Vigoda

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Галерея искусcтва стран Европы и Америки XIX-XX веков

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Галерея искусств стран Европы и Америки ХIХ – ХХ веков является филиалом Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и находится в красивом старинном здании слева от него.

Галерея представляет собой богатое собрание произведений западного искусства с 1810 года до конца ХХ века, созданное на основе подаренных и национализированных в советское время частных коллекций. Особо выделяется обширное собрание картин французских импрессионистов.

В экспозициях галереи постоянно демонстрируется около 400 картин, и еще около 600 экспонатов находятся в запасниках. Среди великих имен — П. Пикассо. В. ван Гог, П. Гоген, А. Матисс, Ф. Гойя, О. Роден, В. Кандинский и многие другие легендарные художники.

Такое количество редких произведений известных европейских и американских художников могло бы сделать честь многим художественным галереям западных стран.

История создания коллекции

Основой коллекции Галереи стали личные собрания купцов-меценатов И. Морозова и С. Щукина, которые первыми в России на рубеже XIX-XX веков заинтересовались картинами французских художников-импрессионистов.

Оба умело определяли ценность того или иного произведения при выборе и пользовались советами и рекомендациями ведущих отечественных художников, таких как С. Виноградов, В. Серов, К. Коровин. Так, очарованный творчеством живописцев-модернистов из группы «Наби», И.

Морозов за короткий срок собрал великолепную подборку картин М. Дени, П. Боннара и других художников этого направления.

Обладавший удивительной интуицией на пионеров художественных течений, С. Щукин рисковал и выигрывал, приобретая картины малоизвестных начинающих авторов. Отдав сначала дань талантам Э. Мане и П. Гогена, Щукин затем открыл для России имена А. Матисса, П. Пикассо и других мастеров, покупая их полотна сразу после появления.

В советские период, в 1928 году, национализированные собрания Морозова и Щукина были сперва сгруппированы в Музей нового западного искусства.

В 1948 году эти коллекции и другие поступления работ европейских и американских авторов разделили между Эрмитажем (Санкт-Петербург) и Пушкинским музеем (Москва).

Среди наиболее значительных последующих пополнений коллекции Музея изобразительных искусств — работы художников русской эмиграции – В. Кандинского, М. Шагала и других.

В 2012 году разросшаяся коллекция работ западных художников последних двух столетий была размещена рядом с Пушкинским музеем, в левом флигеле бывшей усадьбы князей Голицыных, Это трехэтажное здание, построенное в середине ХVIII века, было полностью отремонтировано перед открытием.

Экспозиция галереи искусств стран Европы и Америки ХIХ – ХХ веков в настоящее время

Самой ценной жемчужиной всей коллекции являются картины французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые привлекают в Галерею огромное количество знатоков и любителей.

Среди них – изумительные «Завтрак на траве», «Бульвар Капуцинок в Париже» и «Сирень на солнце» К.

Моне, вместе с его морскими пейзажами и «Водяными лилиями»; «Портрет Жанны Самари», «Обнажённая», «Девушки в чёрном» и «Купание в Сене» О. Ренуара и другие шедевры.

К. Писсаро представлен великолепным «Оперным проездом в Париже», а  Э. Дега – самыми знаменитыми среди его балерин «Голубыми танцовщицами».

«Красные виноградники в Арле», Море в Сент-Мари», «Прогулка заключённых» – работы В. ван Гога. Из произведений А. Тулуз-Лотрека в галерее находятся «Дама у окна», «Певица Иввет Гильберт», литография «Диван Жапоне».

Очень необычны по воздействию на зрителя пейзажи А. Дерена и картины А. Руссо.

Неподдельный интерес публики вызывают другие школы живописи. Представителями французского Салона в галерее являются художники Ж. Жером, Э. Изабе, П. Деларош. Французские романтики представлены картинами Э. Делакруа и Ж. Энгра, а пейзажи – произведениями К. Коро, Ж. Дюпре, Т. Руссо, Ш. Добиньи. Направление французского реализма представлено работами Г. Курбье, Ж. Милле, О. Домье.

Отдельный зал демонстрирует немецкую школу изобразительного искусства начала ХIХ века. В нем есть картины К.

Фридриха и художников-назарейцев, романтизировавших свои полотна религиозными мотивами в стиле итальянцев ХV века. Олицетворением испанской живописи в галерее является творчество великого Ф. Гойи.

О художественном искусстве Америки рассказывают зрителям холсты Р. Кента и многих других.

Кроме этого, галерея располагает произведениями художников, представляющих модернистские школы Италии, Германии и других стран. Помимо картин, в ней выставлены композиции таких скульпторов как О. Роден, А. Майоль, А. Бари, Э. Бурдель, О. Цадкин, X. Арп, мастерски вписанные в атмосферу Галереи в соответствии с её стилем и назначением.

Помещение галереи искусств стран Европы и Америки ХIХ – ХХ веков разбито на 26 залов. Работы в них располагаются в соответствии с тематическими, территориальными или именными критериями. В некоторых залах расставлены удобные диваны для тех. кто хочет провести за исследованием живописных шедевров долгое время. Гардероб музея отличается удобством, а буфет – разнообразием и лояльными ценами.

© 2016-2019 moscovery.com

Вера Круглова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 2, средняя оценка: 3,00 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81c%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B-%D0%B8-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8/

Галерея искусства Европы и Америки в Москве. 7 картин, которые стоит увидеть — Дневник живописи

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Это статья для тех, кто собирается в Пушкинский музей НЕ в первый раз. Вы уже видели самые главные шедевры Галереи искусств стран Европы и Америки (которая является частью Пушкинского музея и находится в отдельном здании на Волхонке, 14 в Москве). И “Голубых танцовщиц” Дега. И “Жанну Самари” Ренуара. И знаменитые “Кувшинки” Моне.

Теперь пришло время изучить коллекцию поглубже. И обратить внимания на менее раскрученные шедевры. Но все же шедевры. Все тех же великих художников.

И даже тех, кого в первое посещение музея вы обошли стороной. Вряд ли вы тогда остановились перед “Девушками на мосту” Эдварда Мунка. Или “Джунглями” Анри Руссо. Познакомимся и с ними поближе.

1. Франсиско Гойя. Карнавал. 1810-1820 гг

Франсиско Гойя. Карнавал. 1810-1820 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

В России хранится лишь три картины Франсиско Гойи. Две из них – в Пушкинском музее (Третья картина, “Портрет актрисы Антонии Сарате” – в Эрмитаже. Поэтому стоит рассмотреть одну из них. А именно “Карнавал”.

Она мало известна зарубежом. Однако очень гойевская. В его духе. Зловещая, насмешливая. Карнавал происходит днём. Но такое ощущение, что на картине ночь. Настолько пугающими кажутся “празднующие” люди. Как будто это пьяницы и бандиты под утро вышли дебоширить.

Это, пожалуй, самый мрачный карнавал когда-либо написанный. Такая мрачность была свойственна всем поздним работам Гойи. Даже на более красочных заказных работах он мог изобразить предвестники плохого.

Так, на портрете сына аристократов он изобразил кошек со злыми глазами. Они олицетворяют мировое зло, которое так и норовит завладеть невинной душой ребёнка.

2. Клод Моне. Сирень на солнце. 1872 г

Клод Моне. Сирень на солнце. 1872 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

“Сирень на солнце” – само воплощение импрессионизма. Яркие цвета. Блики света на одежде. Контраст света и тени. Отсутствие точных деталей. Изображение словно через пелену.

Если вы любите импрессионизм, именно по этой картине вы точно поймёте, почему.

Маленькими детьми мир воспринимается без деталей, как сквозь толщу воды. По крайней мере, так описывают свои воспоминания люди, помнящие себя в 2-3 года. В этом возрасте мы все оцениваем гораздо эмоциональнее. Поэтому работы импрессионистов, особенно Клода Моне вызывают у нас эмоции. Чаще приятные, конечно.

“Сирень на солнце” не исключение. Вам не важно, что лиц сидящих женщин под деревьями не видно. А уж тем более безразличен их социальный статус и тема разговора. Вас захлестнут эмоции. Желание что-либо анализировать не проснётся. Потому что вы, как в детстве. Радуетесь. Грустите. Вам нравится. Вы переживаете.

Читайте ещё об одной замечательной работе Моне в Пушкинском “Бульвар Капуцинок. Необычные факты о картине”.

3. Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889 г

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Ван Гог в последние годы жизни был полностью во власти цвета. Именно в это время он создаёт свои знаменитые “Подсолнухи”. Даже портреты его очень яркие. Не исключение – “Портрет доктора Рэя”.

Синий пиджак. Зелёный фон с желто-красными завитками. Слишком необычно для 19 века. Конечно, доктор Рэй подарок не оценил. Он воспринял его как нелепую картину душевнобольного пациента. Забросил её на чердак. Потом и вовсе прикрывал им дыру в курятнике.

На самом деле такой фон Ван Гог написал сознательно. Цвет был его иносказательным языком. Завитушки и яркие краски – это эмоции благодарности, которые испытывал художник к доктору.

Ведь именно он помогал Ван Гогу справляться с приступами душевной болезни после знаменитого события с отрезанным ухом. Доктор даже хотел пришить мочку уха художника. Но ее слишком долго доставляли в больницу (Ван Гог вручил своё ухо проститутке со словами “Это может вам пригодиться”).

О других работах мастера читайте в статье «5 шедевров Ван Гога».

4. Поль Сезанн. Персики и груши. 1895 г

Поль Сезанн. Персики и груши. 1895 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Поль Сезанн объявил бойкот фотографичности изображения. Так же, как и его современники импрессионисты. Только если импрессионисты изображали мимолётное впечатление, пренебрегая деталями. Сезанн же видоизменял эти детали.

Это хорошо видно на его натюрморте “Персики и груши”. Всмотритесь в картину. Вы найдёте очень много искажений реальности. Нарушений законов физики. Законов перспективы.

Художник передаёт свой собственный взгляд на действительность. Она субъективна. И смотрим мы на один и тот же предмет в течение дня под разным углом. Вот и получается, что вроде стол показан сбоку. А столешница изображена почти сверху. Она как будто опрокидывается на нас.

Посмотрите на кувшин. Линия стола слева и справа от него не совпадают. А скатерть и вовсе как будто “перетекает” в тарелку. Картина похожа на головоломку. Чем дольше смотришь, тем больше находишь искажений реальности.

Уже рукой подать до кубизма Пикассо и примитивизма Матисса. Именно Сезанн является их главным вдохновителем.

5. Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг

Эдвард Мунк. Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту). 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г.

Москва

Фирменный стиль Эдварда Мунка сформировался под влиянием Ван Гога. Так же, как и Ван Гог, он с помощью цвета и простых линий выражает свои эмоции. Только Ван Гог больше изображал радость, восторг.

Мунк – отчаяние, меланхолию, страх. Как на серии картин “Крик”.

“Девушки на мосту” созданы после знаменитого “Крика”. Они похожи. Мост, вода, небо. Те же широкие волны краски. Только в отличие от “Крика” эта картина несёт положительные эмоции. Получается, что художник не всегда был во власти депрессии и отчаяния. Иногда сквозь них пробивалась и надежда.

Картина написана в городке Осгардстран. Его художник очень любил. Сейчас в нем все по-прежнему. Если вы туда приедите, то найдёте тот же мост и тот же белый дом за белым забором.

6. Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910 г

Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Многие считали Анри Руссо чудаком. Сами подумайте, откуда в джунглях взяться лошади? Ягуар как будто её обнимает, а вовсе не съесть хочет.

Руссо в джунглях никогда не был. И настоящего ягуара не видел. Экзотические растения и чучела животных он изучал в парижском ботаническом саду. Живописи он тоже нигде не учился. Рисовать начал на пенсии. Когда работа таможенника уже не отнимала столько времени.

Его “картины 10-летнего мальчика”, как говорили критики, никто всерьёз не воспринимал. Напротив, ходили на выставку посмеяться. Только Матисс однажды сказал “Вот хочу покритиковать вашу картину, да не могу – ноги сразу подкашиваются”.

Под конец жизни Руссо понял, что видимо уже не суждено получить признание. Но был уверен, что так наивно и примитивно будут рисовать многие, уже после его смерти.

Так и получилось. Он считается основателем примитивизма. У Матисса не зря ноги подкашивались. Ведь его стиль сформируется под влиянием этого чудака.

О другой работе мастера читайте в статье «Спящая цыганка. Полосатый шедевр Анри Руссо».

7. Пабло Пикассо. Скрипка. 1912 г

Пабло Пикассо. Скрипка. 1912 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Пикассо за свою жизнь успел поработать в разных направлениях. Хотя многие знают его как кубиста. “Скрипка” – одна из самых ярких его кубистских работ.

Скрипку Пикассо полностью “разобрал” на части. Одну часть вы видите под одним углом, другую – совсем под другим. Художник как бы затеял с вами игру. Ваша задача – в уме сложить разные части в единый предмет. Вот такой живописный ребус.

Очень скоро Пикассо помимо холста и масляных красок начнёт использовать куски газеты, дерева. Это уже будет коллаж. Такая эволюция не удивительна. Ведь в 20 веке с помощью технологий так легко увидеть и даже иметь репродукцию любого произведения. И лишь сделанная из кусочков разного материала работа становится неповторимой. Её уже так просто не размножить.

Об ещё одном шедевре мастера, который хранится в Пушкинском, читайте в статье «Девочка на шаре» Пикассо. О чем рассказывает картина».

***

Если вам захотелось посетить Пушкинский музей ещё раз, значит я достигла своей цели. Если вы там ещё ни разу не были, начните изучение его шедевров со статьи “7 картин Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/galereya-iskusstva-evropyi/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики