Vigoda

Содержание

Елагин дворец в Санкт-Петербурге

Елагин дворец

Елагин дворец — это первый единый архитектурный ансамбль, созданный зодчим Карлом Росси.

Современники восторженно отзывались о постройке, так, в 1823 году журнал «Литературные листки» написал, что Елагин остров «в несколько лет, как будто волшебною силою, превращён в очаровательный замок, где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить всё своё богатство. Старый дом превращён дарованием архитектора Росси в храм вкуса и великолепия».

При строительстве и оформлении залов мебель и все, даже мелкие детали, выполнялись по рисункам архитектора.

Часто этот дворец называют «дворцом дверей», поскольку дверей здесь немало, но нет двух одинаковых, причем для симметрии в некоторых комнатах были устроены фальш-двери.

На втором этаже находились помещения для дам, а также комната для императора. На третьем этаже располагалась церковь. В 1822 году по поручению Росси мастер Антон Фомин отлил на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе скульптуры двух львов, копии с античных статуй, которые украсили лестницу Елагиноостровского дворца.

Архитектором Карлом Росси и Джозефом Бушем младшим были созданы уникальный парк в английском стиле и оранжереи, представляющие настоящее творение ландшафтного искусства, в чем-то похожее на парки Павловска.

Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами.  Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.

В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства.

Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации.

По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.

Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный  в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были  первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку.  Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью.

Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б.

Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом.

Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой.

А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи.

Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров.

Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция «Русь», ваза «Нептун» (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза «Ленинградская», созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

Как добраться до Елагина дворца в Санкт-Петербурге

От станции метро Крестовский остров пройти пешком по улице Рюхина до 2-го Елагинского моста.

Режим работы Елагина дворца — лето 2019

Дворец закрыт на реставрацию.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_504.htm

Императорские дворцы Санкт-Петербурга — Елагин дворец

Елагин дворец
Елагин — один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, расположенный на Елагином острове в дельте Невы.

Памятник русского дворцового зодчества последней четверти XVIII столетия, включенный в перечень объектов культурного наследия России и ЮНЕСКО. В настоящее время является дворцом-музеем декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий.

Предыстория строительства Елагина дворца

На карте Санкт-Петербурга, изначально строившегося на островах, зеленым уголком обозначен Елагин остров с живописной природой и великолепным дворцом. В прошлом — летней резиденцией императорской фамилии Романовых, в настоящее время – Елагиноостровским дворцом-музеем декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий.

Еще в 1709 году государь Петр I подарил этот самый северный из расположенных в дельте Невы островов видному в те годы государственному деятелю, барону Петру Павловичу Шафирову. Для вельможи был выстроен загородный особняк с хозяйственными постройками и домиками для прислуги.

В 1723 году П. Шафиров попал в немилость к государю, его имущество было конфисковано в казну, а уже в 1724 году остров со всеми зданиями перешел сподвижнику Петра Великого дипломату, графу Петру Ивановичу Ягужинскому, владевшему им чуть более полвека.

В 1771 году загородную резиденцию у наследников П. И. Ягужинского выкупил екатерининский вельможа Алексей Петрович Мельгунов, человек светский, любящий веселье и пышные приемы.

Именно во дворце на Мельгуновом острове, как стали называть его по фамилии нового владельца, устраивал сановник балы для петербуржской аристократии.

Частым гостем во дворце был известный поэт Гаврила Державин, даже посвятивший оду радушному хозяину и самой резиденции.

Спустя шесть лет А. П.

Мельгунова назначили генерал-губернатором Ярославля, поэтому он продал остров Светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому, который, в свою очередь, уступил его видному масону, историку Ивану Перфильевичу Елагину.

И с 1777 года остров получил название «Елагин», несмотря на последующую неоднократную смену владельцев, сохранившееся до наших дней, хотя в официальных документах он числится как Центральный Парк культуры и отдыха имени Кирова.

Дворец при обер-гофмейстере двора И. П. Елагине

Екатерининский вельможа И. Елагин, не стесненный в средствах, решил выстроить на острове новый дворец, подчеркивающий его статус солидного и весьма богатого человека. К сожалению, ни точного описания дворца, ни имени зодчего, построившего для И.

Елагина загородный особняк, в исторических документах не сохранилось, хотя многими исследователями авторство приписывается итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, только начинавшему в те годы карьеру при дворе императрицы Екатерины II.

Известно только, что здание, возведенное в стиле раннего классицизма с использованием основ древнегреческой и римской храмовой архитектуры, находилось в восточной части острова, в самой высокой его точке.

К господскому дому примыкал Зимний сад, домовая Свято-Николаевская церковь, в богатейшем погребе хранились дорогие заморские вина.

Вокруг острова, опоясанного высоким земляным валом с проложенной по нему дорогой и обсаженного деревьями, простирался большой регулярный сад с сетью тропинок, выводящих к небольшим рукотворным прудам.

До настоящего времени еще с тех времен сохранились два дуба, называемые «елагинскими».

Также была устроена система шлюзов, сохранившаяся до наших дней, правда, укомплектованная более современным оборудованием, и каменная, обращенная в сторону Каменного острова, набережная с 12 медными пушками.

И. П. Елагин, как и предыдущий хозяин острова А. П. Мельгунов, очень любил гостей, поэтому в его загородном доме часто проводились всевозможные увеселительные мероприятия, которые посещала и государыня Екатерина Великая. А в летнее время по парку мог прогуляться любой желающий, отчего он считался публичным садом.

Елагин дворец при Романовых

После смерти И. П. Елагина в 1794 году остров еще несколько раз перепродавался. В 1807 году его купил граф Григорий Орлов — сын младшего из известных братьев Орловых – Владимира. У него в 1817 году и выкупил усадьбу за 350 тысяч рублей государь Александр I, решивший подарить этот тихий и уютный уголок Петербурга своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Для государыни, постоянно проживающей в Павловском дворце – подарке супруга, императора Павла I, посещение загородного Гатчинского дворца давалось с трудом. Вот для ее нужд и был куплен еще один дворец, ставший летней резиденцией Романовых.

Непростая задача — перестроить Елагин дворец для императорской фамилии — была возложена на российского зодчего с итальянскими корнями Карла Ивановича Росси. Эта работа стала для архитектора первым самостоятельным проектом, который он вместе с единомышленниками — скульпторами, живописцами, декораторами-лепщиками профессионально воплотил в жизнь.

Карл Росси сохранил стены елагинского господского дома, реконструировав его в великолепный трехэтажный, увенчанный куполом дворец, который соединил в себе и пышность императорской резиденции, и уют немецкого загородного дома.

Помимо этого, в усадьбе появились служебные помещения (Кухонный и Конюшенный корпуса) и живописный пейзажный парк по английскому типу, созданный мастером-садоводом Джозефом Бушем.

Были очищены пруды, разбиты новые дорожки, посажено огромное количество кустов сирени (вдовствующая императрица любила их аромат), а также благоустроены музыкальный павильон и павильон у пристани, оранжереи елагинских времен, в которых росли любимые цветы государыни Марии Федоровны — розы.

Все здания архитектурного ансамбля, живописно разбросанные по парку, визуально объединила между собой площадь Масляного луга – большое луговое пространство, на котором устраивались массовые гуляния на Масленицу.

В центре композиции расположился новый трехэтажный императорский дворец, увенчанный куполом, главный фасад которого украсили портики с колоннами, а парадный вход – пышная лестница с чугунными фигурами львов у самого ее начала и широкие пандусы для въезда конных экипажей.

Противоположной части дворца, обращенной к саду, зодчий придал форму ротонды, также украсив ее портиками с колоннами и большими окнами, и расположив в ней великолепный Овальный зал. Третий этаж над ним заняла дворцовая Свято-Николаевская церковь.

Из Овального зала открывался чудесный вид на Среднюю Невку и сад, к которому вела широкая двухмаршевая полукруглая лестница, украшенная декоративными мраморными вазами.

Интерьеры Елагина Дворца

Даже Конюшенный и Кухонный корпуса Карл Росси оформил в едином с главным зданием классическом стиле, отчего весь ансамбль приобрел завершенность и доскональность.

По желанию государя Александра I зодчий спроектировал не только новые интерьеры дворца, но и каждую их деталь, включая оформление стен, мебель, двери. Кстати, в первом этаже дворца более двадцати дверей, и каждая из них эксклюзивна. Изготовленные из разных ценных пород дерева, они богато украшены позолоченной резьбой, а дверь в кабинет императора еще и бронзой.

Люстры столовой также удивительны – каждая из них была оснащена небольшими бубенчиками, легко звеневшими во время парадных обедов от поднимающегося вверх тепла зажженных свечей.

Внутреннее убранство дворца гармонировало с его внешним видом. Каждая из гостиных, кабинетов и опочивален имела свой, неповторимый вид. Например, Овальный зал, Голубая и Малиновая гостиная были отделаны штофами, заключенными в позолоченные резные рамы, которые гармонировали со стенами, облицованными искусственным мрамором.

Овальный зал был украшен полуколоннами и статуями, купол выделялся затейливым орнаментом.

Одна из комнат была полностью облицована мрамором белого цвета, сходство которого с фарфором было поразительным, за что и получила название Фарфорового кабинета.

Другие комнаты также были обтянуты тончайшим шелком, богато украшены лепниной, скульптурами и росписями, гармонирующими с цветом мрамора и мебелью.

Над оформлением интерьеров дворца вместе с К. Росси работали известные мастера того времени: живописцы Джованни Скотти, Антонио Виги, скульпторы Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, а также резчики по дереву, мраморщики.

В 1821 году реконструкция дворца была завершена, и он так понравился августейшей матери, что в августе того же года Карл Росси был одарен Александром I алмазными подвесками к ордену святой Анны.

Восхищение от рукотворной красоты дворца испытывали и многочисленные гости императрицы, а некоторые даже посвящали ему стихи.

А перу пиита Серебряного века Николая Агнивцева принадлежит сравнение Елагина острова с «цветком в петлице Петербурга».

Государыня недолго радовалась уюту летней резиденции – в 1828 году она умерла. После ее кончины Елагин дворец постепенно превратился в один из запасных дворцов российских монархов, не часто ими посещаемых, но предоставлявших резиденцию на острове своим приближенным.

Так, летом 1907 года по приглашению императора Николая II во дворце жил премьер-министр и видный государственный деятель Петр Столыпин. Гостями во дворце в разное время были: министр финансов и путей сообщения Сергей Витте, председатель Совета министров империи Владимир Коковцов и министр внутренних дел Иван Горемыкин.

Судьба дворца в XX – XXI столетиях

До 1917 года Елагин дворец был собственностью фамилии Романовых, но после смены государственного строя и прихода к власти большевиков, его национализировали и открыли Музей истории и быта, действовавший до 1928 года. Сюда свозили ценные экспонаты из закрывшихся усадеб Крестового и Каменного островов.

Но после того, как в начале 30-х годов XX столетия были созданы организации «Госфонд» и «Антиквариат», музей был закрыт, а уникальная мебель, выполненная по эскизам К. Росси, и дворцовые художественные ценности постепенно были утеряны – часть передана в другие музеи, часть продана.

После этого некоторое время здания дворца были заняты филиалом Института растениеводства АН, а в 1932 году — однодневной базой отдыха (после открытия Центрального парка культуры и отдыха).

Музыкальный павильон переоборудовали в молочный буфет, Кухонный корпус – в базу отдыха пионеров и школьников, Конюшенный корпус – в ресторан.

Для отдыха трудящихся перепланировали парк: проложили новые дорожки, выстроили здание летнего театра, беседки и киоски.

В годы противостояний с фашистской Германией в начале 1942 года Елагин дворец был почти полностью разрушен. Снаряд, попавший в подвал здания через трубу дымохода, привел к сильному пожару, в результате которого обрушилась кровля и перекрытия между этажами, из-за огня были утеряны великолепные интерьеры.

Сразу по окончании Великой Отечественной войны талантливый ленинградский реставратор Василий Савков по крупицам собрал уцелевшие куски мрамора и фрагменты росписей и лепнины, сделав эскизы утраченных интерьеров.

Именно эти эскизы стали той основой, по которой в 1952 – 1960 годах командой архитекторов-реставраторов, художников, паркетчиков, мастеров прикладного искусства под руководством Михаила Плотникова были проведены ремонтно-реставрационные работы, позволившие полностью восстановить в первоначальном виде парадные залы I этажа и, по отдельным архивным документам – интерьеры II и III этажей.

В 1961 году Елагин дворец открыл свои двери для посетителей, вниманию которых были представлены выставочные залы с коллекциями фарфора, художественного стекла, вышивки, изделий из металла и дерева на первом этаже, бильярдные залы и комнаты отдыха на втором, и танцевальный зал, разместившийся в помещении бывшей дворцовой церкви — на третьем.

Елагиноостровский дворец-музей

С 1987 года бывшая императорская резиденция имеет статус Елагиноостровского дворца-музея декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий.

В парадных залах I этажа проводятся всевозможные культурно-развлекательные мероприятия и костюмированные балы в стиле эпох император Петра I, государынь Елизаветы Петровны и Екатерины Великой.

А также демонстрируются коллекции скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства начала XIX столетия.

Второй этаж дворца занимают экспозиции вариантов оформления интерьеров домов русских вельмож и состоятельных горожан, увлеченных историческим стилем и стилем «модерн» во II половине XIX – начале XX столетий.

Елагинский парк – одно из любимых мест отдыха петербуржцев.

В теплое время года там работают детские аттракционы, каждые выходные играет духовой оркестр, проводятся творческие и музыкальные вечера, для туристов организовываются фуршеты и пикники на свежем воздухе, летом дети и молодежь катаются на велосипедах и роликах, а зимой дорожки парка в распоряжении лыжников и конькобежцев.

© жизнь-спб.рф

Источник: https://xn----btbnee5app1h.xn--p1ai/elagin-dvorets.html

Елагинский дворец в Санкт-Петербурге: обзор, история и интересные факты

Елагин дворец

Один из островов современного Санкт-Петербурга часто менял свои названия по имени владельцев. Так в начале XVIII века Петр I подарил Мишин остров дипломату Шафирову, а тот продал его знаменитому генерал-прокурору Ягужинскому. В 1771 г. хозяином острова стал президент камер-коллегии Мельгунов, и остров стал Мельгуновым.

Только после приобретения острова довольно заметным государственным и политическим деятелем екатерининской эпохи, меценатом и поэтом, масоном и философом И. П. Елагиным он и получил теперешнее название.

Оно сохранилось, несмотря на неоднократную смену владельцев острова и красивейшего дворца, именуемого Елагиным или Елагиноостровским.

Омываемый Большой и Средней Невкой Елагин остров Александр I приобрел в 1817 г.

более чем за 1/3 миллиона рублей у сына знаменитого графа Владимира Орлова, сделав Елагинский дворец в Санкт-Петербурге резиденцией вдовствующей императрицы-матери.

Тут же начались работы по возведению практически нового дворца, так как будущий великий архитектор Карл Росси оставил от имеющегося только крепкие каменные стены.

Елагинский дворец: история

Споры о том, кто был строителем, возведшим в палладианском стиле виллу для Елагина, не прекращаются до сих пор. Архитектор Росси, а это была его первая самостоятельная работа, подошел к строительству ответственно, с выдумкой и масштабно.

Он не только построил прекрасное здание дворца, которое вызывает восхищение и в наше время, но и привлек к созданию его интерьера, а также к ландшафтному дизайну острова великолепных специалистов.

Обрамляя Елагинский дворец, словно лилию в хрустальной вазе, построили или реконструировали еще восемь сопутствующих зданий.

История Западной стрелки Елагина острова неразрывно связана с историей Елагиноостровского дворца.

Для защиты острова от наводнений и распространения традиции «пуанте» – любования закатным солнцем на Западной стрелке Елагина острова — и организовали появление этой самой стрелки, соединив два отдельных мыса поднятым со дна реки грунтом. Да и введенная Росси мода на чугунных львов была поддержана, и это место украсили двумя львами с шарами.

Использование дворца в первой половине ХХ века

После смерти его владелицы Елагиноостровский дворец не очень жаловали вниманием царствующие особы, а в начале XX века его статус был понижен до «премьер-министерского». В нем поочередно пребывали С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

После революции 1917 г. Елагинский дворец сначала использовался как Музей быта, который просуществовал 12 лет. По закрытии его коллекции частично были переданы другим музеям, а частично распроданы. Здание до начала Великой отечественной войны использовалось различными организациями, в том числе филиалом Института растениеводства.

Использование дворца во второй половине XX века

Елагин дворец после войны был в таком плачевном состоянии, что обсуждалась возможность постройки нового здания. Но победила позиция архитектора В. М. Савкова, и к 1960 г. дворец был отстроен и отреставрирован.

К сожалению, в нем разместили не музей, а однодневную базу отдыха, и только в 1987 г.

ему был придан соответствующий статус с переименованием в Елагиноостровский дворец — Музей дворцовой архитектуры и интерьера нового и новейшего времени.

В 2010 г. в Оранжерейном корпусе музея открылось специальное отделение изделий из стекла.

С конца позапрошлого года Елагин дворец закрыт для посещения в связи с реставрацией, работы по проведению которой оцениваются в более чем три десятка миллионов рублей. Необходимо реконструировать инженерные системы, наладить противопожарную безопасность, привести в порядок интерьеры второго этажа и бывшую домовую церковь на третьем этаже.

Елагиноостровский дворец-музей в Санкт-Петербурге

Здание дворца расположено на невысоком холме, практически на берегу реки, к которой выходит восточный его фасад. Главный (западный) вход украшен 6-колонным центрального расположения портиком и двумя 4-колонными, симметрично расположенными от центрального.

Восточный – центральной полуротондой с двумя портиками по бокам с числом колонн, аналогичным западному фасаду.

По бокам лестницы западного фасада впервые в Санкт-Петербурге были расположены фигуры двух чугунных львов с шарами, а восточной – четыре огромные мраморные вазы.

Строительство дворца

Росси возвел трехэтажное здание с куполом на ступенчатом цоколе-террасе с ажурной решеткой, сделав его изумительным памятником российскому стилю ампир. Елагинский дворец виртуозно сочетает торжественный и строгий внешний вид, с роскошью и нестандартностью внутреннего убранства и интерьеров.

Росси положил начало традиции установки чугунных львов, которые впоследствии стали одним из символов Северной Пальмиры. Многим очень нравятся львы у Елагинского дворца. История создания их такова: отлиты они на местном литейном заводе и в июле 1822 г. и установлены на главной лестнице Елагина дворца. Львы очень похожи, но не идентичны.

Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

В дворцовый архитектурный ансамбль также входят четыре павильона (два построены ранее и переделаны Росси), Оранжерейный (построен ранее и переделан Росси) Кухонный, Конюшенный, Фрейлинский и Кавалерийский (построен позже) корпуса:

  • Павильон у гранитной пристани (павильон под флагом) – самое заметное строение на острове (кроме, естественно, дворца) из-за своего расположения на восточном мысе. Небольшая парковая беседка, переделанная Росси в античный храм. Образующий террасу, спускающуюся к гранитной пристани, овальный портик декорирован, как и сам Елагинский дворец, ажурной решеткой. По прибытии на остров Александра I над павильоном взвивался его личный штандарт.
  • Музыкальный павильон – небольшой, одноэтажный, с местом для размещения музыкантов и двумя комнатами по бокам. По центру расположена полуротонда, с двух сторон открытая и огражденная колоннами.
  • Павильон для гауптвахты, расположенный на въезде на остров для его охраны, был небольшим одноэтажным строением (в настоящее время подлежит восстановлению, так как выгорел полностью) с двумя помещениями для размещения офицера и караула, а также портиком с шестью квадратными столбами для поддержки.
  • Павильон на острове. Елагин на одном из небольших внутренних островков в честь своего друга вице-канцлера Панина возвел беседку на четырех каменных столбах. Росси внес в нее элементы классицизма и сделал в едином для всех зданий цвете – светло-сером.
  • Кухонный корпус — полукруглое в плане двухэтажное здание с античными фигурами в нишах внешней стены и центральным входом с шестью колоннами и треугольным фронтоном. Окна выходят только во внутренний дворик здания. Внешне выглядит великолепно, и не скажешь, что это место для приготовления пищи.
  • Конюшенный корпус – редкий пример несоответствия видимой прекрасной оболочки и обычного содержания. Это двухэтажное, красивое, подковообразное здание с великолепно оформленными для парадного въезда пропилеями, соединяющими два одинаково строгого вида флигеля. В здании есть различного вида помещения для обслуживания лошадей и их наездников.
  • Оранжерейный корпус. Елагин построил небольшую оранжерею для выращивания экзотических цветов. Росси кардинальным образом ее переделал, сохранив только каменные стены, но дополнил постройку и сделал симметричной. Теперь это уже двухэтажное здание с двумя флигелями. Оно предназначалось не только для услады глаз выращиваемой экзотикой, но и для комфортного проживания наследника и великих князей. С юга фасад был остеклен, а с других сторон его украшали чугунные гермы – квадратные столбы с головами античных богов на вершинах.
  • Кавалерийский корпус – построен в 30-е годы XIX века как жилье для смотрителя дворца и руководителя прислуги – гоффурьера. Двухэтажный дом, где первый этаж каменный, а второй – деревянный.
  • Фрейлинский корпус – это единственное строение Росси возвел для размещения обслуги одноэтажным, деревянным и П-образным по форме. Вскоре корпус был затоплен и неоднократно перестраивался, став каменным и двухэтажным. Строение использовалось для размещения восьми фрейлин с обслугой. Традиции Росси старались соблюдать. Так, на боковых частях было по три окна, сохранено анфиладное расположение комнат, имеется галерея с шестью каменными столбами, и так далее.

Внутреннее убранство Елагиноостровского дворца

Елагин дворец в Санкт-Петербурге имеет еще одно название – «Дворец дверей». И это не случайно. При наличии достаточно большого числа дверей, а их более двух десятков, учитывая анфиладность расположения залов, ни одна не повторяет другую. Над оформлением дверей из ценных пород деревьев архитектор работал лично и, чтобы обеспечить так любимую им симметрию, предусмотрел их имитацию.

Весь антураж дворца оригинально и роскошно украшен скульптурой, отделан искусственным мрамором (стюком). Рисунки и картинки на нем и составляют неповторимые интерьеры Елагинского дворца Петербурга.

Первый этаж дворца

При входе во дворец в прихожей (парадный вестибюль — передняя) имеются четыре ниши, где стоит соответствующее число канделябров в виде фигур весталок, оберегающих семейное благополучие.

Общепризнано, что самое зрелищное помещение во дворце на первом этаже – Овальный зал с удерживающими купол колоннами в виде женских фигур.

За ним анфиладой следуют комнаты различного назначения, стены которых отделаны квасцованным гипсом. Фарфоровый кабинет так назван из-за отделки его стен очень похожим внешне на фарфор белоснежным стюком.

Стены других помещений покрыты росписью различных картинок, в том числе из мифологии греков и римлян.

В ряде комнат и залов Росси предусмотрел наличие особых, похожих на картины штор, а цвет мрамора всегда следовал общему тону отделки каждой комнаты. Так же обстояло дело с лепниной и скульптурами.

Второй и третий этажи дворца

На втором этаже дворца расположен кабинет императора с дверью, отделанной бронзой, и комнаты для дам, а на третьем – домовая церковь.

Правда, имитация подлинных замыслов Росси и архитектурное наследие интерьеров Елагинского дворца не сохранились на втором (кроме кабинета Александра I) и цокольном этажах, а также в прихожей.

Как добраться?

Не нужно выспрашивать у прохожих, как добраться до Елагинского дворца. Его расположение узнать несложно. От метро «Крестовский остров» необходимо прогуляться пешком до второго Елагинского моста. Далее — пройти правее уже по самому Елагину острову.

Это место неоднократно снимали в кино. В полуразрушенном состоянии в 1945 г. несколько эпизодов из «Небесного тихохода» снято на его фоне, а в отреставрированном виде в сериалах «Мастер и Маргарита» (2012 г.

, больница, где находился Мастер) и «Курт Сеит и Александра» (2014 г., родной дом друга Курта Петра). Елагин дворец как бы находится в другом измерении, очень трудно описать ощущения, возникающие при его виде.

Комплекс очень органично вписан в ландшафт острова.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет Елагинский дворец. Как видите, это довольно известное строение в Санкт-Петербурге. Это место стоит посетить каждому, кто хочет узнать больше об истории России.

Источник: https://FB.ru/article/418838/elaginskiy-dvorets-v-sankt-peterburge-obzor-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Елагин дворец

Елагин дворец

Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.

Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру  двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину.

С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.

В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.

Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты.

Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.

Описание дворца

Дворец был освящен 22 июля 1822 года.

Экипажи, подъезжающие к парадному входу могли созерцать фигуры львов-охранников, безмолвно взирающих на гостей. Противоположный фасад обращен к Средней Невке. В центре фасада можно увидеть плавно скругленный выступ, который повторяет очертания Овального зала.

Над залом расположилась церковь Николая чудотворца. Центральный выступ украшают колонны, а по бокам, как и на главном фасаде, расположены четырех колонные портики. Широкая лестница изящным полукругом двумя маршами спускается в сад.

По обеим сторонам, лестница украшена вазами из белого мрамора чередующимися с плоскими корзинами для цветов.

Интерьер дворца

Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.

Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.

Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором-  Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.

При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены  светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье.

Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом. Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид.

После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.

Дворец в наши дни

С приходом советской власти дворец, как и многие другие царские постройки, получил статус Музея истории быта.

В 1930-х годах большинство художественных ценностей дворца были изъяты, а сам музей был закрыт.

Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, в том числе и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси была перераспределена или распродана. Часть отправилась в собрание Государственного Эрмитажа, Русского музея, Гатчины, другая часть отошла к различным учреждениям. Многие предметы были проданы.

К огромному сожалению весь интерьер дворца был уничтожен огнем в  1942 году. Реставрационные работы не смогли вернуть прежнее величие и красоту второго и цокольного этажей. Наиболее близкими по своей сути остались отделка парадных залов первого этажа, церкви и кабинета Александра I.

Сейчас в залах второго этажа  Елагина дворца проводятся выставки декоративно-прикладного искусства.

Мифы и легенды

Согласно легендам, Елагин дворец посещал сам граф Калиостро. Считается, что некоторые из своих опытов он проводил в его подвалах. При перестройке дворца архитектором Росси, подвалы остались нетронутыми. Возможно благодаря этому родилась еще одна легенда – легенда о призраке графа Калиостро блуждающем по темным коридорам дворца.

Еще одна история дворца связана с русским масонством. Как известно, Иван Перфильевич Елагин являлся одним из первых масон в России. Бытует мнение, что именно на Елагинском острове проходили неоднократные собрания масон.

До того, как островом стал владеть Иван Перфильевич Елагин, остров называли Мишиным (Мишкиным). Согласно легенде, солдаты, которые шли этим островом повстречали на своем пути медведя, да такого бльшого, что они испугавшись бросились в рассыпную. С тех пор за островом закрепилось название «Мишин».

Источник: https://peterburg.center/maps/elagin-dvorec

Где расположен Елагин дворец на карте Санкт-Петербурга

Елагин дворец

Елагин дворец в Санкт-Петербурге является центральным зданием дворцово-паркового комплекса, о чем свидетельствует официальный сайт парка под аналогичным наименованием.

История Елагинского дворца

Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имению на одноименном острове.

Исследователи выдвигают версию, что спроектировал оригинальный дворец архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги.

Начало XIX века. Александр Первый делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшей перестройки дворца на Елагином острове, являвшем собой образец палладианского стиля в русской архитектуре.

Другой русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси стал зодчим современного вида Елагина дворца. Под его руководством была создана дворцово-парковая летняя резиденция, состоявшая из трехэтажного дворцового сооружения, нескольких павильонов, корпусов: Кухонного, Конюшенного, Оранжерейного.

Над внутренним декорированием строения потрудились талантливые представители российской промышленности и искусства различных направлений:

  • В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
  • С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
  • А. Виги, Б. Медичи, Дж.-Б. Скотти (декоративная живопись);
  • Я. Щенников (работы по искусственному мрамору);
  • И. Дипнер, А. Шрейбер (работы по бронзе);
  • И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (изготовление мебели) и др.

Революция 1917. Резиденция, принадлежавшая императорской семье, переходит к Совнаркому города Петрограда.

1918-1929. Здание отдается под экспозицию Музея «История и быт».

1930. Музейная коллекция частично распределяется по другим музейным объектам: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распродается. Здание становится местом функционирования Института растениеводства, филиала Академии наук.

1941-1945. Елагиноостровский дворец претерпевает серьезные разрушения. Бомбежки, пожары уничтожают исторические экспонаты, разрушают кровельные перекрытия.

Интересно. Кадры советского фильма «Небесный тихоход» запечатлели вид разрушенного после войны дворца (1945).

Послевоенное время. Изучается, систематизируется историческая информация для проведения реставрационных работ. Архитектор В. М. Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.

1952-1960. Проводится дальнейший восстановительный процесс, которым руководит архитектор М.М.Плотников.

1961. Начинается функционирование базы отдыха:

  • этаж – выставочные залы,
  • этаж – комнаты отдыха, бильярдные,
  • этаж – танцевальный зал.

1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные экспонаты исторической обстановки.

На текущий момент организуются экскурсии, выставки, мероприятия, проекты познавательного, развлекательного характера.

Интересно. Современное кинопроизводство использовало дворцовые помещения в качестве декораций: имение Боринских (сериал «Курт Сеит и Александра», 2014), психиатрическая клиника (сериал «Мастер и Маргарита», 2005).

Елагин дворец и его достопримечательности

Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.

У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.

При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.

Парадные залы

Помещения первого этажа представляют собой анфиладу.

Туалетная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Стеновые поверхности отделаны мрамором белого цвета, искусственного происхождения.

Используется техника тональной градации (гризайль), сюжетные композиционные изображения, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Березовые двери с бронзовым декорированием, дубовый паркет.

Обстановка относится к концу 18 века – началу 19 века.

Опочивальня имеет купольный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамленной рамами с позолотой. Мебельный комплект с элементами из бронзы был произведен мастерами предприятия И. Баумана.

Интересно. Изначально Опочивальня и Туалетная императрицы оборудовались мраморными каминами, над которыми находились большие зеркала.

Убранство Фарфорового кабинета оформлено соответственно стилю интерьерного дизайна жилья аристократии Древнего Рима. На стеновых, потолочных поверхностях белого мрамора изображены танцующие античные женские образы, амуры, любимые птицы императрицы павлины, являющиеся символом семейного очага.

Стены Голубой гостиной оформляют шелковые штофы (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, голубого шелка, лепнины, позолоты, произведений французской бронзы начала 19 века. Композиционным решением является симметричное расположение каминов черного итальянского мрамора с большими зеркалами.

Центральное положение анфилады занимает Овальный зал, являвшимся местом проведения торжественных приемов, балов. Свод купола декорирован кессонами с лепниной, по центру массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинал люстры был произведен мастерской А. Шрейбера. Вдоль стен располагаются 16 мраморных полуколонн.

Стены Малиновой гостиной ранее были покрыты бумажными обоями соответствующего названию цвета, сейчас шелковыми штофами, обрамленными позолотой. На потолке изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».

Под Столовый зал, предназначавшийся для торжественных приемов пищи, отведена северная сторона анфилады. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, венчающиеся скульптурными образами женских голов, зеркала, расположенные противоположно окнам, создают атмосферу торжественности и, одновременно, легкости.

Парадную Переднюю украшают скульптурные изображения дев-жриц храма Весты, хранительницы семейного уюта. Скульптор А.А. Пименов выполнил изваяния, держащие софиты. Из Передней посетители могут подняться в жилые помещения 2-ого уровня. Далее 3-ий уровень являет собой церковь Николая Угодника.

Кухонный корпус дворца

Особенностью двухэтажного здания, расположенного по северному краю Масляного луга, является то, что солнечные лучи не проникали внутрь помещений, где готовилась пища.

Внешняя сторона полукруглой формы, не имеющая окон, максимально декорирована лепниной, скульптурными элементами. Богатый декор скрывал истинное предназначение торжественного снаружи сооружения.

На южном фасаде имеются 14 скульптур античных богов и героев.

Конюшенный корпус дворца

Выставочные залы располагаются в Конюшенном корпусе западной части Масляного луга. Два этажа подковообразного здания предназначались под жилые для императорской свиты, хозяйственные (стойла, каретные, хранение зерна, сена) помещения. Красивый внешний фасад скрывал прямое назначение строения.

Оранжерейный корпус

Здесь содержится уникальное собрание экзотических растений. Интерьеры расписаны академиком Б. Медичи. Чугунные гермы отлиты мастерами Санкт-Петербургского завода по образцам Росси.

Кавалерийский, Фрейлинский корпуса

Кавалерийский корпус – место проведения мастер-классов проекта «Творческая дача». Во Фрейлинском на данный момент проводятся бальные мероприятия.

Как добраться до Елагинского дворца

Желающие посетить дворцово-парковый комплекс могут воспользоваться несколькими способами проезда:

  • автобусными маршрутами № 32,93;
  • трамвайными линиями № 2,21,48;
  • такси, следующими маршрутами 93, 133, 690;
  • метрополитеном до пунктов «Крестовский остров», «Старая деревня».

Выйдя из метро, необходимо пройти:

  • от «Крестовского острова» по ул. Рюхина до 2-ого моста, где располагается один из входов;
  • от «Старой деревни» по улице Липовой до 3-его моста рядом с Пр. Приморским.

Экскурсии, билеты и цены

Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.

Наименование Цена билетов
1 взрослый + сопровождение экскурсовода 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) 400 RUR 260 RUR 250 RUR
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) 200 RUR + 50 RUR 75 RUR + 25 RUR 100 RUR + 30 RUR
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) 250 RUR 120 RUR 130 RUR
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) 120 RUR + 60 RUR 50 RUR + 50 RUR 75 RUR + 55 RUR
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) 100 RUR 50 RUR 60 RUR
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) 70 RUR 50 RUR 40 RUR
Павильон под флагом 50 RUR 30 RUR 40 RUR

Костюмированные балы в Елагинском дворце

Бальные мероприятия с переодеванием в костюмы исторической эпохи на Елагинском острове проводятся согласно требованиям традиций 19 века.

Важно. С 01.08. 2016 Дворцовое здание недоступно для посещений вследствие проведения реставрационных работ. На время реставрации театрализованные балы проходят в корпусе Фрейлин.

Наименование Категория участников Цена билета Цена проката бального костюма
«В вихре бала» школьная группа (16 чел.)
группа лиц старше 18 лет (16 чел.)
4000 RUR (групповой)
7000 RUR (групповой)
350 RUR
«Елагинский котильон» до 14 лет
от 14 лет
850 RUR
1000 RUR
входит в стоимость билета
«Вечерний котильон» до 14 лет
от 14 лет
1200 RUR
1500 RUR
входит в стоимость билета
«Детский новогодний бал» школьники 1-4 классов 1500 RUR входит в стоимость билета

Современные молодожены имеют возможность провести церемонию свадьбы в Елагином дворце. Для торжества предоставляются Столовый и Овальный залы (70-100 человек), павильоны: Под флагом (30-50 чел.) и Музыкальный (100-150 гостей).

Источник: http://SnovaDoma.ru/castles/Palaces/elagin/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики