Vigoda

Фестиваль экспериментального кино MIEFF 2017

Содержание

Что смотреть на международном фестивале экспериментального кино MIEFF-2019

Фестиваль экспериментального кино MIEFF 2017

C 10 по 14 июля в Москве состоится четвертый международный фестиваль экспериментального кино, в котором по традиции нашлось место как радикальным экспериментам в области современного видеоарта, так и авангарду XX века. Time Out рассказывает, на что в первую очередь стоит обратить внимание любителям нестандартного кино.

В этом году в конкурсе фестиваля вновь мощная подборка ярчайших короткометражных экспериментов со всего мира: участие в программе приняли 33 фильма из 20 стран. Особенно стоит отметить новые работы обладателя «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонга Вирасетакула и французского классика Жана-Мари Штрауба.

Кадр из фильма «Синий», режиссер Апичатпонг Вирасетакул, первая конкурсная программа фестиваля.

Для зрительского удобства конкурс поделен на 7 частей, после каждой из которых обещают обсуждение картин с гостями фестиваля, а специально для тех, кто занят днем, организаторы устроят в кинотеатре «Иллюзион» ночные сеансы. Фильмы-победители фестиваля этого года (уже после награждения жюри) можно будет увидеть 15 июля в летнем кинотеатре Garage Screen в Парке Горького.

Ночная программа AUX Night 2.0

Макино Такаши, перформанс «Space Noise 2». Фото с сайта фестиваля.

В этом году фестиваль продолжает секцию, запущенную в 2018-м году – серию живых аудиовизуальных перформансов от художников и музыкантов, которая пройдет в клубе «Агломерат».

Программу откроет выступление чешского трио Taran, в своей работе объединяющего методы живой анимации с аналоговым синтезом и реструктуризацией звука, чтобы воссоздать первый в истории случай применения воздушного тарана летчиком Петром Нестеровым во время Первой мировой.

Следом выступит испанец Мигель Пуэртаса, чей перформанс исследует психологическое воздействие цвета на человека при помощи оптических призм, фильтров и звуковых вариаций.

Арт-группа MSHR. Фото с сайта фестиваля

Продолжит вечер один из самых известных японских видеохудожников и победитель MIEFF-2017 Макино Такаши со знаменитым перформансом «Space Noise 2».

В нем японец, используя нойз коллажи и наслаивание изображений друг на друга, создает ощущение присутствия внутри 3D картинки при помощи очков с эффектом Пульфриха.

Завершит программу американская арт-группа MSHR, которая создаст импровизационную светомузыкальную композицию, отсылающую к электронной музыке США.

Ретроспектива Брюса Коннера

Кадр из фильма «Космический Рэй»

Отдельной ретроспективы в этом году удостоился Брюс Коннер, один из пионеров американского авангарда, работавший не только с кино, но и со скульптурой, техникой ассамбляжа, живописью, коллажами и фотографией.

В качестве видеохудожника Коннер известен своими экспериментами с монтажом и использованием поп-музыки в фильмах, размышлениями о природе кино и осмыслением того, как образы, рождаемые культурными индустриями и масс-медиа, влияют на общество.

В рамках фестиваля впервые в России на большом экране покажут его уже ставшие классическими «Фильм», переосмысляющий природу монтажа, «Репортаж», деконструирующий освещение убийства Кеннеди в СМИ, гипнотизирующую медитацию на тему атомной бомбы «Операция “Перекресток”» и «Космического Рэя», считающегося предтечей современных музыкальных клипов.

Специальные показы

«AIDOL»

Фильм открытия MIEFF-2019.

Технически ослепляющая футуристическая фантазия, созданная с помощью программного обеспечения для 3D-рендеринга и видеоигр, рассказывает историю Дивы – некогда популярной суперзвезды, которая привлекает искусственный интеллект для возвращения на поп-культурный Олимп в финале «Олимпиады по Киберспорту» 2065 года. Художник Лоуренс Лек не только создал завораживающий визуальный ряд картины, но и написал к нему оригинальный саундтрек. После показа состоится обсуждение с режиссером.

«Настоящее. Совершенное»

Победитель Роттердамского кинофестиваля 2019 года, «Настоящее. Совершенное» – гротескный портрет мира, в котором мы сегодня живем. Смонтированный из более чем 800 часов потокового видео, фильм фокусируется на историях нескольких пользователей стриминговых сервисов, транслирующих в сеть свою жизнь.

Таким образом герои – молодой парень с гипоплазией (недоразвитыми конечностями), уличный танцор-неудачник, человек с дефицитом гормона роста, обезображенный ожогом мужчина и другие – пытаются преодолеть одиночество в реальной жизни и получить столь необходимое для современного человека внимание публики.

«Memento Stella»

Происходящий из неологизма «помни звезды», придуманного японским видеохудожником и автором картины Макино Такаши, «Memento Stella» исследует возникновение всех явлений в бесформенном поле элементарной материи.

Наслаивая кадры снега, воды, города и листвы друг на друга, режиссер добивается мультиэкспозиции такой частоты, которая мало чем отличающемся от роя колеблющихся частиц и мерцающих облаков света, напоминающих зарождение звезд в водоворотах космической пыли.

После показа состоится обсуждение с режиссером.

«Свет» + «Твое лицо»

Двойная премьера новых фильмов знакового тайваньского режиссера и призера международных кинофестивалей Цая Минляна.

«Твое лицо» – коллективный портрет 13 городских жителей, снятых в интерьерах выставочного зала Чжуншань в Тайбэе, музыку к которому написал лауреат премии «Оскар» Рюити Сакамото.

«Свет» – портрет уже самого исторического павильона Чжуншань, запечатленного режиссером при естественном освещении.

«Полупроводник»

Новая работа представителя радикального кино Олега Мавроматти продолжает его цикл фильмов, посвященных российским видеоблогерам («Дуракам здесь не место», «Обезьяна, страус и могила»), однако на этот раз делает это при помощи художественного переосмысления. «Полупроводник» рассказывает о вымышленной звезде Ане Кадет (сыгранная Анной Дэн), поклоннице советских паровозов, которая сталкивается с ужасающей постсоветской действительностью в лице колдуна Кулебякина (Виктор Вин4 Лебедев).

Между двумя кинематографами: Американский авангард

Кадр из фильма «Свет Мотылька», снятого без использования камеры, режиссер Стен Брекидж

Программа «Между двумя кинематографами» выстроена вокруг одноименного фильма-эссе независимого американского режиссера и архивиста Росса Липмана, отражающего его тридцатилетний путь сквозь традиции европейского и американского киноавангарда.

В этом году организаторы фестиваля решили сфокусироваться только на одном из обозначенных автором полюсов – американском.

Что важно, каждой части цифрового видеоэссе Липмана будет предшествовать краткая ретроспектива классических фильмов американских авангардистов – редкая возможность увидеть работы Майи Дерен и Стена Брекиджа на пленке.

Живой архив

«Новости дня / Хроника наших дней»

Секция «Живой архив» на фестивале посвящена новому прочтению материалов Госфильмофонда и государственного архива кинодокументов благодаря их соединению с живым сопровождением.

На первом сеансе «Абстрактные формы фильмов и их применение» пленочная ретроспектива европейского киноавангарда 1930-х годов (от Ханса Рихтера до Ман Рэя) будет показана под live-саундтрек электронного дуэта Drojji, Андрея Кима (ударные), Алексея Зайцева и Кирилла Широкова (гитары).

На втором показе «Новости дня / Хроника наших дней» избранные выпуски популярного советского киножурнала будут пущены на экран без дикторского голоса, вместо которого лектор Ксения Голубович устроит речевую импровизацию под аудиодорожку саунд-артистки Дины Караман.

Полную программу фестиваля можно посмотреть на сайте.

Источник: http://www.TimeOut.ru/msk/feature/486808

25 главных концертов, фестивалей, премьер и выставок

Фестиваль экспериментального кино MIEFF 2017

Зомби-комедия Джима Джармуша со звездным составом

Джармуш уже высказался о вампирском жанре в «Выживут только любовники», настала очередь зомби-кино. Очевидно, что режиссер свяжет живых мертвецов с историей человечества, а солировать в этой истории будет Тильда Суинтон в компании Адама Драйвера, Хлои Севиньи, Билла Мюррея, Стива Бушеми и Селены Гомес. Рецензию на «Мертвые не умирают» читайте здесь.

Подробности по теме

«Мертвые не умирают»: народ против Джима Джармуша

«Мертвые не умирают»: народ против Джима Джармуша

Новая девушка-убийца в роковом арсенале Люка Бессона

Беловолосой модели из Москвы Анне Поляковой (Саша Лусс) приходится не только дефилировать по подиумам, но и лавировать от пуль и кулаков недоброжелателей в московском ресторане, поезде и даже на подводной лодке.

Дело в том, что Анна еще и шпионка, выученная суровым товарищем Ченковым (Люк Эванс) с одной только целью — убивать. Чего бы Люк Бессон ни снимал, у него все равно получается «Никита».

«Анна» — третья картина в фильмографии прославленного французского режиссера, названная женским именем (не считая «Жанны дʼАрк»), третья про киллера и первая, где в рамках зубодробительного хореографического аттракциона уместились КГБ, ЦРУ, неподдельно клюквенные фамилии героев и интерьеры в лучших традициях «Охоты за «Красным Октябрем» и недавнего «Красного воробья». В качестве приятного бонуса — соотечественники Александр Петров, Алексей Маслодудов и Никита Павленко в эпизодических ролях.

Полицейское бадди-муви как из восьмидесятых

Стю (Кумайл Нанджиани), учтивый и обходительный водитель Uber, получает заказ от грозного Вика (Дейв Баутиста), на фото выглядящего не так грозно, как в жизни. Оказывается, Вик — полицейский. Он сразу же начинает раздавать команды Стю и тумаки врагам.

Спустя пару мгновений и перестрелок Стю, сам того от себя не ожидая, будет советовать напарнику, как лучше разделаться с негодяями.

Из самых известных прежних проектов режиссера Майкла Дауса: хоккейная комедия «Вышибала» и теплая мелодрама «Дружба и никакого секса?» Если Даусу удалось совместить разбойность первой и уют второй, возможно, нас действительно ждет пятизвездная поездка в духе «Смертельного оружия».

Конкурсная программа фестиваля экспериментального кино MIEFF

Четвертый московский фестиваль экспериментального кино MIEFF открылся 10 июля футуристической картиной Лоренса Лека «Aidol» и будет продолжаться до конца недели — всего заявлено целых семь разноплановых программ, в рамках которых в «Иллюзионе» покажут порядка тридцати лент из двух десятков стран, которые, само собой, в другом месте вряд ли будет возможность посмотреть. Все это будет сдобрено архивным киноавангардом, ретроспективой классика экспериментального кино Брюса Коннера, обязательными специальными показами (от хитро сделанной экранизации романа Эльфриды Елинек «Гараж» и до киномедитации о связи музыки и смерти «Тиннитус» в «Электротеатре»), а также обширной образовательной и лекционной частями с участниками конкурсной программы и вечеринкой саунд-арта AUX Night в «Агломерате». Закрытие состоится в воскресенье, 14 июля, в «Гараже» в спайке с премьерой сатирической ленты «Make Me Up» о мизогинии мира соцсетей.

Концерты

Убежденные профаны из России и Германии

На открытии выставки «Гениальные диЛЛетанты», где покажут андеграундное искусство Германии 80-х, специальный сет сыграет Abelle — подробностей нет, но наверняка будет куча подзабытой странной музыки той эпохи.

После на сцену выйдут советские индустриальные постпанки «Ночной проспект» и Гудрун Гут — участница первого состава Einstürzende Neubauten, пионерка компьютерной музыки, техно-дива вечеринок Ocean Club в легендарном Tresor и просто отъехавшая художница, которая никогда не заигрывала с мейнстримом. Вход на вернисаж и концерт свободный.
11 июля, в 19.00

Трехдневный фестиваль с десятком зарубежных хедлайнеров

© .com/DieAntwoord

Park Live не первый год собирает хедлайнеров, которые не нуждаются в представлении, и 2019-й — не исключение. Так, в разные дни на сцену парка Горького выйдут 30 Seconds to Mars и Bring Me the Horizon.

Компанию им составят автор хита «Human» Ragʼn’Bone Man, инди-рокеры Nothing But Thieves, поп-панк-группа SWMRS, дрим-поп-открытие 2018 года Pale Waves и одна из главных скандинавских поп-исполнительниц — MØ из Дании.

По известным и печальным причинам группа The Prodigy на фестивале не выступит, а позицию главного хедлайнера последнего дня займет самый известный коллектив африканского континента — Die Antwoord.
12–14 июля

Масштабный фестиваль с упором на техно

© instagram.com/tony_surgeon

Gamma — большое музыкальное событие от промогруппы m_division, ежегодный рейв с четким упором на техно.

Среди хедлайнеров этого года — впервые приезжающий в Россию автор умной цикличной электроники и ветеран и звезда британской сцены Surgeon, мастер ускоренных ритмов и мощных басов Dax J, набирающий популярность дуэт из Италии Boston 168, изящный французский хитмейкер I Hate Models, влиятельный испанец Оскар Мулеро, создатель параноидального фантазийного звучания Сэмюэль Керридж, американец Рафаэль Антон Ирисарри, который занимается совмещением электроники с протяжной неоклассикой.
13 июля, в 19.00

Лайтовый Outline с первоклассной электроникой и сладж-металом

Центральный июльский рейв в Mutabor — это весь цвет российского и зарубежного техно (Abelle, Ron Morelli, Poima, Sariim, Atom и еще десятки имен), перформансы и визуальные шоу (True Light Crew, Василий Миролюбов х С Е Т А П), живые концерты вплоть до тягучего сладж-метала Thou, канадский электрический визионер Bernardino Femminielli, отдельная сцена под кураторством Jager Vibes с фольклорным синти-попом «Хадн дадн» и гитарным лоуфаем «Увулы» и еще пачка сетов и лайвов, которые будут вспоминать ближайшие пару лет. Еще чуть-чуть и нативные вечеринки в Mutabor вырастут чуть ли не до масштабов Outline.
13 июля, в 20.00

Первородная маскулинность от икон сладжа

Говорим Weedeater — подразумеваем Дейва Коллинза. Именно фигура фронтмена известна чуть ли не больше самой музыки: возможно, вы натыкались на фото, где Коллинз с безумным окосевшим взглядом играет на гитаре и поет, засунув в рот микрофон.

Если у пропитанного алкоголем и наркотическими средствами брутального стоунера и сладжа есть человеческое лицо — это, безусловно, лицо Дейва Коллинза, но это в любом случае не главное.

Главное — это то, что даже в таком, казалось бы, ограниченном жанре группы Коллинза всегда обладают своей бесспорной идентичностью: так, поклонники сладжа отмечают музыку как Weedeater, так и прошлого коллектива Дейва Buzzov*en, отдельным тегом weed-metal.

С канонами здесь тоже все в порядке: даже с великим Стивом Альбини за микшерским пультом группа осталась верна жанру, не переставая играть тягучие фуззовые риффы, обрушивающиеся на слушателя тяжелыми камнепадами. Если соскучились по брутальной музыке, полной первородной маскулинности, концерт Weedeater поможет выпустить пар.
15 июля, в 19.00

Один из самых продуктивных рэперов Америки с большим концертом

© .com/youngthugmusic

Young Thug — один из самых ярких представителей мамбл-рэпа, постоянно экспериментирующий с флоу и сочиняющий какое‑то безумное количество музыки. Жанр «мамбл-рэп» характеризуется как общей выразительностью треков, так и присутствием большого количества эдлибов — самосочиненных выкриков, усиливающих эффект строчки.

Причем Young Thug выделяется не только в музыкальном плане: те, кто видел его клипы, наверняка запомнили его по яркой одежде и привычке странно вести себя в кадре. Один из показателей успешности рэпера — гости на фитах.

Так вот, в этом у Young Thug все хорошо: он записывал треки с первоэшелонными хип-хоп-артистами, такими как Lil Wayne, Lil Uzi Vert, Gucci Mane и Джейден Смит. Самобытность Тага отметили не только братья по цеху — например, в записи полноформатника «Slime Language» поучаствовал сэр Элтон Джон.

Основу программы, скорее всего, составят треки из последнего альбома «Slime Language» и еще не вышедшего «GØŁDMØÜFDÖG».
17 июля, в 20.00

Подробности по теме

7 треков от Янг Тага на все случаи жизни

7 треков от Янг Тага на все случаи жизни

Вечеринки

Беспрерывный поток лайвов

© .com/JurasLietus

Вечеринки Line Check в «Пропаганде» — это поток лайвов без пауз на саундчеки и смену вайба.

На этот раз в живом электромарафоне участвуют Jūras Lietus с напористым модулярным техно, петербургский адепт бетонных бас-бочек Nocow, скоростной Vladimir Dubyshkin и разножанровый дуэт Taijin Kyofusho x Antias, который может зарядить и олдскульный транс, и жесткое электро. На случай если и этого окажется мало, припрятана тройка сетов от Bvoice, Melman и Timoshov.
12 июля, в 23.59

Шоукейс интернет-радио NTS

© John Phillips/Getty Images

В Год музыки России и Британии Москву накрыли вечеринки Selector — в «Стрелке» параллельно со смотром местных электронщиков пройдет шоукейс влиятельного британского интернет-радио NTS.

В вечерней и ночной программах — сет обаятельного ретровейв-диджея Ruf Dug, лайвы просторного техно-даб-проекта Space Afrika и продюсерки аскетичной танцевальной музыки Беатрис Диллон.

От россиян — резиденты «ГОСТ Звука» и петербургского «Клуба», сет саунд-артиста Влада Добровольского и выступление петербуржца Mårble. Вход — по регистрации.
13 июля, в 19.00

Хаус, этника и минимал в индустриальных декорациях

© .com/guiboratto

Только на заводе им. Владимира Ильича отгремел Monasterio Factory, как на новой площадке тут же обосновался клуб, который откроется второй вечеринкой под вывеской «Purpose». Обещают две сцены: заводской ангар со световыми инсталляциями и уличную сцену.

Среди хедлайнеров — наводящий мосты между минимал-техно и хаусом бразилец Gui Boratto, умелый тайский диджей David Chong, немецкий любитель этники Peter G, француз Worakls, который ищет общий язык между неоклассикой и танцевальным грувом.

Из россиян — основатель импринта Highway Records, автор программы «Чувство ритма» Samir Kuliev и краснодарский уникум Agraba.
13 июля, в 22.00

Любопытная электроника, маркет и фуд-корт на «Тусовке»

Видимо, петербургский клуб «Клуб» оставил след в российской культуре — в «Агломерате» пройдет тусовка «Тусовка».

Она походит на дневную репетицию августовского Gate: в пространстве клуба организуют фуд-корт и маркет с винтажем, дизайнерскими вещами и локальными брендами, вокруг — любопытная музыка.

На двух сценах много странного: хтоническая электроника от Protosoniq, чуть отъехавший гаражный джаз «Другдиджея», сет любительницы стерильной ритмической музыки Whiez, густые синтовые волны от Kvarta и еще с десяток имен.
13 июля, в 12.00

Рейв в тропической оранжерее и дневная электроника

© instagram.com/featheredsun.de

«Аптекарский огород» последовательно присматривался к музыкальным, театральным и смежным проектам и теперь собрал целый фестиваль.

На Radi Mira I Lubvi приедет представительная команда музыкантов — от расслабленных берлинцев Featheredsun и Bondi до бельгийского проекта Stavroz, который умело балансирует между легкой психоделией, джазом, этникой и вкрадчивым хаусом.

К ночи фестиваль переместится в тропическую теплицу — здесь можно будет поймать среди прочих французского хаус-кудесника Viken Arman. А еще тут будут перформансы, спектакли, инсталляции, чайный чилаут, арт-аукцион, социальный маркет — есть где потеряться.
13 июля, в 14.00

Выставки

Все об авангарде ФРГ 1980-х

Грамматическая ошибка в названии выставки намеренная, именно под таким названием в 1981 году в берлинском концертном зале «Темподром» состоялся эпохальный концерт, ставший символом прорыва в художественной жизни Германии.

На выставке в ЦТИ «Фабрика» Гете-Институт покажет много авангарда Западной Германии 1980-х годов: подборку архивных мультимедийных материалов (фото, видео, музыка, коллекция постеров) и специально отснятые видео, включая интервью с непосредственными участниками событий.

Новые работы 17 ведущих художников

© Пресс-служба галереи RuArts

Куратор и преподаватель Британской высшей школы дизайна Светлана Тэйлор собрала для своей выставки в галерее Ruarts семнадцать ведущих российских современных художников, чьи работы объединены темами времени и сердца. На выставке можно увидеть новые объекты Иры Кориной, посвященные похоронам старых слов, замечательную инсталляцию с видео «Филармония» Дианы Капизовой и скульптуру «Фонтан вечной молодости» Ирины Петраковой.

XVIII век: реальность и фантастика

© Пресс-служба Музея Москвы

«Косморама XVIII» — новая выставка Музея Москвы, посвященная, как можно догадаться, XVIII веку.

На выставке можно увидеть как артефакты того времени из фондов музея, многие из которых показываются впервые, так и работы современных художников, а также перформансы актеров и музыкантов.

Выставка посвящена двум историческим личностям: генерал-губернатору Москвы Михаилу Волконскому и литератору Владимиру Одоевскому, который и написал фантастическую повесть «Косморама» — отсюда и название выставки.

Много юмора и никакой политики

«Шаром покати» — новые работы Давида Тер-Оганьяна, рисунки, не объединенные никакой общей темой, кроме определенной ироничности.

Выставка продолжает предыдущую, которая прошла три года назад: Давид просто изображает происходящее вокруг в своей неповторимой манере, без всякой привязки к социальной или политической повестке.

Интересно, что развеску рисунков сделал отец художника, Авдей Тер-Оганьян, один из основателей московского акционизма.

Международная выставка о времени

© Пресс-служба Московского музея современного искусства

«Примерное время ожидания» — коллективная выставка в Музее Вадима Сидура. Это международный мультимедийный проект, в котором участвуют восемь художников из России, Литвы, Польши и Израиля. Куратор Мария Сарычева собрала здесь работы, которые объединяет общая тема — процесс ожидания. Среди авторов — Полина Никитина из России, Милда Янушевичюте из Литвы и Юзеф Робаковский из Польши.

Театр

Три психоделических акта по Пелевину в исполнении брусникинцев

Источник: https://daily.afisha.ru/cities/12393-25-glavnyh-koncertov-festivaley-premer-i-vystavok/

Московский международный фестиваль экспериментального кино в Новой Голландии

Фестиваль экспериментального кино MIEFF 2017

Московский международный фестиваль экспериментального кино (MIEFF) представит в Новой Голландии избранные фильмы из своей конкурсной и внеконкурсной программ.

Кинофестиваль MIEFF представляет работы кинематографистов и видеохудожников, работающих на стыке художественных практик. Его задача — способствовать развитию экспериментального кино как пространства взаимодействия кинематографа, музыки, театра и современного искусства.

Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

AIDOL

Фильм представит режиссёр Лоуренс Лек.

Технически ослепляющая CGI-фантазия, созданная с помощью программного обеспечения для 3D-рендеринга и видеоигр AIDOL, рассказывает историю Дивы — некогда популярной суперзвезды, которая привлекает начинающего автора песен, искусственный интеллект Geo, для фееричного возвращения на арену славы в финале «Олимпиады по Киберспорту» 2065 года. Через захватывающий монтаж и изменяющиеся виртуальные реальности, фильм переносит нас в мир, определяемый взаимодействием человечества и технологий. AIDOL сопровождается оригинальным саундтреком написанным Лоуренсом Леком. После показа состоится обсуждение с режиссером.

Режиссёр Лоуренс Лек, Великобритания, 2019, 83 мин. 18+

Вход свободный, требуется предварительная регистрация.

Показ фильмов-победителей MIEFF 2019

Показ представят кураторы MIEFF Рита Соколовская и Кристина Ефременко.

В программе будут представлены четыре короткометражных фильма победивших в конкурсной программе фестиваля, включая призера номинации, приуроченой к масштабному выставочному проекту «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100».

В состав международного жюри вошли видеохудожница Полина Канис, куратор Александр Буренков и режиссер Лоуренс Лек. Победители будут объявлены на церемонии закрытия фестиваля 14 июля в летнем кинотеатре Музея современного искусства «Гараж».

18+

Вход свободный.

 

Segunda Vez / «Второй раз»

Фильм представят кураторы MIEFF Рита Соколовская и Кристина Ефременко.

Этот документально-постановочный фильм собирается вокруг фигуры Оскара Масотты, ключевого теоретика аргентинского авангарда в период 1950–70-х годов. Его работы о лакановском психоанализе, политике и искусстве, особенно о дематериализации последнего и о хэппенингах серьезно повлияли на художественный ландшафт Буэнос Айреса 60-х.

Это был период, предшествующий диктатуре, которая, с свою очередь, ознаменовала конец авангардистского движения. Название Segunda Vez («Второй раз»), взято из одноименного рассказа современника Масотты, Хулио Кортасара, где он рассказывает об атмосфере неопределенности и психоза, вызванной волной массовых исчезновений в Аргентине.

Режиссёр Дора Гарсиа, Бельгия, Норвегия, 2018, 93 мин. 18+

Вход свободный, требуется предварительная регистрация.

Close up: Брюс Коннер

Победителей представят кураторы MIEFF Рита Соколовская и Кристина Ефременко.

Размышляя о кино как о технически и культурно обусловленном конструкте, Коннер препарировал сложившиеся формы и экспериментировал с принципами монтажа. Часто его формальные эксперименты были связаны с осмыслением того, как циркулируют образы в культурной индустрии и СМИ, особенно образы войны и наслаждения.

Его A Movie, сделанный из списанных 16-мм кинопленок, которые художник нашел на блошиных рынках и в фотомагазинах, многие называли первым found footage фильмом.

А после выхода фильма «Космический Рэй», в котором Коннер опробовал технику вертикального монтажа и, подогнав тысячи образов под хит Рэя Чарльза What’d I Say, сделал взрывной оммаж незрячему музыканту, стали называть пионером музыкальных видео.

Отдельное место в его творчестве занимает 37-минутная «Операция „Перекресток“», в которой Коннер совместил съемки тестов атомной бомбы, проведенных на атолле Бикини, с гипнотизирующей партитурой Патрика Глисона и Терри Райли.

В программу войдут следующие работы: «10-ти секундный фильм» (1965), «A Movie / Фильм» (1958), «Космический Рэй» (1961), «Мэрилин пять раз» (1968-73), «В поисках грибов» (1959-67), «Репортаж» (1963-67), «Операция «Перекрёсток» (1976)

18+

Вход свободный

Источник: http://www.newhollandsp.ru/events/cinema-and-theatre/mieff-2019/

Команда MIEFF: «Наша цель — восстановить культуру экспериментального кино в России»

Фестиваль экспериментального кино MIEFF 2017

Вова: Однажды в Ист-Лондоне мы попали в заброшенный бар — куча людей, пленочные проекторы, старые столы и стулья, кто-то на полу лежит, и там происходят перформансы: люди «Доместос» на пленку льют, потом запускают в проектор… В этом чувствовалась свобода, что-то странное и увлекательное. Это во мне зажгло искру. Я позвонил Кате и сказал: слушай, давай сделаем фестиваль экспериментального кино в Москве. Катя сказала: «Класс, давай».

Но как начать — было непонятно. Идея пришла в феврале-марте, в июле мы его уже сделали. Это было экстремально. К каждому фильму нужно было сделать переводы и субтитры — у меня реально были панические атаки. Меня трясло.

— Как вы готовились к первому фестивалю? Ты ездил по странам?

Вова: Вообще не ездил. Мы тогда не понимали, куда и зачем ехать. Запустили прием заявок на специальной платформе. Я сидел где-то в баре, нажал кнопку «запуск»… И смотрел, как мне падают оповещения на e-mail, одно за другим.

Сразу же! Я в первый же вечер сидел и думал: «Господи, мы же не будем это показывать?» На двадцать работ одна попадалась более-менее. Всего прислали 3500 работ. Соцсети тотально исчезли из моей жизни.

Я просыпался с утра, открывал ноутбук и смотрел, и Катя смотрела. У нас не было выхода.

Рита: В этом году мы смотрели заявки полгода.

Вова: В прошлом году мы не брали за это деньги. В этом — ввели fee, зависит от дедлайна: сначала бесплатно, первый месяц пять долларов, второй месяц — десять, потом пятнадцать. Это увеличило качество. Большие фестивали обычно просят минимум тридцать евро. В Локарно — сто евро. Роттердам — в районе сорока.

Рита: Мы установили символическую сумму, чтобы люди просто внимательно прочитали правила. Потому что часть присланных заявок обычно не соответствует регламенту.

Вова: Это очень круто, что появились такие платформы. Фестиваль не появился бы без них. Раньше такого не было. В фильме-открытии MIEFF “EXPRMNTL” (2016, Брехт Дебакер) люди занимаются фестивальной перепиской на печатной машинке: «Вы не подскажете, когда закончится прием заявок?»

— Для первого фестиваля вам нужно было еще сформулировать свою идеологию.

Вова: Отправная точка для нас была — восстановить культуру экспериментального фильма в России. Международный контент — это рычаг, который помогает воспитать вкус. В России большие проблемы с визуальным вкусом, как мне кажется. Не хватает насмотренности, а она очень важна.

Рита: Проблема нашей аудитории — нет понимания, что такое экспериментальный фильм. Нет привычки смотреть такое кино.

Всем хочется, чтобы взглядом управляли. Чтобы было проще. Нет свободы взгляда нет свободы мысли.

А экспериментальное кино — это постоянное переизобретение языка. Это свободная от конвенций зона. Там нет формул. Это кино не функционирует по тем законам, по которым функционирует жанровое нарративное кино.

Даже дело не в нарративности, на самом деле нарратив может присутствовать и в экспериментальной картине. Но тут идет постоянный процесс исследования, поиска. Что такое вообще эксперимент? Это проба, попытка, что-то новое.

А у нашего зрителя взгляд…

Вова: …Мы чуть-чуть все находимся в зажиме. Тяжело открываемся. Сейчас и время такое, и бэкграунд… Я сейчас говорю про культуру, искусство. Все слишком зажато.

А когда ты смотришь экспериментальный фильм, ты каждый раз изобретаешь новый способ просмотра. Вчера я смотрел «Мозг Ульрики» Брюса Лабрюса — первые десять минут я просто учился это смотреть.

А потом понял, что нужно открыться и понять правила, по которым играет художник. Что он хочет? Иначе ты не можешь объяснить себе, что это вообще такое.

— Это дисциплинирует зрителя по сравнению с жанровым кино?

Рита: Это скорее разработка способности зрителя менять оптику.

Вова: В конвенциональном кино, в разработке сценария есть куча структур: арки персонажей, акты, правила монтажа… Всё это подчинено тому, что зритель воспринимал сюжет и его развитие. Здесь ничего этого не существует.

Рита: Мы возвращаемся к тому, почему важен международный контекст. За рубежом уже есть привычка смотреть кино активно.

Вова: Чувствуется, что такая привычка людям нужна, спрос есть. Даже если зритель говорит: «Я ничего не понимаю», — у него есть интерес. Потому что это свободная форма. Все хотят свободы. И в частности — в нашей стране.

— У России сложная история с экспериментальным кино. На первом фестивале MIEFF у вас были отсылки к Дзиге Вертову, на этом — ретроспектива Владимира Кобрина. А между Вертовым и Кобриным экспериментального кино почти не было.

Вова: Был СССР, и в этой области действительно ничего не происходило.

— А в нулевых и десятых — в путинской России?

Вова: Тянулся шлейф параллельного кино, правда, идущий с восьмидесятых. Например, Евгений Юфит продолжал снимать.

Рита: В девяностые появился российский видеоарт, художники экспериментировали с технологиями. «Синий суп», выставку которых недавно организовал фонд культуры «Екатерина», появился в середине девяностых.

— Экспериментальное кино идет плечом к плечу с современным искусством?

Рита: Для экспериментального кино, как и для современного искусства, чрезвычайно важен вопрос языка. Оно использует новые формы высказывания, взаимодействия со зрителем. Оно критично.

Кинокритик Василий Корецкий недавно сказал очень интересную вещь: нарративное кино всегда работает с прошлым и никогда — с современностью.

Любой нарратив всегда существует в прошлом, и ты не можешь снимать нарративное кино о современности.

Вова: Либо про будущее, либо прошлое.

— Среди работ этого года были те, которые работали с актуальными темами, были реакционными? Откликались на события, повестку?

Рита: Безусловно. Все. Они очень современные. Другими они даже не могли быть.

Вова: Пример — фильм «Асбест» Саши Литвинцевой и Грема Арнфилда, который рефлексирует на тему самого минерала. Асбест — минерал, из которого построено большое количество жилья, — в долгосрочной перспективе вызывает раковые заболевания. Люди живут в ядовитых коробках, не зная об этом.

Художник вскрывает эту тему, задает вопрос: нужно ли потратить миллиарды долларов, чтобы эти дома просто уничтожить? Фильм частично снят в Квебеке, где в 2012 году закрылась компания по добыче асбеста.

А сколько до этого было выстроено зданий! При этом в Средневековье асбест считали магическим минералом.

Рита: Потом есть фильм «Глубина резкости» — совсем другой. Он рассказывает про национал-социалистическое подполье — немецкую правоэкстремистскую террористическую организацию, члены которой совершили ряд убийств на национальной почве. Художница Алекс Гербаулет занимается этими проблемами.

Для Германии это до сих пор актуальная тема — политически, культурно. У них сложные отношения с прошлым — оно постоянно с ними. Казалось бы, что Германия — это страна всеобщего благосостояния и благополучия, но при этом там продолжают случаться страшные, казалось бы, анахроничные вещи.

Как и по всему миру.

Мне кажется, у всех фильмов фестиваля есть общее настроение: художники пытаются исследовать ситуацию, в которой мы оказались, — ситуацию растерянности. Мы все на самом деле субъекты расщепленные.

Мы все не понимаем, в какой реальности находимся. Все измерения смешались. Об этом тоже есть много фильмов: про отношения с виртуальной реальностью, граница между воображаемым и реальным — она плавающая.

— Были фильмы, снятые в технике VR?

Рита: VR мы не привезли, но очень хотим.

Вова: Очень хотим. У меня сложные отношения с VR. Кристиан фон Боррис («Пустыня реального»), с которым мы делали интервью для газеты «Синефантом», он работает только с found footage: найденными пленками, Ютьюбом, новостными роликами.

Он антикопирайтер, который очень много рефлексирует на тему реальности и реального. Я ему задал вопрос: «Каким будет ваш следующей проект и не хотели бы вы снять VR-фильм?» И он говорит: «Мне неинтересны VR-фильмы».

При этом Кристиан сформулировал мысль, которую я для себя никак не мог сформулировать: кино — это все-таки коллективный сеанс просмотра. VR больше про гейминг, а не про кино. Смотреть фильм одному и с кем-то — совершенно разный эффект.

Даже если весь зал будет сидеть в VR-очках — это все равно будет другое. В VR ты сам путешествуешь, сам создаешь свой нарратив.

— Кто представляет жюри в этом году?

Вова: Борис Нелепо — кинокритик и куратор, исследователь кино. Борис — важная персона в контексте современного кино России, потому что он является консультантом по кинематографу СНГ в Локарно. Виктор Алимпиев — современный художник и видеохудожник.

Екатерина Чучалина — куратор и руководитель выставочного отдела фонда VAC. Евгений Гусятинский — кинокритик, куратор и отборщик Роттердамского фестиваля — что большой подарок. Роттердамский фестиваль для всех нас является планкой по актуальности.

Это самый бесстрашный фестиваль.

Рита: Идеологически — самый близкий нам.

Вова: Да. Чувствуется, что Берлин, Канны — они все время боятся ошибиться. Роттердам рискует, а остальные потом за ним подбирают. В Роттердаме в 2000 году показали первый полный метр Апичатпонга Вирасетакула, через два года он получает «Особый взгляд» в Каннах, через пять лет он получает приз жюри, а в 2010 году — «Пальмовую ветвь». И все это благодаря Роттердаму. Они его нашли!

— По каким критериям оценивать экспериментальное кино? Если мы говорим о жанровом кино, за многие годы выработался какой-то механизм оценки. А что делать с экспериментальным?

Вова: Несколько раз я видел, как художник пишет в фейсбуке: «Вообще, я не очень люблю конкурсы, но вот я тут типа получил…» У другого вижу: «Я тоже ненавижу эти конкурсы, считаю, что это неправильно всё, но мне дали приз…» Они это не любят, но это аккумулирует интересную энергетику. Ядро фестиваля — это конкурс. Мы уже сделали свой выбор, когда выбрали эти тридцать фильмов.

Рита: Для нас очень важно, кто будет в жюри, потому что эти люди, которые задают контекст, имеют сформированный вкус, идеологическую и политическую позицию.

Вопрос выбора фильмов-победителей очень сильно зависит от конфигурации жюри. Важно сформировать жюри, которое столкнется.

У них разные позиции, разные вкусы, но они в любом случае должны солидаризироваться, весь свой опыт аккумулировать в выборе. Здесь нет никаких критериев — только человеческий фактор.

Вова: Зритель никогда не доволен результатами. На прошлом Каннском фестивале выиграл Ксавье Долан, и все шептались: какого черта он выиграл?

— Как вам удалось заполучить фильмы Владимира Кобрина на пленке?

Вова: Это целая история. Еще в сентябре я начал пересматривать фильмы Кобрина на Ютьюбе. Потом поговорил с Ильей Томашевичем. Он — педагог Московской школы нового кино, адепт экспериментального фильма в России. И я говорю: «Илья, я хотел бы показать Кобрина, но с Рутрекера качать не очень хочется». Он ответил: «Свяжись с моей знакомой, она у Кобрина училась во ВГИКе».

Я написал его выпускнице, она мне сказала: вам нужно связаться с Михаилом Камионским — это оператор фильмов Кобрина, который живет в Кельне. Я нашел его в фейсбуке, написал, он дал мне свой телефон… Это был уже ноябрь.

Я позвонил Камионскому, и он фантастически обрадовался, потому что Центрнаучфильм, студия Кобрина, — это вся их жизнь. Михаил дал контакты падчерицы Кобрина, у которой на даче хранится весь их архив пленки.

Инна Казанджан нам очень помогла. Всю зиму мы ждали, когда можно будет забрать эти пленки — потому что дача… Весной мы их забрали, проверяли. Я очень жду показов.

На большом экране еще никто из нас не видел этих фильмов.

— Выбор фильмов направляет фестиваль. Куда вы хотите его направить?

Вова: Мне очень интересно expanded cinema, «расширенное кино». Есть много идей по взаимодействию аудиовизуальных перформансов и, например, городских пространств. Интересно, чтобы кино выходило за рамки кинозалов.

Когда в Америке появился феномен expanded cinema, им занимался Энди Уорхол и многие другие художники.

Они делали это в планетариях, заброшенных домах… Мне такие перформативные акции очень интересны, а у нас их пока нет, о них никто не знает.

Первый зачаток — у нас будет совместный перфоманс художницы из Нидерландов Эстер Урлус с саунд-артистом Филиппом Ильинским. Урлус — основательница аналоговой лаборатории в Роттердаме. Она будет делать перформанс с четырех проекторов, а Филипп будет создавать звук.

— Что произойдет со зрителями, которые не были знакомы с миром экспериментального кино и попали на ваш сеанс?

Вова: Реакция будет очень разная. Будут уходить. Будут протестовать.

Будут досматривать, но ругаться. Кто-то будет признаваться в любви. Кто-то скажет: я никогда такого не видел, это просто космос. Я не фантазирую, а уже по опыту говорю. Экспериментальное кино всегда вызывает резонанс.

Рита: Зритель, который не насмотрен такими фильмами, он не может выдать среднюю реакцию. Это в некотором смысле шокирующее зрелище.

Вова: Уход из зала — это тоже круто. Когда человек уходит — это его определенная позиция: «Мне не нравится это. Я так не хочу.

Не нужно мне это продавать! Я отдал за это триста пятьдесят рублей!» И прекрасно. У меня нет страха перед этим. На международных фестивалях люди кричат иногда. Хлопают дверьми, показательно встают.

В кинотеатре такого не может произойти. На фестивале происходит встреча.

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики