Vigoda

Герб Москвы

Герб москвы

Герб Москвы

ГЛАВНАЯ >> Символика Москвы

Известно ли Вам, кто изображен на гербе Москвы? Казалось бы, ответ очевиден. Однако, все не так то просто. Точного ответа на этот вопрос не дают даже официальные документы.

В «Положении о гербе Москвы», изображенный на гербе человек назван «Георгием Победоносцем», тогда как в положении «О Государственном гербе Российской Федерации», которое было утверждено в 1993 году, говорится: «на груди орла — всадник, поражающий копьем дракона» и никаких имен!

Пусть так, однако, для обывателя всадник на коне, копьем поражающий змея всегда ассоциировался именно с Георгием Победоносцем. История появления «Георгия» на гербе столицы невероятно древняя. Обычай печатать на монетах портрет святого или князя, пришел в нашу страну из Византии.

Первое изображение святого Георгия на печатях и монетах Ярослава Мудрого (был князем 1016-1054 гг.), появляется в начале XI века. Ярослав способствовал распространению культа Георгия Победоносца на Руси.

Почитая его, как своего небесного покровителя, Ярослав Мудрый основал город Тарту (Юрьев) в 1030 году и в том же году заложил монастырь в Новгороде. В 1037 году князь начинает возведение Георгиевского монастыря в городе Киеве и строит в здесь храм святого Георгия.

День освящения храма становится ежегодным праздником известным, как «Юрьев день».

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий продолжил традицию своего предшественника. По его велению в 1152 году был заложен град Юрьев-Польский, где позднее был возведен Георгиевский собор. Таким образом, постепенно, на Руси начал разрастаться культ святого Георгия Победоносца.

При Иване III всадник-змееборец был окончательно утвержден как герб княжества Московского. Уцелела печать 1479 года, на ней изображен всадник-копьеносец, поражающий змея-дракона окруженный письменами: «Печать великого князя Ивана Васильевича».

На обороте печати, нет рисунка, а к повторяющейся надписи добавлено — «всея Руси». С этого момента, герб княжества Московского, на какое-то время стал гербом всей Руси. Петр I первый назвал всадника святым Георгием.

Это подтверждает сохранившаяся с тех времен записка, написанная им собственноручно, относящаяся к 1710-м годам.

В таком виде герб Москвы просуществовал до 1856 года, затем, в результате проведенной в русской геральдике реформы (по указу Николая I), герб Московской губернии претерпел изменения. Новый герб города Москвы утвердили в 1883 году. В отличие от губернского в обрамлении герба города были не дубовые листья, а скипетры.

Основное изменение герба заключалось в следующем: всадник был развернут в другую сторону, согласно правил западноевропейской геральдики все живые существа (конь, всадник) должны быть повернуты в правую, а для зрителя, левую, сторону.

Сделано это было для того, чтобы живое существо (лев, медведь, всадник) изображенные на рыцарском щите, когда он держит его у левого бока, казались нападающими на противника.

Плащ всадника из желтого стал, синим, дракон превратился в золотого с крыльями зеленого цвета (ранее был черным), а белый конь стал называться «серебряным».

После Октябрьской революции герб Москвы упразднили. Герб с советской символикой был утвержден в 1924 году, а в 1993 г. был возвращен древний герб Москвы. В положении всадник назван Георгием Победоносцем. Итак, два разных положения именуют всадника по-разному.

Точнее в одном он назван святым Георгием Победоносцем, в другом обозначается, как всадник. В целом, так ли уж важно, собирательный это образ, святой покровитель города или простой воин. Главное, что на гербе изображен символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою.

История московского герба

…Конь захрапел. Из пенистых волн моря прямо на него выползало чудовище, дыша смрадной, клыкастой пастью. Змий приготовился атаковать всадника, из зева дракона вырвался клуб огня. Конь взвился на дыбы.

Воин в сверкающих доспехах придержал левой рукой узду, чтобы не потерять контроль над животным.

Правой же рукой он перехватил копье ближе к окончанию древка, направил волшебное, серебряное жало оружия точно в пасть чудовищу и ударил.

Змий забился в смертельных корчах под копытами белоснежного скакуна…

Этот сюжет увековечен на гербе Москвы.

Легенда о святом георгии

Святой Георгий — покровитель воинов, мужчин, путников, охотников, один из самых почитаемых святых в христианском пантеоне.

Его образ появился на Руси в X веке и стал быстро вытеснять языческие божества, которым поклонялись воины и охотники, Впрочем, его почитали рыцари Западной Европы. В горах Кавказа старики-сваны только перед иконой Святого Георгия снимали шапочку-сванку.

У осетин-христиан ни одно торжественное застолье до сих пор не обходится без тоста в честь Святого Георгия и просьбы к нему о покровительстве.

Библейская легенда повествует о том, как в некие стародавние времена воин Георгий в Палестине спас царевну Аи от пожирающего людей дракона. Змей, или змий, как его называли в Древней Руси, жил в озере и выползал на сушу, чтобы съесть очередную жертву Георгий зарубил змея мечом, и примером такого чуда обратил в христианство идолопоклонников Гевальских.

Корни этой легенды теряются в глубине тысячелетий. В эпосе индоевропейцев бог-воин Индра поражает злодея-змея и освобождает небесные воды, дающие жизнь людям.

Славянский Перун — бог воинов, грозы и молнии — борется со змеем — богом подземного мира, скота и богатства Велесом, чтобы освободить похищенный им скот и воду.

Греческий герой Тесей убивает морского дракона и, как Святой Георгий, спасает от гибели царевну, принесенную в жертву чудищу-людоеду. Да и во многих русских былинах рассказывается о битвах богатырей с трехглавым змеем, похитителем людей.

С крылатым огнедышащим монстром сражаются Добрыня Никитич и Алеша Попович. Со змеем-ворогом наши предки часто сравнивали степных захватчиков, постоянно грозивших набегами древнерусскому государству. Поэтому древняя легенда о воине-змееборце была близка и понятна русским людям средневековья.

Когда появились гербы на щитах

Средневековые гербы в Западной Европе появились во времена крестовых походов и первых рыцарских турниров, Там закованные в броню конники бились «шутейно» (иногда, правда, не до смерти) копьями, за свою честь и во славу прекрасных дам. Родина турниров и геральдики — науки о гербах — Германия.

Герб, изображенный на щите рыцаря, считался его родовым, личным знаком. А вот на Руси в средние века родовой семейный герб не был распространен. Свои эмблемы были в основном у князей. Они изображались на печатях, монетах, на щитах княжеских дружинников, чем подчеркивался сам факт их службы князю.

Среди резных фигур Георгиевского собора в Юрьеве-Польском на Владимирщине (XIII век) можно увидеть Святого Георгия, который держит в руках копье и овальный щит, на котором изображен знак Владимирского княжества — лев. Край щита окантован растительным орнаментом.

Подобная эмблема на щите у русских воинов того времени была знакомым явлением. Вполне вероятно, что именно ее и стали в дальнейшем называть гербом.

В русском языке слово герб впервые упоминается в 1571 году при царе Алексее Михайловиче. Это именно государственная эмблема, не знак на щите. «Да прислати образец гербъ свейский (шведский), чтобы тот гербъ в царского величества печати былъ».

Герб города москвы и российского государства

Изображение всадника, поражающего копьем змея, можно увидеть на печатях и монетах времени Василия Васильевича II Темного, внука Дмитрия Донского.

Он первый принял титул Господин Всея Руси, В этот момент и потребовался символ московских государей, который был бы понятен всем и подчеркивал их роль, как оплота борьбы с удельной раздробленностью и иноземными ворогами.

Окончательно же эмблема Московского государя как государственный герб появилась во времена правления его сына Ивана Васильевича Великого, Ивана III (1462- 1505 годы). На его поздних печатях мы видим два изображения — конного змееборца и двуглавого орла.

При Иване Грозном (правление 1533-1584) эмблема Российского государства выглядит так: двуглавый коронованный орел и щит с изображением конника, который поражает копьем змея.

Официально эмблема всадника-змееборца как герба именно города Москвы была утверждена 20 декабря 1781 года. С 1856 года герб города Москвы становится и гербом Московской губернии. В этом статусе он вновь утвержден с 1883 года.

Московский ездец

Изображения витязя-змееборца на московских печатях и на гербе не всегда были одинаковы. На печати Ивана III мы видим римского конника в развевающейся мантии. Во времена правления Василия Ивановича (Василия 111,1505-1530) всадник изображен обнаженным как символ греческого Геракла или римского Геркулеса, На печати Ивана IV также изображен нагой витязь, но в царской короне и мантии.

На заглавном листе славянской Библии, изданной в 1663 году в Москве, всадник уже одет, как подобает русскому воину. На его голове то ли остроконечный шлем, то ли шапка Мономаха. Тело его защищает броня. Русский витязь в остроконечном шлеме есть на одной из печатей Петра I.

Однако стремление представить витязя в облике античного или западного воина все же победило. Витязь на Московском гербе XVIII века облачен в тяжелые западные доспехи и жалит змея рыцарским оружием — тяжелым копьем с коническим противовесом на окончании древка.

На гербе Московской губернии в XIX веке вновь появляется римский воин, но древко его копья венчает восьмиконечный крест — это уже православная, христианская символика.

Почему московские князья не изображали в образе наездника-змееборца русских воинов? Причин несколько. Во-первых, начиная с времени Ивана III, правители Московского государства стремились подчеркнуть преемственность своей власти от императоров Римской империи.

Во-вторых, великокняжеская эмблема, или герб России, должен был быть как высший символ в меру конкретен и в меру абстрактен.

Печати с московским всадником скрепляли важнейшие государственные и международные документы, Образ воина рассматривался именно как знак-аллегория, которая была бы всюду правильно понята.

Важнейшая особенность всадника на Московском гербе — это его светский облик. Он никогда не изображался святым с нимбом над головой. Под этим витязем подразумевался Московский князь или царь.

За эмблемой Великого князя Московского первоначально закрепилось имя Ездец, а не Святой Георгий, хотя сюжет битвы со змеем прямо копировал хорошо известное на Руси предание о великом святом воине-христианине, великомученике.

Сцена со Святым Георгием Победоносцем на коне, поражающим копьем змея, была изображена в древнем Успенском соборе Москвы.

Буквальный смысл Московского герба означал, видимо, следующее: Великий князь Московский, или царь Всея Руси — оплот православного христианства, борется со злом, недругами, иноземными захватчиками точно так, как это делал Святой Георгий Победоносец, Неправда ли, многозначительная иносказательная символика.

Думал ли Великий князь Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий, что приглянувшееся ему в 1147 году местечко боярина Кучки, затерянное в дремучих лесах, где обитало славянское племя вятичей, станет столицей всех русских земель? Вряд ли. Но, может быть, сам Святой Георгий, имя которого носил князь, подсказал ему обнести поселок Москву в 1156 году деревянными крепостными стенами, и тем положить начало нашему Кремлю.

За столетия своего существования детище Юрия Долгорукого превратилось в самый крупный город в России уже в XVI- XVII веках. Не раз Москва, став оплотом централизованного Русского государства, подвергалась набегам врагов и возрожденная восставала из пожарищ.

В самые тяжелые, времена в 1941 году, Москву защищал великий воин-полководец, который тоже носил имя Георгий.

Случайно ли это? Или, может быть, действительно, сам Святой Георгий вдохновляет на великие дела всех, кто заботится и бережет его любимый город нося имя знаменитого воина-змееборца Георгия?..

(Сергей Корневский)

Источник: https://moskvichi.name/symbolism/01.php

Флаг, герб и знамя Москвы

Герб Москвы

6 мая Москва отмечает День герба и флага. Закон «О городских праздниках» был принят Мосгордумой в 2004 году, а День герба и флага в Москве впервые отметили в 2005.

Этот день совпадает с другим праздником — днем памяти Святого великомученика Георгия Победоносца. И это совпадение не случайно, ведь именно Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считается небесным покровителем Москвы.

Святой Георгий изображен на флаге и гербе российской столицы.

Хорошо известна христианская легенда о римском военачальнике, который жил в 3 веке и победил громадного змея, пронзив его копьем. Победив дракона, Георгий избавил от гибели дочь правителя, которая должна была стать его очередной жертвой.

Когда начались гонения на христиан, Георгий раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать. Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа.

После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти и обезглавили.

Герб Москвы

Герб Москвы с изображением одного из самых известных и почитаемых христианских святых Георгия Победоносца имеет долгую историю.

Он стал свидетелем зарождения и развития города, символом знаменательных побед и свершений москвичей.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет изображение святого, которого правитель считал своим покровителем, был заимствован на Руси из Византии в конце X века.

Печать Юрия Долгорукого. XII век.

Впервые изображение святого Георгия появилось в начале XI века на монетах и печатях сына Владимира Святославича Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий). На печати основателя Москвы — Юрия Долгорукого — также был изображен святой Георгий, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен.

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (1353-59 гг.). Всадник с копьем, направленным вниз изображен и на печати сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича.

Позже, на монетах Василия Дмитриевича и особенно его сына Василия Васильевича эмблема приобретает вид, близкий к тому, который в последствие был утвержден в качестве московского герба. Окончательно образ всадника-змееборца, как герба Московского княжества, был утвержден при Иване III (правил с 1462 по 1505 гг.

), что совпало с завершением объединения значительной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1479 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси».

Можно считать, что с этого момента герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всей Руси. Однако, современники по-разному воспринимали образ всадника- змееборца, так на Руси его считали изображением князя или царя, в тоже время иностранцы называли московского всадника святым Георгием.

Герб Москвы 1730 г.

Первым на Руси всадника на московском гербе назвал святым Георгием Петр I. Однако, в течение всего правления Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове.

В 1728 году в России были составлены гербы для полковых знамён (так называемый «Знамённый гербовник»). В мае 1729 года гербовник был представлен в военную коллегию и был утверждён императором, Сенатский указ об этом последовал 8 марта 1730 года.

Описание московского герба содержалось в описании государственного орла: «…в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное».

С этого момента и до начала XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием.

Герб Москвы 1781 г.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года: «Москва.

Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия».

Герб Москвы оставался в таком виде до 1856 года, когда в результате проведенной по указанию царя Николая I реформы в русской геральдике, герб Московской губернии был значительно изменен.

Герб Москвы 1883г.

Новый герб Москвы был утвержден 16 марта 1883 года и значительно отличался от губернского.

Основное изменение — всадник был повернут в другую сторону, что соответствовало традициям западноевропейской геральдики: живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону.

Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), а дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, белый конь стал называться серебряным. Кроме того, было изменено обрамление: вместо дубовых листьев — скипетры.

Герб Москвы 1924г.

После Октябрьской революции древний герб Москвы утратил официальное значение. В 1924 году Президиум Моссовета утвердил новый герб с изображением обелиска Конституции, который был открыт 7 ноября 1918 г. на бывшей Советской площади.

В официальный символ советской Москвы включили изображение обелиска на фоне Красной звезды, серпа и молота, зубчатого колеса с буквами «РСФСР», наковальни и ленты с надписью «Московский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». С конца 1930-х гг. этот герб вышел из употребления в связи с принятием Конституции Союза ССР в 1936 г. Обелиск был снесен в мае 1941 г.

В период с 1960 по 1980-е гг. городские власти неоднократно устраивали открытые конкурсы на лучший проект герба Москвы, но окончательный вариант так и не был найден.

Современный герб Москвы

Древний герб города Москвы был возвращен столице распоряжением мэра Москвы «О восстановлении исторического герба Москвы» от 23 ноября 1993 года.

Современный герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.

Флаг Москвы

Флаг Москвы

Флаг Москвы официально был принят 1 февраля 1995 г.

и представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 тёмно-красного цвета, с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 части длины полотнища.

Флаг Москвы обязательно вывешивается на зданиях организаций и на жилых домах во время официальных праздников. Кроме того, флаг Москвы всегда поднят на зданиях Московской городской думы, правительства, городского суда, арбитражного суда, префектур административных округов, управ районов, представительств Москвы в субъектах РФ и за рубежом.

В законе четко устанавливается порядок использования флага города Москвы совместно с другими флагами, определяет возможность его использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Так при одновременном размещении флага города Москвы и флагов, низших по рангу, флаг Москвы должен быть расположен с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом.

При одновременном размещении флага города Москвы и флагов, низших по рангу, флаг города Москвы не может быть по размеру меньше и не может располагаться ниже остальных флагов.

Изображение флага Москвы разрешено размещать на наградах и знаках к почетным званиям города и удостоверениях к ним, он может быть использован в качестве геральдической основы флагов территориальных подразделений государственной власти в Москве. Кроме того, флаг Москвы (в виде флажка) может быть использован для внешнего оформления городского пассажирского транспорта в дни государственных праздников и праздников столицы.

Знамя Москвы

Знамя Москвы

Знамя Москвы — один из официальных символов города, был утверждён законом города Москвы № 78 от 24.10.2004 г. «О Знамени города Москвы» В соответствии с этим законом, знамя состоит из полотнища, древка с навершием, скобой и подтоком.

К знамени прикрепляются ленты с вышитыми цветными изображениями государственных наград, которых был удостоен город Москва. Полотнище знамени — прямоугольное, двустороннее, темно-красного цвета с лицевой и оборотной сторонами.

Ширина полотнища составляет 130 см, длина полотнища — 170 см с запасом для крепления к древку. Полотнище обшито темно-красной и золотой бахромой.

В центре лицевой стороны полотнища расположено изображение развернутого от древка основного элемента герба Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змия, а, также, в виде внутренней каймы помещены золотые ветви — прилежащая к древку дубовая и симметричная ей лавровая.

На оборотной стороне полотнища в центре помещен золотой круглый медальон с обращенным от древка профильным изображением основателя Москвы — великого князя Юрия Долгорукого. Медальон обрамлен надписями: вверху — «Приди ко мне, брате, в Москов», внизу — «князь Юрий Долгорукий». Надписи разделены двумя орнаментальными элементами.

Также на оборотной стороне в виде внутренней каймы расположены восемь золотых картушей, соединенных стилизованным растительным орнаментом с вплетенными попарно изображениями двуглавого орла, единорога, льва и грифона.

В четырёх угловых картушах помещены изображения архитектурно-мемориальных символов города Москвы: Московского Кремля, Собора Василия Блаженного, Храма Христа Спасителя и здания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах.

Закон требует обязательного использования Знамени только в нескольких важнейших городских церемониях: при вступлении в должность Мэра Москвы, принятии присяги депутатами городской Думы, вручении Знака и Почетной Грамоты Почетному гражданину города Москвы.

Знамя города Москвы будет попеременно находиться в здании, где размещается Мэр и Правительство Москвы и в здании Московской городской Думы, что обусловлено принципом разделения властей.

Источник: https://www.megaflag.ru/articles/flag-gerb-i-znamya-moskvy

Как и когда на гербе Москвы появился Георгий Победоносец

Герб Москвы

Гербы пришли на Русь из Европы. Их ближайшие родственники — родовые знаки-тотемы. А прообразом современных гербов стали символы, которые в древние времена изображали на военных доспехах и знаменах.

Например, морской конь украшал шлем Александра Македонского. В античное время эмблемы были не только у людей, но и у островов и городов. Например, символом Афин была сова.

Но обычно такие изображения не передавали по наследству, то есть они не были гербами в привычном нам понимании.

Появление геральдики связывают с началом крестовых походов в 1096 году. Тогда потребовались опознавательные знаки, заметные на большом расстоянии. Решили нанести на щит крест и тем самым разделить его на части. Затем щит стали делить не только горизонтально и вертикально, но и по диагонали, а получившиеся сегменты окрашивать в разные цвета.

В середине XII века влиятельная военная знать Европы начала использовать гербы в качестве личных знаков. Причина проста: во время боев и турниров лицо воина скрывали кольчужный капюшон и шлем, и нужны были специальные знаки, чтобы различать рыцарей. А уже в конце XII столетия появились женские гербы, гербы духовных лиц, горожан, крестьян, городов, корпораций, государств, провинций.

Первые русские гербы.

На Руси княжеские роды также имели отличительные знаки. У Владимиро-Суздальских князей, например, это было изображение льва, у Ярославских — медведя.

Эти родовые символы ставили на печатях, они были знаком главного города княжества. За границей их называли русскими гербами, но, по сути, они еще не были гербами.

Если гербы Западной Европы составляли по строгим правилам геральдики, то русские эмблемы этим правилам не следовали.

Не было на Руси и слова «герб». Его начали использовать лишь в конце царствования Алексея Михайловича. В то время страна уже не могла обойтись без герба: переговоры с иностранными державами требовали знания геральдики. Поэтому в 1672 году появился рукописный «Титулярник» с изображениями 33 гербов земель тогдашней России. В их основе лежали древние городские печати.

А в 1722 году Петр I издал указы о создании Герольдии, введении должности герольдмейстера и определении на службу человека для создания гербов. Тогда прежние «печати», «знамена» и «клейма» официально назвали «гербами» и обязательной государственной символикой.

Нужно было как можно скорее разработать государственный герб, гербы царств, провинций, городов, чтобы перенести их на знамена воинских частей. Тогда Петр попросил Якова Брюса найти знающего человека.

Брюс рекомендовал пьемонтского дворянина графа Франциска Санти, знатока геральдических наук и художника.

Тот получил чин полковника русской службы и 12 апреля 1722 года был зачислен в Герольдию «товарищем герольдмейстера».

Герб Москвы работы Санти.

Несмотря на формальное отсутствие гербов на Руси, Санти признал, что гербы все же есть. В работе он опирался на существующие эмблемы печатей и изображения из «Титулярника». Некоторые эмблемы уже были оформлены по правилам геральдики: имели устойчивую традицию в рисунке и размещении в ограниченной плоскости на щите. Но над большинством гербов предстояло поработать.

Санти начал с государственного герба.

Как образец он взял рисунок государственной печати с двуглавым орлом и эмблемой Москвы на груди, перерисовал орла, поместил эмблему во французский щит (четырехугольник с закругленно-заостренной нижней стороной) и привел размещение и раскраску в соответствие с правилами европейской геральдики.

Но Санти признал, что у русской геральдики могут быть свои законы. Например, он принял типичное для нее положение фигур в левом геральдическом повороте (в геральдике стороны определяются по отношению к держащему щит), тогда как западноевропейская геральдика предписывает только правый поворот (левым боком к зрителю).

Санти увлеченно работал над созданием гербов, выписывал из-за границы литературу по геральдике, составлял геральдический словарь, запрашивал сведения для «сочинения» гербов в русских губерниях.

А в 1724 году вышел указ о введении печатей для губерний, провинций и городов, и работа по созданию гербов пошла особенно интенсивно. Но в июне 1727 года Санти обвинили в заговоре против малолетнего внука Петра I, императора Петра II.

Обвинение было ложным, но Санти пробыл в ссылке в Сибири 15 лет. Вернула его лишь Елизавета Петровна.

Описание герба работы Санти определяет, что всадник на нем — святой Георгий. Но до начала XVII века официально утверждали, что всадник на московском гербе — великий князь. При этом в народе говорили, что на московском гербе изображен святой Георгий Победоносец. А иностранцы прямо называли всадника святым Георгием. Лишь при Петре I Георгия Победоносца официально признали московским гербом.

Наши предки видели в конном воине-ездеце символ нашего отечества, а в зловещем змее — поверженных врагов русского народа. К сожалению, эта знаменательная эмблема, ставшая позднее гербом столицы, подверглась в дальнейшем грубому искажению, а затем и переделкам.

В результате воин-ездец превратился в начале XVIII столетия в мифического Георгия Победоносца.

Эти изменения старинной эмблемы произошли по вине иностранцев, приглашенных на службу в русское геральдическое ведомство, не понимавших русскую национальную символику, но знавших легенду о фантастическом подвиге «святого» Георгия, якобы освободившего царевну Аи от злого змея.

В 1727 году заниматься герботворчеством обязали Академию наук и немецкого профессора И.С. Бекенштейна, специалиста в области юриспруденции. Он попытался отказаться от этой должности, но тщетно. Также Бекенштейну поручили подготовить студентов для работы в Герольдии, но и тут не все прошло гладко: геральдике пожелали учиться лишь студенты-чужестранцы.

Герб Москвы работы фон Эндена.

Вновь интерес к городским гербам возник во время царствования Екатерины II. После реформы местного управления в 1770-1780-х, города получили некоторую самостоятельность в управлении, а гербы превратились в правовой символ, подобно свободным городам Западной Европы.

В то время «товарищем герольдмейстера» служил подполковник И.И. фон Энден. Существовало уже большое количество городских гербов, но некоторые он исправлял. Обновил он и герб Москвы.

Новый герб утвердили 20 декабря 1781 года. На гербе Санти святой Георгий был изображен в греческо-византийском доспехе, закрывающем лишь грудь и спину.

Энден одел его в полный доспех от пяток до макушки, подобно немецкому рыцарю XV-XVI веков.

Хотя «сочиненный» фон Энденом герб утвердили, им старались не пользоваться. И даже на введенном Екатериной II в 1769 году военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия сохранялось прежнее изображение святого.

Герб Москвы работы Кене.

В 1850-х управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии стал немецкий «ученый нумизмат» на русской службе Б.В. Кене. Он-то повернул всадника на гербе Москвы по западноевропейским правилам. Поэтому с 1856 до 1917 года Георгия Победоносца изображали на гербе в неестественном положении: он вынужден был бросить узду и, держа копье двумя руками, колоть слева.

В царствование Николая I и Александра II Георгия Победоносца изображали в западноевропейских сплошных доспехах, а при Александре III ему вернули прежний античный облик. А 23 февраля 1883 года герб Москвы утвердили как элемент Большого государственного герба.

На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем.

В Москве начала XX века редко и неохотно пользовались официальным московским гербом.

Зато было много художественных произведений на его тему, больше связанных не с официальным гербом, а с традиционным иконописным изображением Георгия Победоносца. Это, например, барельеф работы В.М.

 Васнецова на фасаде Третьяковской галереи. А в 1919 году в Белом движении попытались сделать Святого Георгия государственной эмблемой России.

Советский герб города Москва.

Советская власть уничтожила эмблематику царской России, и 27 февраля 1925 года Президиум Моссовета утвердил новый герб Москвы работы архитектора Д.Н. Осипова.

Изображенный на сем листе рисунок утвержденного герба состоит из следующих элементов: а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии. б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.

в) Серп и Молот — эмблема рабоче-крестьянского правительства. г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья — сельское хозяйство.

д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня — это эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок — текстильного производства.

е) Внизу над надписью «Московский совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динамо-машина — эмблема электрификации.

Таким образом, в целом герб является синтезом деятельности Моссовета.

Этот герб Москвы в конце 1920 — начале 1930-х изображали на печати Моссовета и печатали на его изданиях. Но уже к концу 1930-х годов он вышел из употребления. Сейчас советский герб сохранился на фасаде здания Верховного суда на Поварской улице и в узоре ограды Большого Каменного моста через Москву-реку.

Хрущевская «оттепель» затронула все стороны жизни СССР. Тогда же возродился интерес к геральдике. В журналах появились статьи о старых гербах. Любители начали сочинять новые гербы для городов и поселков, возникших уже после революции, и переделывать старые гербы на современный лад.

В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на герб Москвы.

Из 177 проектов большинство предлагало гербы с новой — социалистической — символикой: красная звезда, серп и молот, Останкинская телевизионная башня, Мавзолей Ленина, горящий факел, голубь мира, восходящее солнце и другие подобные эмблемы на фоне зубчатой кремлевской стены. Но при этом много проектов включало изображение всадника наподобие дореволюционного герба Москвы. Ни один из проектов не удовлетворил жюри.

Вновь вопрос о гербе Москвы возник в 1992 году.

Депутат Моссовета художник Константин Иванов по своей инициативе разработал эскизы и предложил на их основе восстановить старый герб с изображением Георгия Победоносца.

Но этот вариант не утвердили и подвергли критике. Чаще всего художника упрекали, что изобразил святого Георгия без шлема. Так художника вынудили вернуться к «сочинению» подполковника фон Эндена.

Возвращение герба Москве

23 ноября 1993 года вышло распоряжение Мэра Москвы «О восстановлении исторического герба города Москвы».

А каноническое изображение Георгия Победоносца как святого — с нимбом — есть на кремлевской стене слева от Троицкого Моста.

Но почему святой на гербе больше похож на воина? Многие связывают это с версией о том, что на самом деле, на московском гербе изображен языческий бог Перун.

Не проливает света на этот вопрос и законодательство, так как упомянутое изображение фигурирует на Московском гербе как «Святой Георгий Победоносец», и при этом закон регламентирует изображать его как рыцаря, а в гербе Российской Федерации — как «всадник».

В «Житии святого великомученика Георгия» говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, и был воином. Приняв христианство, он раздал свое имущество бедным и пошел проповедовать. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонения на христиан.

Георгий также попал в руки палачей. У него потребовали отречься от веры, но он отказался. Тогда Георгия казнили. Почитать великомученика сначала стали на Востоке, а затем и в христианских странах Европы. Святой Георгии прославился многими чудесами, о которых рассказывает его «Житие». Одно из них — спасение от змия.

Возле одного языческого города поселился в пещере змий. Он похищал и губил жителей, и чтобы умилостивить его, жители отдавали своих детей. Подошел черед царской дочери: ее одели в багряницу и проводили к пещере. Мимо ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вступил в бой со змием. Змий смирился и пал Георгию в ноги.

Святой привел его в город и на глазах у всех отрубил змию голову. Горожане обрадовались и приняли христианство.

На Руси о святом Георгии узнали еще до принятия христианства. Его считали покровителем воинов и князей, поэтому в 988 году князя Ярослава Владимировича крестили под именем Георгия.

Ярослав почитал своего небесного покровителя и назвал его именем город Юрьев, а также основал в честь него монастырь и церковь в Киеве. Князь Юрий Долгорукий в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей.

А Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в благодарность за победу заложил в селе Коломенском церковь во имя святого Георгия

.

А вам есть что добавить в рассказ об истории московского герба?

Источник: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-gerba-goroda-moskva

Герб Москвы

Герб Москвы

На темно-красном геральдическом щите  развернутый вправо от зрителя всадник — Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного Змия.

Являясь производителем, компания «Герб-Флаг» предлагает купить герб  Москвы различного исполнения:

  • печать герба на пластике;
  • барельефное исполнение герба: пластик на бархате (флоке) или пластик на пластике;

Купить герб Москвы: печать на пластике

В таблице представлены гербы Москвы, напечатанные на пленке и наклеенные на  пластиковую основу, вставленную в раму. Варианты рам: «красное дерево», «орех венге», «золото».

Размер, см. Описание Фото 1 шт. 3 шт. 10 шт. 30 шт. 100 шт.
40 х 42 прямоугольная рама

печать на пластике

рама: пластиковый багет
красное дерево, орех, золото
2500  2400  2300  2200  2100
51 х 55 прямоугольная рама

печать на пластике

 рама: пластиковый багет
красное дерево, орех, золото
 3000  2900  2800 2700  2600
42х50 геральдический щит

печать на пластике

щит — пластик
рама — «золото»
 2000  1900  1800  1700 1600
52 х 62геральдический щит

печать на пластике

щит — пластик
рама — «золото»
 2500 2400  2300  2200  2100

Купить герб Москвы: барельеф (пластик) на пластиковом геральдическом щите

В таблице представлены гербы Москвы на геральдических щитах: пластике (3мм.) и алюминиевом композите (3мм.). Всадник изготавливается из литьевой композитной смолы и покрывается краской под золото (для ПОМЕЩЕНИЯ) или вакуумной металлизацией (для ПОМЕЩЕНИЯ и УЛИЦЫ).

>

Описание Артикул Фото 1 3 10 30
опт 1
100
опт 10
300
опт 100
1000
опт 300
Герб Москвы  БЕЗ ЩИТА

5,7 х 7 см.

Без щита

Вес:

5,7 х 7 см
краска П7 350  300  280   210  200 170  160 
металлизация П7М 480 450 410 350 330 320 300
металлизация П7МЭ

9,5 х 12 см.

Без щита

Вес:

9,5 х 12 см
краска П12  780  720  650  450  400  380  360
металлизация П12М 910 890 840 630 600 590 550
металлизация П12МЭ

15,5 х 17,5 см

Без щита

Вес: 0,15 кг

15,5 х 17,5 см
краска П17,5 1020  950   890  610 550  510   460
металлизация П17,5М 1290 1250 1180 910 860 820 770
металлизация П17,5МЭ

18,5 х 21,5 см

Без щита

Вес: 0,3 кг

18,5 х 21,5 см
краска П21,5  1250 1180 1120  770   700  630 550 
металлизация П21,5М 1670  1610 1530 1180 1120 1050 980
металлизация П21,5МЭ

28,5 х 33 см

Без щита

Вес: 0,85 кг

28,5 х 33 см
краска П33 3010  2840  2680  1850  1680 1520   1320
металлизация П33М 4000  3860 3670  2840 2680 2510 2350
металлизация П33МЭ

40 х 47 см

Без щита

Вес: 2 кг

40 х 47 см
краска П47  6030 5680   5360 3700   3360 3040   2650
металлизация П47М  8000 7730 7340  5680  5360  5010  4690 
металлизация П17,5МЭ

65 х78 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес: 7,3 кг

65 х 78 см
металлизация П78М 17400  16010  14620  13920  13230 12520 
металлизация П78МЭ

77 х 89 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес: 10,5 кг

77 х 89 см
металлизация П89М 29220  27830  25050  23660  22260  20870 
металлизация П89МЭ
Герб Москвы 22 х 26 см. ПЛАСТИК НА ПЛАСТИКЕ

22х26 см.

(без рамки)

Всадник: 15х17,5 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес:

БЕЗ РАМКИ
краска П26 760 750 740 710 690 670 630
металлизация П26М 950 940 930 910 870 850 830
Герб Москвы 30 х 36 см. ПЛАСТИК НА ПЛАСТИКЕ

30х36 см.

(без рамки)

Всадник: 18,5х21,5 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес:

БЕЗ РАМКИ
краска П36 1170 1130 1100 1050 1030 1000 950
металлизация П36М 1460 1420 1390 1340 1320 1290 1240
Герб Москвы 40х48 ПЛАСТИК НА ПЛАСТИКЕ

40х48 см

(без рамки)

Всадник: 28,5х33 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес:

42х50 см

(в рамке)

Всадник: 28,5х33 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес:

БЕЗ РАМКИ
краска П48 1590 1520 1460 1390 1370 1330 1270
металлизация П48М 1970 1890 1840 1770 1750 1710 1640
металлизация, эмали П48МЭ 2540  2470 2420 2350 2320 2290  2220 
В РАМКЕ
краска П50Р 3160 3040 2780 2280 2020 1900 1770
металлизация П50РМ 3540 3420 3160 2660 2400 2280 2150
металлизация, эмали П50РМЭ 4120  3990  3740  3230  2980  2850  2730 
Герб Москвы 50 х 60 см. ПЛАСТИК НА ПЛАСТИКЕ

50х60 см.

(без рамки)

Всадник: 40х47 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес:

52х62 см.

(в рамке)

Всадник: 41,5х47,5 см

Щит: ПЛАСТИК

Вес:

БЕЗ РАМКИ
краска П60 2350 2280 2220 2150 2100 2020 1970
металлизация П60М 2850 2780 2730 2660 2600 2530 2470
металлизация, эмали П60МЭ 3660  3590 3530  3460  3400  3340  3280 
В РАМКЕ
краска П62Р 3670 3540 3290 2910 2780 2660 2530
металлизация П62РМ 4170 4050 3800 3420 3290 3160 3040
металлизация, эмали П62РМЭ 4980  4850  4600  4220  4100  3970  3840 
Герб Москвы 50 х 60 см. ПЛАСТИК НА АЛЮМИНИЕВОМ КОМПОЗИТЕ 3 мм.

50х60 см.

(без рамки)

Всадник: 41,5х47,5 см

Щит: алюм. КОМПОЗИТ

Вес:

БЕЗ РАМКИ
краска К60 5350 5120 4890 3740 3620 3510 3390
металлизация К60М 4180 4120 4050 3990 3920 3860 3800
Герб Москвы ПЛАСТИК НА АЛЮМИНИЕВОМ КОМПОЗИТЕ

75х90 см.

(без рамки)

Всадник: 65х78 см

Щит: АЛЮМИНИЕВЫЙ КОМПОЗИТ

Вес: 9,5 КГ

87х104 см. 

Всадник: 77х89 см

Щит: АЛЮМИНИЕВЫЙ КОМПОЗИТ

Вес:

БЕЗ РАМКИ
краска К90
металлизация К90М
металлизация, эмали К90МЭ
БЕЗ РАМКИ
краска К104  21850 21280  20700  18400  17830   17250 16680 
металлизация К104М  25300 24730  24150  21850  21280  20700  20130 
металлизация, эмали К104МЭ

Купить герб Москвы: барельеф (пластик) на бархатном (флок) геральдическом щите

В таблице представлены гербы Москвы на геральдических щитах МДФ, покрытых флоком (бархатом). Всадник изготавливается из литьевой композитной смолы и покрывается краской под золото или вакуумной металлизацией.

>

Источник: http://gerb-flag.ru/gerb-moskvy-kupit.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики