средств. В ближайшее время мы приступим к восстановлению и приспособлению для современного использования такого уникального объекта, как павильон “Космос”.

Идёт проектирование реставрации павильона “Земледелие”. Это уникальные объекты, которые будут отреставрированы в первую очередь. Помимо этого, будет восстановлен целый ряд других объектов. В этом году семь объектов будут отреставрированы», — сказал Мэр Москвы.

В частности, после реставрации в павильоне № 32–34 «Космос» откроют центр «Космонавтика и авиация», в павильоне № 36 «Мелиорация и водное хозяйство» — Государственный центральный музей кино, в павильоне № 66 «Советская культура» — выставочную экспозицию Государственного музейно-выставочного центра «Росизо».

В павильоне № 13 «Здравоохранение» разместят Государственный музей искусств народов Востока, в павильоне № 62 «Охрана природы» — Международный центр балета Сергея Филина, в павильоне № 516 «Дом книги» — литературную гостиную (заказчик работ по реставрации павильона — Российское военно-историческое общество).

Музей атомной энергии (совместно с корпорацией «Росатом») появится в павильоне № 19, музей «Хлебный дом» — в павильоне № 40, Музей стрелковых видов спорта — в павильоне № 37, галерея и инфоцентр — в павильоне № 16 «Гидрометеорология», мастерские ручного труда в рамках проекта «Парк ремёсел» — в павильоне № 47 «Свиноводство».

Дальнейшую реставрацию и реконструкцию Зелёного театра проведут без остановки его работы в летние сезоны. На 2016 год также запланировано начало реставрации 14 фонтанов центральной аллеи, фонтанов «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос».

«Очень интересный объект реставрации и восстановления — это проект озеленения центральной части ВДНХ. Она будет максимально приближена к историческому облику. Я надеюсь, что это станет событием в области садово-паркового искусства», — заявил Сергей Собянин.

Реставрацию исторических цветников проведут на территориях:

— системы цветочных партеров;

— фонтанов «Каменный цветок», «Дружба народов» и 14 фонтанов центральной аллеи;

— боскетов (зелёных рощиц) и прилегающих участков — бывших Северного и Южного розариев.

Также планируется комплексная реставрация арок северного и главного входов, павильонов № 58 «Земледелие» (бывший «Украинская ССР»), № 27 «Физкультура и спорт», № 84 «Колхозный дом культуры» и других исторических объектов ВДНХ.

Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/19299/3192050/

Возвращенный шедевр Вучетича на ВДНХ

Горельеф Знаменоносцу мира, советскому народу – слава! на ВДНХ
sergeyurich    В Главном павильоне ВДНХ вновь открыт для зрителей многофигурный горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»
  Здание павильона №1, именуемого Центральным (а также Главным), было возведено в 1950 — 1953 годах, в эпоху наивысшего расцвета ВДНХ, когда на территории выставки появились строения, созданные в стилистике сталинской архитектуры (знаю, что такой термин с точки зрения искусствоведения является не вполне корректным, но он все же лучше, чем давно привычный, но совершенно неправильный «сталинский ампир», а термин «сталинская эклектика», с моей точки зрения, является хотя и компромисным, но ни о чем не говорящим).    Комплекс уже существующих выставочных построек украсило трехъярусное ступенчатое сооружение с колоннадой и вытянутым позолоченным шпилем, внешне напоминающее Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.
    Внутри павильон был отделан с особой торжественностью: первый зал посвящался Октябрьской революции, второй — Сталинской конституции, далее следовал Зал мира, организованный по мотивам интерьеров императорских дворцов, а замыкал их Зал науки.

    Именно для Зала мира скульптор Евгений Вучетич, к тому времени уже прославившийся как автор памятника генералу Михаилу Ефремову в Вязьме и монумента «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине (в дальнейшем его ждут такие работы, как монументы «Родина-мать» в Волгограде и Киеве), создал горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»

Поскольку из перечисленных памятников, автором которых
является Е. В. Вучетич, наименее известным является памятник
генералу М. Г. Ефремову в подмосковной Вязьме,
предлагаю вам фотографию именно этого монумента:   Однако, вернемся к горельефу.

    Выполненная из гипса многофигурная композиция изображает массовое триумфальное шествие со знаменами. Люди разных возростов, профессий и национальностей идут по широкому проспекту, по сторонам которого угадываются очертания знаменитых сталинских высоток, Днепрогэса и других знаковых сооружений эпохи.

Масштабность горельефа впечатляет — более 90 квадратных метров! Специалисты подсчитали, что на нем изображено свыше 1500 человек.    После ХХ съезда КПСС этот шедевр Вучетича подвергся «корректировке»: с одного из знамен был удален профиль Сталина.

    В 1990-е годы, когда ВДНХ была превращена в огромную барахолку, и в павильоне №1 также была развернута торговля разнообразным ширпотребом, горельеф Вучетича вообще оказался зашит листами фанеры, что не могло не привести к повреждению некоторых фигур.

  Считавшуюся утраченной композицию Вучетича обнаружили во время проведения ремонтных работ после удаления фанерной фальшстены. Основная часть горельефа, к счастью, осталась неповрежденной, и после реставрации, завершившейся 10 марта этого года, его вновь могут увидеть посетители ВДНХ.

    Но вот почему-то профиль Сталина восстановлен не был. А вот я думаю, что если речь идет о восстановлении какого-либо шедевра, то нужно стремиться придать ему именно тот вид, который был задуман автором в его первоначальном проекте.

Не так ли?
Как видим, Ленин есть, а Сталина нет:

Во время открытия отреставрированного горельефа Вучетича:
    Как вы считаете, нужно ли при реставрации того или иного памятника обязательно возвращать ему первоначальный облик, кто бы не был на нем изображен?    Мою позицию вы уже знаете. Хотелось бы узнать ваше, мои уважаемые друзья и читатели, мнение по этому поводу.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

?

|

sergeyurich    Предлагаю вниманию всех любителей истории (в особенности истории средневековой Западной Европы) и средневекового изобразительного искусства большую подборку миниатюр из «Хроник» Жана Фрауссара, французского писателя XIV века, чье творчество было посвящено сложным перепетиям знаменитой Столетней войны.
Жан Фруассар:
    «Хроники» Жана Фруассара являются важнейшим историческим источником по начальному этапу Столетней войны, они были неоднократно иллюминированны (самая известная версия была выполнена в 1470 году мастерами из Брюгге).    Все миниатюры озаглавлены, но их интересно рассматривать и без любых пояснений!    Посмотрите, не пожалеете!

1.  Пример оформления «Хроники» Жана Фруассара:

2. Возвращение в Англию Изабеллы Французской
с лордом Мортимером и графом Эно:

3. Вход Изабеллы Французской в Бристоль:

4. Казнь Хьюго Диспенсера, фаворита Эдуарда II:

5. Коронация Эдуарда III:

6. Встреча короля Шотландии Роберта Брюса и Эдуарда III:

7. Битва при Касселе между французами и фламандцами в 1328 году:

8. Англо-шолтандская война: Эдуард III у стен Бервика:

9. Битва при Кадсане между англичанами и фламандцами в 1337 году:

10. Осада Турнэ Эдуардом III в 1340 году:

11. Принесение оммажа Жану де Монфору жителями Нанта:

12. Осада Эннебона в 1342 году Карлом Блуасским, герцогом Бретонским:

13. Карл Блуасский и человек из Жугона:

14. Казнь обвиненных в предательстве Оливье де Клиссона и бретонских рыцарей:

15. Сражение между англичанами и амьенцами:

16. Король Франции Иоанн Добрый приказывает арестовать
Карла Злого, короля Наваррского:

17. Битва при Сент-Клементе в 1358 году:

18. Убийство Этьена Марселя, купеческого прево Парижа,
и восставших против дофина Карла купцов:

19. Битва при Ножан-сюр-Сен 1359 года между епископом Труа
и объединенными войсками англичан и наваррцев:

20. Осада Реймса в 1359 — 1360 годах Эдуардом III:

21. Битва при Бринье в 1362 году — поражение французов от банд рутьеров:

22. Сражение англичан и испанцев:

23. Пленение короля Кастилии и Леона Педро Жестокого:

24. Английский капитан Роберт Ноллес, управляющий кораблем:

25. Взятие французами Шательро в 1370 году:

26. Взятие англичанами Монконтура в 1371 году:

27. Сдача Сантьяго-де-Компостела герцогу Лотарингскому и его жене в 1386 году:

28. Осада Роалеса английскими войсками в 1387 году:

29. Турнир в Бордо.
Схватка Гийома де Монтферрана и Ги де Лорошфуко:

30. Турнир в Бетанзо.
Поединок между французским рыцарем Рено де Руа и англичанином Джоном Холландом:

31. Казнь Роберта Трезильяна — кузена герцога Ирландского:

32. Турнир в Кале в 1389 году.
Поединок сира де Клари и английского рыцаря Пьера де Куртоне:

33. Казнь бретонских рыцарей Пьера и Алена Ру:

34. Казнь Эмериго Марселя:

35. Убийство Томаса Вудстока, герцога Глостера в Кале в 1397 году:

36. Томас Маурбей бросает тень подозрения на Генриха Ланкастера:

37. Похороны Генриха III Английского:

  
    Не правда ли интересно?

    Сергей Воробьев.

Источник: https://sergeyurich.livejournal.com/573085.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики