Vigoda

Экскурсия Старообрядчество в Рогожской слободе

Рогожский староверческий комплекс: поповцы. С посещением Рогожского кладбища

Экскурсия Старообрядчество в Рогожской слободе

Фото Романа Челнокова

Запись на эту экскурсию Ирины Стрельниковой на 19 мая и 9 июня 2019 г. здесь.

Пусть вас не смущает название – Рогожское кладбище (хотя и старинный погост там тоже есть). Под этим мрачноватым названием скрывается целый «город в городе», о котором многие москвичи, как ни странно, толком ничего не знают.

А между тем недаром исследователи XIX века называли два Московских духовно-административных центра староверия: поповский на Рогожке и беспоповский на Преображенке «старообрядческими кремлями», отмечая, что они едва ли не затмевают славой и блеском Московский Кремль.

Основаны они в одном и том же 1771 году под одним и тем же предлогом: чума, всем не до отпевания умерших, а староверы взялись хоронить по-христиански — и под это дело в виде величайшего исключения им разрешили построить по часовенке для отпевания.

Как предприимчивые старообрядцы-беглопоповцы использовали это драгоценное разрешение построить маленькую деревянную часовенку у Рогожской заставы — вы увидите. Чумное Рогожское кладбище в итоге обросло величественными церквями, площадями, жилыми корпусами, производствами, больницами и богадельнями. И сделалось настоящим оплотом старой веры, каковым остаётся и до сих пор.

Как вы, наверное, уже знаете, в своих экскурсиях я всегда делаю некоторый крен в экономику: вопросу, откуда на все это берутся деньги, я всегда уделяю особое внимание. И к староверам это относится в первую очередь.

У них была интереснейшая экономическая система, о которой сейчас рассказывать не буду — расскажу на экскурсии. Как и о том, откуда взялись капиталы у знаменитых староверческих династий — Морозовых, Рябушинских, Солдатёнковых, Свешниковых, фарфорщиков Кузнецовых (а все он были прихожанами Рогожского кладбища).

  Ведь начинали-то все с простых крестьян, и не верьте, если вам будут говорить, что дело тут исключительно в усердии,  экономности и предпринимательском таланте (хотя и без них, конечно, не обошлось).

И знаменитая московская купеческая благотворительность (все эти больницы и богадельни), и знаменитый московский культурный проект (МХТ, Третьяковская галерея, книгоиздательство) — все это корнями уходит в ту самую староверческую экономическую систему. И участие староверческих династий в революции — тоже.

Вот обо всём этом и поговорим. А также о тех многочисленных и упорных, доходящих до анекдотичности правительственных мерах, которые предпринимались при Николае I, Александре II, Александре III для уничтожения старой веры, а на деле только укрепляли её.

Да, богатство, могущество и влиятельность Преображенской беспоповской общины все эти гонения несколько подорвали. Но Рогожская в итоге обрела небывалую славу и мощь. Как так вышло — тоже поговорим на экскурсии.

Но именно с момента, когда правительством снова, почти как при Никоне, была объявлена война староверам — с середины XIX века — именно здесь, на Рогожском кладбище – главный духовный и административный центр древлеправославия поповского согласия.

А с некоторых пор здесь появилась ещё и резиденция митрополита Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Но нас, любителей Москвы, «Рогожка» интересует еще и как интереснейший архитектурный ансамбль.

Мы посмотрим территорию «Рогожского кремля», зайдём в первый из построенных там соборов (XVIII век), с улицы осмотрим остальные, полюбуемся на величественную (лишь на метр ниже Ивана Великого) и нарядную колокольню эпохи модерна.

И собственно на кладбище мы тоже пойдем, посмотрим типичные староверческие захоронения, комплекс архиерейских могил и усыпальницу Морозовых (творение Шехтеля).

Экскурсия будет интересна также и тем, кто уже был со мной на Преображенке – потому что беспоповцы — одно, а поповцы – совсем другое.

Экскурсовод Ирина Стрельникова

Записаться на эту экскурсию можно здесь

Святые ворота. Именно здесь встречается группа. Фото Василия ФиногеноваФото Василия ФиногеноваПокровский собор. Фото Василия ФиногеноваХристорождественский собор, фото В.ФиногеноваФото Василия ФиногеноваУспенская часовня с пристроенным к ней храмом Воскресения Господня.

Фото Романа ЧелноковаУспенская часовня, фото Василия ФиногеноваФото Василия ФиногеноваКолокольня Никольского собора, фото Василия ФиногеноваНикольский собор, фото Василия ФиногеноваПоклонный крест в честь атомана Платова, фото Василия ФиногеноваЭкскурсия по староверческому Рогожскому историко-архитектурному комплексу, фото Василия ФиногеноваФото Василия ФиногеноваФото Василия ФиногеноваНа Рогожском кладбище, усыпальница Морозовых. Фото Василия ФиногеноваНадгробие Саввы Тимофеевича Морозова, фотоВасилия Финогенова

Рогожская слобода: центр русского старообрядчества

Экскурсия Старообрядчество в Рогожской слободе

Как живет центр российского старообрядчества в XXI веке, кто восстанавливает древнейшие храмы и может ли попасть на территорию Рогожской слободы любой желающий — в репортаже телеканала «МИР 24».

Слова «староверие» и «старообрядчество» для современного человека звучат таинственно и архаично.

Кто-то в лучшем случае помнит о расколе Русской церкви в 1650-х годах, реформе патриарха Никона и унификации богослужебных книг из курса школьной истории.

Но стоит подойти к дому 35 на улице Рогожский поселок, как впечатление того, что все эти события — дела давно минувших дней — начисто пропадает.

Уже более 300 лет в Таганском районе Москвы, на левом берегу Яузы обособленно живет религиозная община русских старообрядцев.

С 1771 года и до наших дней Рогожская слобода сохранила патриархальный жизненный уклад, который во все времена отличал и отличает ее от остальной Москвы.

Это двухэтажные жилые дома на каменных фундаментах, запертые ворота, которые открываются не для всех, древнейшие церкви и монастыри, которые тщательно реставрируют сами старообрядцы, а также необычный облик обитателей, редко покидающих пределы своего поселка.

Кто такие старообрядцы?

Cтарообрядческий раскол возник в Русской православной церкви в XVII веке. В 1650-60-х годах царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали церковную реформу, которая провозглашала унификацию богослужебного чина в Русской церкви с Церковью константинопольской (греческой).

Реформы встретили сильную оппозицию от сторонников старых обрядов, которые называли решение царя «нововерой» или «никонианским православием», а себя именовали «истинноверами» и «древлеправославными».

Они продолжали совершать крестное знамение двумя перстами, не принимали греческого писания слова «Иисус» (пишут его как «Исус»), молитвы на коленях и без скрещенных на груди рук, сохраняли монодеическое пение во время служб, совершали крестный ход по Солнцу, считали крещением только строго троекратное погружение в воду и поощряли ношение древнерусской молитвенной одежды: косовороток, сарафанов и рубах.

Наиболее известным сторонником старой веры был церковный и общественный деятель XVII века протопоп Аввакум Петров — за полемику с царем он был сослан в город Пустозерск на Печоре, заточен в тюрьму и казнен, как и многие другие идеологи течения.

Но и совершение этих обрядов со временем вызвало разногласия внутри староверов — постепенно образовались три «крыла»: поповцы (к ним относится современная Русская Православная Старообрядческая Церковь), беспоповцы (течение, в котором нет священнослужителей) и единоверцы (сохраняют двоеперстие и службы по старопечатным книгам, но признают юрисдикцию Московского Патриархата).

С этого момента приверженцы старообрядчества в Российской империи назывались «раскольниками» и преследовались церковными и советскими властями. До переписи 1897 года в стране насчитывалось более 1 млн 682 тысяч старообрядцев, многие из которых расселились на русском севере, в Поволжье и Забайкалье.

Законодательные ограничения в отношении староверов были сняты только к 1905 году Высочайшим Указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В 1971 году Русская Православная Церковь на Поместном соборе сняла все ограничения середины XVII века, и в наши дни РПЦ и РПСЦ существуют без конфликтов.

«Деревня» староверов

Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй.

Территория поселка — участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества.

Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг.

На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины, рогожское ателье народного костюма и даже кинотеатр в Духовном училище.

Храм-колокольня во имя Успения Богородицы (Успенский)

Храм был сооружен в 1908 – 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева, имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого — ее высота 80 метров.

В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон.

Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов

В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны.

По распоряжению императрицы Екатерины II от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты в целях предотвращения эпидемии, а взамен старообрядцам выделили особу территорию у Рогожского богадельного дома.

Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов).

Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница имени С. Морозова, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек.

Октябрьская революция положила конец так называемому «золотому веку» московского старообрядчества. Множество могил и памятников уничтожили в 1930 годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро. Бытует мнение, что в 1940 годы именно на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.

Церковь Николая Чудотворца и внутреннее убранство

Деревянная часовня во имя святителя Николая — одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества.

В середине XIX века храм вновь перестроили и переосвятили в единоверческую церковь — тогда же он приобрел современный вид в «русском стиле»: пять крупных синих глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека.

Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)

Сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний неотапливаемый храм.

До строительства Храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле.

И поэтому по решению императрицы Екатерины II было решено «впуски для алтаря отломать», храм «понизить», а вместо пяти глав сделать «одну главу и крест».

В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей — с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга.

Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII – XVII веков.

Парковая беседка-иордань

Христорождественский собор

Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. В нем обустроили два самостоятельных предела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).

В 1922 году он подвергся новому — на этот раз большевистскому — разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял «Союзаттракцион», который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.

Соборная площадь Рогожской слободы

Рогожский пруд

Старообрядческая митрополия

Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Платове

Самое удивительное, что сегодня можно обнаружить, гуляя по Рогожской слободе, — это то, что старообрядчество живо и развивается по своим собственным законам.

Здесь можно увидеть редкие иконы (Оглавный Спаситель XIV века), древние храмы, старинный некрополь и больницы, построенные на деньги купцов Мамонтовых, Рябушинских, Морозовых.

Но главное — почувствовать атмосферу поселения, которое будто застыло во времени.

Надя Сережкина

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/news/16162613/rogozhskaya-sloboda-centr-russkogo-staroobryadchestva

Экскурсия: Русский раскол — тайна за семью печатями (с посещением старообрядческой общины в Рогожской слободе)

Экскурсия Старообрядчество в Рогожской слободе

«Старовер не курил, не пил вина, строго соблюдал посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе.»

Валентин Распутин.

«Параллельная» Россия — загадочный мир раскольников-старообрядцев, о котором все слышали, но который остается для многих тайной за семью печатями.

Сегодня вы побываете там, куда вход не каждому разрешен, и узнаете то, что скрывалось столетиями за завесами тайны и запрета…

Увлекательное путешествие по Москве, в ходе которого вы полюбуетесь особняками, парками и храмами — плодами трудов знаменитых москвичей-староверов,с редкой возможностью посетить староверческие храмы, в которые невозможно попасть «с улицы» и которые хранят тайны крюкового пения, поражающие объемные иконы и образы древнего, «дониконовского» письма.Вы побываете в «главной» общине русских раскольников в Рогожской слободеи узнаете, как живут современные староверы в России и по всему миру, сможете отведать блюда, приготовленные по старинным рецептам старообрядческой кухни, приобрести домотканый костюм или «самолепный» горшок в Рогожской казачьей староверческой лавке.

Экскурсия в старообрядческую общину Рогожской слободы, с посещением храмов и Рогожского кладбища.

Как живут сегодня староверы, вы сможете узнать в самом неожиданном районе Москвы – Рогожской слободе.

Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви и исторический поселок староверов, которые здесь селились с XVII века, а нравы и обычаи в нем весьма отличались от нравов остальной Москвы.

Здесь веками параллельно с нами живут и хранят свою веру старообрядцы, причем большинство москвичей об этом даже не подозревает.

В ходе увлекательной экскурсии мы посетим Рогожское кладбище,благодаря которому, собственно, и появился поселок староверов в Москве. Здесь вы узнаете, как это произошло, полюбуетесь церковным ансамблем Рогожской слободы.

В старообрядческие храмы невозможно попасть «с улицы», а мы в сопровождении экскурсовода-старовера посетим грандиозный действующий Покровский собор, который до строительства Храма Христа Спасителя считался самым большим храмом Москвы и сегодня вмещает 7000 (!) прихожан.

Здесь хранят тайны «знаменного» крюкового пения и находятся поражающие деревянные объемные иконы, иконы на медных пластинах и образы древнего, «дониконовского» письма, которые вы увидите.

Также мы посетимстарообрядческую церковь Рождества Христова Рогожской общины, где находится интереснейшая выставка, посвященная истории старообрядчества на Руси.

Из уст приверженцев старой веры, вы услышите рассказ об истории раскола, о тех людях, которые смогли сохранить до наших дней нравственную основу своей веры, увидите уникальные древние книги, иконы и другие памятники старообрядческой культуры.

Вы узнаете:

— кто такие поповцы и беспоповцы

— когда появился первый старообрядец на Москве

— как казаки старую веру хранят, и кто такой атаман Платов

— как молятся и крестятся староверы, есть ли у них Библия, какой крест и как выглядит современная карта расселения староверов по миру

— что значат символы староверов

Свободное время в Рогожской слободе.

А наше путешествие продолжается на улицах Москвы, где мы познакомимся с богатым историческим и архитектурным наследством самых знаменитых староверческих фамилий и продолжим погружение в тайны русского Раскола.

В ходе увлекательного путешествия вы услышите интереснейший рассказ об истории Расколаи его «главных фигурантах» — о епископе Павле Коломенском и Иване Неронове, «неистовом протопопе» Аввакуме Петрове и, конечно же, о патриархе Никоне. Вы узнаете о роли староверов в истории России и полюбуетесь зримыми плодами их трудов, дошедшими до нас через века в виде храмов, особняков, парков…

Мы увидимгородскую усадьбу староверов Боткиных, где увидим сохранившийся господский дом, в котором родился первый лейб-медик и легендарный основатель Скорой Помощи Сергей Петрович Боткин.

Полюбуемся поместьем самых эксцентричных меценатов Хлудовых (однаистория с золотыми тазиками знаменитых Хлудовских бань*что стоит!), увидите городской особняк староверов Морозовых (линии Викуловичей) в Подсосенском переулке и узнаете, почему его еще называют «особняк Фауста».

На Мясницкой улице вы полюбуетесь городской усадьбой богатейшего фабриканта-старовера Козьмы Солдатенкова, выдающегося человека, которого равняли с высшими чиновниками Российской Империи, и которого за богатое и щедрое покровительство искусствам современники прозвали «Козьма Медичи».

В ходе нашей прогулки вы узнаете:

— кто и когда впервые назвал староверов раскольниками

— как правильно воспитывать детей

— кто построил знаменитую Боткинскую больницу

— почему потомок старообрядцев, сын легендарного доктора Боткина, погиб вместе с царской семьей

— как старообрядцы Рахмановы епископов выбирали

— какими двумя «чудинками» обладал Козьма Солдатенков

Пешеходная экскурсия от Рогожской заставы до Гончарной слободы с посещением Спасо-Андроникова монастыря, самого древнего монастырского храма — Спасского собора.

От царствования Елизаветы Петровны остались Камер-Коллежский вал, по которому ходили стражники, и заставы: Рогожская,   Покровская и бывшая Спасская. В XIX веке валы срыли, заставы убрали, а в сознании москвичей они сохранились.

Самой оживленной заставой была Рогожская…  Ни одна из заповедных улиц, будь то на Арбате или в Замоскворечье, не дает представления, как выглядела Москва на рубеже XVIII-XIX  веков. На Таганке купцы не дали построить доходные дома на месте своих особняков.

Рогожская слобода издавна была старообрядческим поселением, одним из немногочисленных московских островков старой веры. Даже сейчас улицы с нелепыми советскими названиями – Большая Коммунистическая, Верхняя Радищевская  поражают своей гармонией, завершенностью, утраченными в XX веке.

Попадая с расхристанной Таганской площади на бывшую Большую Алексеевскую улицу испытываешь умиление. Чем она пленяет? Гармонией, соразмерностью человеку, поразительной сохранностью двухэтажных домов давно минувших дней и куполов храма Мартина Исповедника. 

Побывав на этой экскурсии, Вы узнаете:

— когда на смену старинному «повозу» пришла «ямская гоньба»;

— что за «китайцы» жили в Рогожской слободе;

— почему бродяги перед праздниками затевали драки;

— где можно было оторваться от заурядности жизни;

— кто такие «трехкопеечные империалисты»;

— как разбирали на титановых поддонах и вновь собирали древнейший Спасский собор

и многое другое.

Page 3

Пешеходная экскурсия с посещением музея Галины Улановой в московской высотке на Котельнической!Таганка — «металлический» район старой Москвы.

Здесь жили «таганщики», делавшие металлические треножники для походной кухни, и котельники дворцовой Котельной слободы, изготовлявшие котлы для варки пищи, и серебряники — мастера Серебряного монетного двора, чеканившие деньги. Мы пройдем по Гончарной улице, по бывшей здесь в XVII в. слободе гончаров.

Память об этой слободе хранится в названии церкви Успения в Гончарах, построенной в 1654 г. (колокольня — в 1790 г.). Вам представится возможность полюбоваться творениями изразцовых дел мастера Степана Полубеса. Купеческие особняки, дом Тутолмина, усадьба Клаповской, усадьба Шапкиных, Афонское подворье.

Так как же правильно говорить: Вшивая, Швивая или Ушивая горка? И существует ли она сегодня? Обо всём вы узнаете на нашей экскурсии. А закончится она у высотного жилого дома на Котельнической набережной, построенного в 1948-1952 гг. (архитекторы Д. Н. Чечулин и А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман).

Вы посмотрите, что такое двор «высотки» на Котельнической и сможете посмотреть внутренние интерьеры центрального подъезда.

Посещение музея-квартиры Г.С. Улановой в высотном здании на Котельнической набережной, позволит вам поближе познакомиться с творчеством этой великой русской балерины.

В музее представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, среди которых работы Александра Бенуа, Марка Шагала, Артура Фонвизина и другие. Библиотека насчитывает около 2400 книг, многие — с дарственными надписями. Квартира и по сей день выглядит точно так же, как и при жизни Г.С.Улановой.

Источник: https://krugozor.ru/excurs/14149.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики