Vigoda

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство в городе на Неве является великим архитектурным наследием, памятным зданием, выполненным в стиле русского ампира и украшенным шпилем, остриё которого увенчано позолоченным кораблем, весом в 65 килограммов, на его позолоту ушло 2 килограмма чистого золота.

Корабль на шпиле – один из исторических символов города наряду с ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости и памятником «Медный всадник», который стал особенно известным с легкой руки Пушкина, так же, как и Адмиралтейство, названное Александром Сергеевичем “Адмиралтейской иглой”. 

Петра творение

Адмиралтейский дом заложили в 1704 году. Изначально его построили как верфь по чертежам, подписанным Петром Первым. Здание постоянно перестраивалось на протяжении XVIII—XIX веков.

Через пару лет оно выглядело П-образно и представляло собой одноэтажную мазанку. Здесь были мастерские, кузницы, склады, службы морского ведомства.

С 1709 года – еще и склад чертежей и моделей кораблей, выстроенных на верфи. Приказ Петра Первого обязывал корабельных мастеров делать модели парусников с передачей их в модель-камеру.

Позже эта коллекция стала основой Морского музея, устроенного в здании Адмиралтейства.

Петровские времена не отличались спокойствием, и “город мастеров” являл собой крепость. Был окружен земляными бастионами, рвами с водой и обширной пустошью. В 1711 году Адмиралтейство изменило вид.

Над ним появился шпиль, на шпиле – металлический кораблик. По одной версии, это силуэт первого парусника, вошедшего в свежеотстроенный Петров порт.

По другой – копия пионера русского флота фрегата “Орел”, появившегося в допетровские времена.

Три флага на кораблике были выполнены из червонного золота, в носовой части хранился личный компас Петра Великого. Это легенда. В 1815 году в результате ремонта здания Адмиралтейства кораблик исчез навсегда. Его место занял другой. Он хранится в Морском музее. А башню венчает его точная копия 1886 года изготовления.

Метаморфозы после Петра

Здание Адмиралтейства не раз подвергалась реконструкции. В 1738 году оно стало каменным. Над воротами появились 72-метровые башня и позолоченный шпиль с кораблем.

В остальном Адмиралтейство сохранило прежний, петровский облик. Пустошь, или Адмиралтейский луг — это место военных учений — в будни и народных гуляний — в праздники.

Крепостные постройки, утратив свое значение, постепенно пришли в упадок.

Санкт-Петербург расстраивался, и к началу XIX века скромная Петровская верфь очутилась в центре столицы. К адмиралтейству сходились важнейшие магистрали. По соседству появились Зимний дворец и ряд пышных зданий. Стало слишком заметно, что детище Петра безвозвратно устарело.

В 1806 – 1823 годах его постигла беспощадная реконструкция. Архитектор Андриян Захаров оставил в облике башню со шпилем. Все остальное получило современное решение. Были выстроены два каменных корпуса буквой “П”, внешний и внутренний. Между ними проложен ров. Внешний — заняли чиновники морского и речного ведомств. Во внутреннем – продолжали работать мастеровые.

Классика и ампир гармонично соединились и «прижились» в архитектуре Адмиралтейства. Строгую геометрию щедро облагородили скульптуры и барельефы. Бесхозные сооружения форта снесли. На месте народных гуляний разбили бульвар. Ныне это Александровский сад.

Революция в головах

В советское время в помещениях комплекса размещались ведомства, связанные с управлением флота. В 30-е годы на короткое время въехала лаборатория, где занимались разработкой ракетных двигателей. В войну шпиль зачехлили и здание уцелело. Из старинных интерьеров до нас дошли зал собраний, библиотека, парадная лестница и вестибюль.

Легенда о золотых парусах и Петровом компасе «выстрелила» в 1977 году. Советские реставраторы позолотили шпиль, а в сферу под корабликом спрятали ларец с “сокровищем” — проектом Конституции СССР…

Здание Главного Адмиралтейства вдохновляет на творчество и современников. В 2012 году помещения занял Главный штаб ВМФ России. В башне со шпилем устроили храм. Над ним водрузили Андреевский флаг. В конце 2014 года министр обороны РФ одобрил перестройку памятника старины под нужды военно-морских штабистов.

Внутренние дворы предлагается накрыть прозрачным куполом, между корпусами архитектурного ансамбля протянуть стеклянные переходы. Однако, смелые планы военных противоречат федеральному законодательству об охране объектов культурного наследия. Как решится эта проблема, покажет время. 

Источник: https://peterburg.center/maps/zdanie-glavnogo-admiralteystva-v-sankt-peterburge.html

Здание Главного Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство

Здание Главного Адмиралтейства

Адрес: Адмиралтейская наб. 2, 16

Здание Главного Адмиралтейства — шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма.

Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.



Адмиралтейство — первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море — заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями — земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым).

В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.



В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными.

В 1732 году архитектор И. К. Коробов приступил к перестройке центрального каменного корпуса и к сооружению башни, увенчанной позолоченным шпилем. Работы по перестройке Адмиралтейства и сооружению башни и шпиля были закончены в 1738 году.



В 1783 году в связи с большим пожаром, уничтожившим часть строений Адмиралтейства, было решено перевести его в Кронштадт. Важнейшим мотивом для принятия такого решения была близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу и кварталам, застроенным дворцами знати и домами дворянства и купечества.

Но реализовать этот замысел не удалось.

Вот почему перед строителями, реконструировавшими в начале XIX столетия центральные районы города, возникла необходимость изменить облик столь утилитарного сооружения, примитивного по характеру своей архитектуры, за исключением эффектной башни с её стройным шпилем, увенчанным корабликом-флюгером.

Эта задача была решена гениальным русским зодчим А. Д. Захаровым.

Работы по перестройке здания Адмиралтейства первоначально предполагалось ограничить только фасадами, сохранив старые стены и фундаменты здания. В процессе проектирования Захаров убедился в необходимости внутренней перепланировки.

Разработанный им проект был утвержден 23 мая 1806 года.

После утверждения проекта начались работы по перестройке восточного крыла здания против Зимнего дворца. К началу 1812 года была закончена реконструкция коробовской башни и венчающего её шпиля. В этих работах Захаров показал себя искуснейшим строителем. Перестройка башни Адмиралтейства была сложнейшей конструктивной задачей.



Захаров решил опереть пяты свода, возведенного над аркой главных ворот, на старые коробовские стены здания, на что, по словам одного из современников, «редкий, а может быть и никто не мог бы решиться».



Сохранив над башней коробовский шпиль, Захаров подчеркнул преемственную связь нового здания с петровским Адмиралтейством, сыгравшим выдающуюся роль в развитии русского флота на Балтийском море и в строительстве новой столицы.



Мотив широкой арки, прорезающей центральную часть здания, Захаров повторил в фасадах двух симметричных павильонов, обращенных к Неве и завершающих восточное и западное крылья.



Отечественная война 1812 года прервала строительные работы. Они возобновились только в 1814 году и были закончены в 1823 году уже после смерти Захарова его помощниками, архитекторами Д. М.

Калашниковым, И. Г. Гомзиным и др.



Из интерьеров наиболее эффектен вестибюль с парадной лестницей, украшенный великолепной колоннадой и скульптурой. Колоннады использованы также в оформлении библиотечного и конференц-зала, осуществленных, как и лестница, по чертежам Захарова.



Следует отметить важнейшую особенность гениального произведения Захарова: здание Главного Адмиралтейства — наиболее выдающийся в истории русского зодчества пример раскрытия идейного содержания архитектурного произведения средствами скульптуры. Захаров привлек к участию в работах лучших русских скульпторов своего времени во главе с Ф. Ф. Щедриным.



Главный горельеф «Заведение флота в России» (скульптор И. И. Теребенев) на аттике башни связан с функциональным назначением и историей здания. На горельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец — символ власти над морем.

Боковые части горельефа заполнены фигурами тритонов и нимф, занятых кораблестроительными работами и приветствующих уже спущенные на воду суда. Созданная Теребеневым многофигурная композиция — одна из вершин русской монументальной скульптуры.



Наиболее насыщенно и содержательно скульптурное убранство башни. По сторонам главной арки на гранитных пьедесталах установлены скульптурные группы «Нимфы, несущие глобус», высеченные из пудостского камня по модели скульптора Щедрина. Им же исполнены статуи Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра, стоящие на углах аттика башни.

Двадцать восемь статуй над верхней колоннадой башни символизируют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных ветра, богиню Изиду — покровительницу кораблестроения и музу астрономии Уранию.

Кроме Ф. Ф. Щедрина и. И. Теребенева, в исполнении моделей скульптуры участвовали С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. А. Анисимов.





В композиции огромных по протяженности фасадов Адмиралтейства Захаров выступил как зодчий, подытоживший творческие искания своих предшественников — основоположников русского классицизма — В. И. Баженова и. Е. Старова.

Он создал в содружестве со скульпторами целостное, исключительное по выразительности сооружение, раскрывающее с предельной ясностью идею величия и могущества России как морской державы.



Созданное Захаровым новое здание Главного Адмиралтейства повлекло за собой грандиозные работы по оформлению Дворцовой и Сенатской площадей.



Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова — уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.


Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали — Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок.

Более семидесяти бомб и снарядов нанесли тяжелые увечья зданию, которое начали восстанавливать уже в последний год войны под руководством главного архитектора Адмиралтейства В. И. Пилявского, при самоотверженной работе скульптора Я. А.

Троупянского и художника-реставратора В. С. Щербакова.

Уничтоженные бомбой три скульптуры на башне были восстановлены к моменту окончания войны.



Архитектура главного здания Адмиралтейства

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/zdanie-glavnogo-admiralteistva

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из крепости Орешек и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом.

На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек.

На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров.

Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая площади.

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (Кронштадт), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

• 23 линейных корабля;• 2 бомбардирских корабля;• 4 фрегата;• 200 галер;

• 8 паромов.

В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды Центрального военно-морского музея.

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом.

Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим.

Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства.

Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И.

Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни.

По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.

В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.

Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание».

С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление.

С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в Петропавловскую крепость.

Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке Исаакиевского собора еще в XIX веке.

В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность.

Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А.

Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль.

Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/glavnoe-admiraltejstvo/

Главное адмиралтейство

Главное Адмиралтейство

Главное адмиралтейство
Страна: Россия
Санкт-Петербург: 2-й Адмиралтейский остров, Дворцовый проезд, 1; Адмиралтейский проезд, 1; Адмиралтейская наб., 2
Архитектурный стиль: Ампир
Автор проекта: Иван Коробов(1738), Андреян Захаров(1823)
Первое упоминание: 1704 год
Строительство: 1704—1706 годы
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7810001000
Состояние: Удовлетворительное

Здание Главного Адмиралтейства — комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Невы, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII—XIX веках.

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 — Адмиралтейств-совет), в 1709—1939 годах — Модель-камера (с 1805 года — Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.— Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были огражденыземляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада — обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства.

Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году).

Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели.

Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года — имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом:

Шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери: Балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством.— приказ, полученный ван Болосом от Адмиралтейств-коллегии.

Кораблик

Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль, построенный в 1667—1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле).

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина — 192 см и высота — 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Здание Адмиралтейства производило впечатление на людей той эпохи:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта— Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц, камер-юнкер в свите герцога Голштейн-Готторпского. Запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года

Здание 1738 года

В 1732—1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции.

В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» (огласно некоторым свидетельствам, на позолоту шпиля были пущены золотые дукаты, полученные Петром I в подарок от Соединённых провинций).

На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

В 1740-х годах пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок; здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором Андреем Квасовымбыли определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

Пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века, На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему лучами.

К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица.

Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806—1823 годах архитектор Андреян Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем.

Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах.

Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность.

Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков находятся рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников.

В создании скульптур принимали участие Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор —Феодосий Щедрин).

Над аркой — парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» авторства Ивана Теребенева. На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.

Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История эксплуатации

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот — центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И.

Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория — первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928, 1977 и в 1997—1998 гг. В 1977 году, при золочении шпиля, в шар под корабликом был установлен специальный ларец, куда положили проект Конституции СССР.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства.

Так, в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу.

Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

В 2009 году Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы выехали из здания. 31 октября 2012 года состоялся официальный переезд Главного штаба ВМФ в здание Адмиралтейства, в тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.

25 декабря 2013 года в Адмиралтействе, в башне со шпилем на пересечении Адмиралтейской набережной и Дворцового проезда, был открыт храм святителя Спиридония Тримифутского(крестом храма будет являться Андреевский стяг, развивающийся над башенкой). На открытии храма присутствовало командование ВМС РФ во главе с Виктором Чирковым, по мнению которого, это событие было приурочено к спуску второго ракетоносца проекта Борей.

В конце января 2014 года министр обороны Сергей Шойгу одобрил концепцию приспособления комплекса зданий Адмиралтейства для нужд ВМФ: внутренние дворы здания в нарушение законодательства по охране памятников предлагается накрыть прозрачным куполом, а между историческими корпусами перекинуть стеклянные переходы.

Источник: https://cultura-russia.ru/article/glavnoe-admiraltejstvo

Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство

Адмиралтейство

Там верфи, эллинги и доки,
А в них побед морские строки (В. Фоломеев)

Адмиралтейство – это территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.

По плану Петра I

Первоначальнопервая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге задумывалась Петром I только как верфь. И место было подходящее: здесь раньше находилось село, место было обжитое, и Нева здесь довольно широкая – удобное  место для спуска кораблей со стапелей. Новая верфь была необходима для строительства кораблей Балтийского флота.

По плану Петра I

План Адмиралтейства составил сам Петр I. Это было одноэтажное  сооружение в форме буквы «П», двор был обведен внутренним каналом, во дворе – эллинги для строительства парусных кораблей. Заложено здание было 5 ноября 1704 г.

Стройка велась, как сказали бы сейчас, ударными темпами: строители (около пяти тысяч человек) работали с 5 утра до 9 вечера. В 1704-1705 гг. в конструкцию здания были внесены коррективы – она принимала функции крепости, так как шведы угрожали городу.

Адмиралтейство на гравюре 1716 г.

Строительством руководил А. Д. Меншиков, его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственное наблюдение Адмиралтейского двора.

Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. Вокруг крепости создали большой луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. На месте луга со временем появились Александровский сад и площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая.

1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора.  Вокруг верфи было установлено 108 пушек. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября 1705 г.: Адмиралтейский приказ, 10 эллингов, деревянные склады, деревянная башня в центре.

Адмиралтейство стало крупным предприятием, на котором происходил полностью весь производственный процесс постройки корабля: от заготовки леса до схода корабля со стапелей.

Уже через год было готово первое судно:  18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. Всего во время царствования Петра здесь было построено более 40 кораблей.

В ознаменование Полтавской победы Пётром был заложен на Адмиралтействе первый 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 г. Государь лично следил за тем, как работает верфь.

54-пушечный корабль «Полтава»

К 1715 г. в Петербурге было уже более 10 тыс. кораблестроителей. Правда, вначале это были в основном иностранцы: голландцы, англичане, итальянцы. Всех, кто работал на верфи, селили недалеко, по другую сторону адмиралтейского луга – простые рабочие в шалашах, а чем выше чин – тем жилье качественнее и ближе к Адмиралтейству.

30 мая 1710 г. при Адмиралтействе в одном из её деревянных зданий была заложена церковь во имя святого Исаакия Далматского. 30 мая — день этого святого, а также день рождения Петра I.

19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.

Перестройки здания Адмиралтейства

Первая перестройка здания была произведена в 1711 г. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, созданным голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания.

В 1732-1738 гг. была произведена вторая перестройка Адмиралтейства. Работы по перестройке осуществлял главный архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов. В 1734-1738 гг. по его проекту была возведена каменная башня со шпилем высотой 72 метра. На этой высоте был установлен кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объёма строения на 12 метров. Башня стала изящнее. Вместо мазанковых амбаров были построены каменные корпуса. В её центре башни находился арочный проезд. Архитектурную композицию завершал восьмигранный купол с круглыми часами по четырём сторонам.

На позолоту шпиля было потрачено 17,8 килограммов чистого золота.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

С 1738 г. Адмиралтейство стало играть градообразующую роль: на его шпиль ориентировались Невский и Вознесенский проспекты, Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого «Адмиралтейского трезубца», трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.

Адмиралтейство при Елизавете Петровне

При ней место Адмиралтейств-коллегии внутри башни было занято церковью во имя Воскресения Христова в соответствии с ее указом в 1747 г. Храм оформил архитектор С. И. Чевакинский.

Стены расписал архитектор Башмаков. По его же проекту был создан резной иконостас, окрашенный светло-лазуревой краской. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены.

Иконы для храма написал художник Мина Колокольников.

Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нем была надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов».

Кораблик-флюгер

До середины XVIII века на Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.

Адмиралтейство при Екатерине II

При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.

В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.

13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта.

Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей.

Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.

До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.

Адмиралтейство при Павле I

Как известно, Павел I страстно любил всё военное, поэтому при нем фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства были приведены в порядок. Валы стали выше, каналы прочищены, луг укрыт дёрном. На угловых бастионах установили новые срубы с флагштоками для подъёма флагов Мальтийского ордена.

Указом императора в 1798 г. было основано Училище корабельной архитектуры для подготовки специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов». В его ведении был и Адмиралтейский оркестр.

Адмиралтейство в XIX веке

Адмиралтейство в начале XIX века

К началу XIX века старое здание Адмиралтейства оказалось в самом центре  столицы и не соответствовало статусу места, не гармонировало с Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями Петербурга. В 1806 г. по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор А. Д. Захаров.

Он блестяще справился со своей задачей:  перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).

Сохранив план уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.

Работа по реконструкции Адмиралтейства проходила в несколько этапов. Ближе к Зимнему дворцу обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра, была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса.

До наших дней сохранились интерьеры и мебель, некоторые элементы декора.

Были сломаны все эллинги, мастерские перевели на другую территорию. Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России.

Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограммов покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер.

Конструкция коробовской башни осталась цела.

Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие молодых женщин, держащих небесные и земные сферы. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.

Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф. Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А.

Анисимов.

Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России» скульптора И. И. Теребенёва. В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на нифм и тритонов, занятых строительством кораблей. В 1812-1813 гг.

Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги».

Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».

Архитектор Захаров умер в 1811 г. Работу к 1823 году завершили его помощники.

В верхней части с 12 декабря 1821 г. работала церковь с главным алтарём во имя святого Спиридона Тримифунтского. Домовая Надвратная церковь была освящена во имя святых Елизаветы и Захария. Её помещение сохраняется и в наши дни.

7 ноября 1824 г. снова случилось страшное наводнение, и после этого у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она извещала жителей о прибытии воды тремя выстрелами, а фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи:  здесь дежурил часовой.

После закрытия верфи перестали быть нужными обслуживающие его каналы. На месте Адмиралтейского канала в 1810-х годах появился Конногвардейский бульвар.

«Люблю тебя, Петра творенье…»

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла… (А.С. Пушкин «Медный всадник»).

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1898

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики