Vigoda

Галерея портретов музыкантов в Центральной Музыкальной Школе

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс

Галерея портретов музыкантов в Центральной Музыкальной Школе

Класс: 6

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
  • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.

Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр «Hitachi», фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»

2. Вступление.

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» (Приложение №1. Слайд 1.)

Учитель читает стихи Листова

Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час. Его пел голос неизвестный, И песня чудная лилась. Да, то был вальс прелестный, томный, Да, то был дивный вальс. Теперь зима, и те же ели Покрыты сумраком стоят. А под окном шумят метели И звуки вальса не звучат. Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

Приложение №2 . фрагмент исполнения романса «Я помню вальса звук прелестный..» М.Магомаевым и Т. Синявской

Презентация Слайд 2

Учитель:

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

Презентация. Слайд 3

Ученики читают строки Пушкина со слайда:

Мечта в волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви…

А.С.Пушкин

Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи»

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Презентация. Слайд №4 (портреты)

Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

От красок шумно и светло, Картины воздух обступили, Я музыку сюда бы ввел, Чтобы они заговорил

С.Тюрин

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок.

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Презентация Слайд №6

Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?

Учитель:

А может ли музыка нарисовать портрет?

Приложение №3

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)

Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

«Вальс-фантазия» – это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.

Как звучит музыка этого вальса?

Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?

(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).

Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь

Учитель:

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

  1. Чувства… – это получается от вдохновения свыше
  2. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…» Учитель: удивительное произведение русской симфонической музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были сочинены Глинкой под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн.

    Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?

  3. В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» – на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
  4. Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
  5. К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

Презентация Слайд №7,

Презентация Слайд №8

Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

Приложение №8 Слайд №9

«Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.

Приложение №4

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»

Ученики читают стихи:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,

Презентация Слайд №10

Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Презентация Слайд №11 «Аллея Керн»

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Презентация Слайд №12, 13

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Презентация Слайд №14

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь

Презентация Слайд №15

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)

Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Приложение №5 Слайд №16

Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.

Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

  • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
  • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
  • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва – рисунка, или отзыва в стихах или прозе.

Презентация Слайд №18 , 19

Дополнительный материал

Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов.

Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи.

Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные.

Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?

Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени.

Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья. Рокотов Федор Степанович. «Портрет А.П.Струйской»

Источники:

  1. jivopis.org – Русская и мировая живопись, великие произведения

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602960/

10 композиторов, которых Вы должны знать

Галерея портретов музыкантов в Центральной Музыкальной Школе

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий.

Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений.

Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать. 

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

1. Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт. 

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово — “Героическая”.

“Лунная соната” Л.Бетховена, послушать:

2. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать: 

3. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки. 

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

“Маленькая ночная серенада” В.А.Моцарта, послушать:
    

4. Рихард Вагнер (1813-1883) 

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями. 

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

“Полет валькирий” из оперы Р.Вагнера “Валькирия”, послушать
  

5. Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

Русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Его произведения внесли бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. Один из самых популярных композиторов среди любителей классической музыки, в уникальном стиле Чайковского успешно сочетается западное симфоническое наследие Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки. 

Интересный факт.

С молодости у Чайковского была непреодолимая жажда знаний, причем в самых разных областях. Так, одним из первых среди своих современников он познакомился с новым изобретением XIX века, которому было суждено огромное будущее. Это был фонограф Эдисона, открывший эру звукозаписи.

“Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”, послушать:
   

6. Джузеппе Верди (1813-1901) 

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии. 

Увертюра к опере Д.Верди “Травиата”, послушать:
  

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский – после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века.

  Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века.

Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы. 

Сюита из балета И.Ф.Стравинского “Жар птица”,  послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899) 

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. “Король вальсов”, он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса – также Иоганн и также известный музыкант, поэтому “короля вальсов” называют младшим или сыном,  его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”, послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Русский композитор, пианист и дирижёр, один из крупнейших представителей русской и мировой музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX вв.

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, выходит далеко за пределы постромантической традиции и в тоже время не принадлежит ни к одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в.

Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX века, его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.

Интересный факт.

 Премьера Первой симфонии Рахманинова закончилась полным провалом, как из-за некачественного исполнения, так и из-за новаторской сущности музыки, намного опередившей своё время. Это событие стало причиной серьёзной нервной болезни композитора. 

С.В.Рахманинов Концерт № 4 часть1 – Allegro vivace (alla breve), послушать:

10. Франц Петер Шуберт (1797-1828)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название “Шубертиады” (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

“Аве Мария” Ф.П.Шуберта, послушать:
  

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал:

10 великих русских композиторов, которых Вы должны знать. Часть 2

Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/10-kompozitorov-kotoryh-Vy-dolzhny-znaty.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики