Vigoda

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге — одна из трех роскошных аристократических резиденций на Невском проспекте. Находится на пересечение с рекой Фонтанкой возле еще одной узнаваемой достопримечательности Питера, Аничкова моста со знаменитыми вставшими на дыбы конями Клодта.

Визуально дворец Белосельских-Белозерских схож с палаццо графов Строгановых, что расположен на пересечении Невского проспекта с Мойкой. Хотя и построен на столетие позже. Даже цвета обоих зданий схожи: немного различающиеся оттенки розового!

Строгановский дворец →

История

Спроектировал и построил здание видный петербургский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. И эта его работа стала второй крупной в Санкт-Петербурге после Мариинского дворца на Исаакиевской площади, выстроенного для дочери Николая I, Марии Николаевны.

Проект перестройки существовавшей на углу Невского и Фонтанки родовой дворянской усадьбы начал формироваться в голове архитектора еще в 1840-1841 годах. Потому и строительство, начатое в 1846 году, завершилось чрезвычайно быстро для того времени: в 1848.

Результат восхитил современников: Штакеншнейдера стали называть «преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли». Действительно, дворец был выстроен в основательно позабытом к середине XIX века стиле барокко, — причем несколько более вычурном и витиеватом, чем оригинальное. А внутренние интерьеры получили соответствующее оформление — ряд залов отделали даже в стиле рококо.

Стилевое единство экстерьера и интерьеров в целом не характерно для эпохи середины XIX века. И резиденция Белосельских-Белозерских в этом смысле уникальна.

Какие дворцы в СПб посмотреть туристу? →

Любопытно, что в годы постройки палаццо Белосельских-Безозерских в Петербурге Штакеншнейдер возглавил реставрацию интерьеров творения Растрелли, Большого Петергофского дворца. Спроектировал и построил Ольгин и Розовый павильоны в Колонистском парке.

Владельцы

Род князей Белосельских-Белозерских очень древний, родословная велась от киевского князя Владимира Мономаха. Хотя право носить двойную фамилию было пожаловано лишь при императоре Павле I, в 1800 году.

Во дворце на Невском давались роскошные балы, в которых часто принимали участие и члены императорской фамилии. Княжеский салон славился на весь Петербург как оазис не просто роскоши, но и хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь можно было не только потанцевать и пофлиртовать, обсудить последние дворцовые сплетни, но и поговорить о высоком.

В 1884 году палаццо сменило владельца: роскошный стиль жизни привел к истощению семейных капиталов. Хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра III и брат Александра II.

Покупка была приурочена к его женитьбе с принцессой Элизабет Гессен-Дармштадской, впоследствии великой княжной Елизаветой Федоровной. Родной сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны.

Супруги постоянно жили в Петербурге недолго — в 1891 году великого князя назначили генерал-губернатором Москвы. Впрочем, петербургский высший свет вряд ли обратил внимание на переезд, поскольку при Сергее Александровиче приемы и балы сильно потеряли в размахе: в основном здесь бывали офицеры Преображенского полка, которым он командовал.

Зимний дворец →

Вскоре после гибели мужа в 1905 году от бомбы террориста Каляева, княжна Елизавета приняла постриг и полностью посвятила свою жизнь благотворительности. А дворец передала своему племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, воспитывавшемуся в семье. Последний остался в истории как участник убийства Распутина в 1917 году.

В настоящее время здание используется в качестве Петербургского культурного центра. В нем проводятся концерты классической музыки и даются спектакли — без декораций, основанные лишь на артистическом мастерстве актеров. Можно записаться и на обзорную экскурсию.

Недорогие экскурсии в Санкт-Петербурге →

Залы дворца Белосельских-Белозерских

Главный фасад выходит на Невский проспект, он оформлен чуть более красочно и роскошно, чем фасад по Фонтанке. Вход внутрь — первая дверь от Аничкова моста. Интерьеры в целом сохранили оригинальное убранство — парадные залы отделку, задуманную Штакеншнейдером.

лестница не имеет естественного освещения, но воспринимается светлой благодаря оформлению, в котором превалирует белый цвет. Обилен и красив лепной декор на стенах, выразительны кариатиды, поддерживающие свод, изящны женские статуи в нишах. Обращают на себя внимание и ажурные литые перила.

На втором этаже в стороны расходятся две анфилады: по Невскому проспекту и Фонтанке. Малиновая гостиная находится в углу здания, ее оформление в стиле рококо — одно из самых эффектных во дворце.

Далее расположена изысканно-роскошная Зеленая гостиная, стены которой затянуты штофом. А последняя в ряду трех гостиных по Фонтанке — не слишком парадное, но отличающееся утонченной отделкой помещение в свое время было приемной великой княгини Елизаветы Федоровны.

Хорошо запоминается декоративное убранство Библиотеки, замыкающей невскую анфиладу, — зал был переделан при Сергее Александровиче. Балкон на втором ярусе поддерживается лентой дубовых застекленных шкафов, орнамент потолка, фриза, оформление окон повествуют об декоративных приемах эпохи готики и модерна.

Концертный или Зеркальный зал находится во флигеле, идущем перпендикулярно Невскому. Именно в нем проводятся спектакли и концерты. К слову, музыкальные вечера устраивались здесь и при Белосельских-Белозерских. Здесь давал концерты приезжавший в Санкт-Петербург Ференц-Лист, играл Антон Рубинштейн, бывал Чайковский.

На первом этаже сохранилось несколько комнат, которые отделывались для Сергея Александровича: приемная, кабинет и столовая. Их оформление датируется концом XIX века и является собой пример разностилья: модерн сочетается с испытавшим подъем в царствование Николая II старинным русским стилем.

Информация

Адрес дворца Белосельских-Белозерских: Невский пр-т, 41Афиша: beloselskiy-palace.ru/blog/?page_id=5Запись на экскурсии: beloselskiy-palace.ru/blog/?cat=15

Цены на билеты: 300 рублей — взрослые, 200 — пенсионеры РФ и РБ, 150 — школьники

Источник: http://www.eurotraveler.ru/europe/rossija/dvorets-beloselskih-belozerskih/

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер –  известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района.  Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии.

Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов.

В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

Интересные факты

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты.

Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены.

Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

Источник: https://peterburg.center/maps/dvorec-beloselskih-belozerskih.html

Историческая справка

Вдоль берегов Фонтанки с начала XVIII века выделялись участки для знатных особ под застройку барскими усадьбами. Потомственные князья Белосельские-Белозерские приобрели участок у Аничкова моста лишь в 1797 году, выстроив на месте небольшого деревянного дома каменное здание в строгом классическом стиле.

Прошло всего несколько десятилетий и границы парадного Петербурга расширились до Фонтанки, которая прежде служила окраиной, и ничем не примечательный княжеский дом очутился в самом центре столицы. В 1846-48 годы, архитектор императорского двора А. И.

 Штакеншнейдер, профессор Академии художеств, спроектировавший Мариинский дворец на Исаакиевской площади, полностью перестраивает здание, превратив его в роскошный дворец.

Он стал последней по времени частной постройкой в великолепной дворцовой плеяде Петербурга.

Инициатор строительства, генерал князь Эспер Белосельский-Белозерский, едва успев сделать заказ на постройку дворца, скончался от тифа, заразившись в железнодорожном лазарете, который инспектировал по долгу службы.

Вдова князя, вскоре вышла замуж за камергера В. В.

 Кочубея и переехала к мужу, а выстроенный заново дворец на Невском проспекте, расположенный вблизи императорского Аничкова дворца, использовала для роскошных приемов и балов, которые часто посещали царствующие особы.

Во второй половине XIX века дворец превратился в одно из самых светских мест столицы, славился музыкальными вечерами, в его прекрасном концертном зале перед избранной публикой блистали пианисты-виртуозы Антон Рубинштейн и Ференц Лист, в числе приглашенных гостей бывал композитор П. И. Чайковский.

Промышленный кризис, начавшийся в России в 1880-х годах, отразился на финансовом благополучии хозяев дворца, основные капиталы которых составляли Уральские металлургические заводы, ставшие убыточными. Дворец пришлось продать в казну.

В 1884 году его владельцами стали великий князь Сергей Александрович (младший брат Александра III) с супругой Елизаветой Федоровной – старшей сестрой последней российской императрицы.

В Сергиевском дворце (такое название он получил при новых хозяевах) произошла судьбоносная встреча и романтическое знакомство наследника российского престола с будущей женой, прибывшей в Россию погостить у сестры.

Судьба самих владельцев дворца завершилась трагически. Великий князь, в то время генерал-губернатор Москвы, в 1905 году был убит эсером И. Каляевым.

Вдова основала Марфо-Мариинскую обитель и стала игуменьей, передав права на Петербургский дворец племяннику погибшего мужа – Дмитрию Павловичу.

Она приняла с достоинством мученическую смерть в Алапаевске в 1918 году, сброшенная заживо в шахту старого рудника вместе с другими представителями семьи Романовых.

Дмитрий Павлович в годы первой мировой войны предоставил несколько залов дворца русско-британскому госпиталю, просуществовавшему до 1918 года, о чем свидетельствует табличка при входе в здание. Для самого хозяина после его участия в убийстве Распутина дворец на некоторое время превратился в тюрьму, которую он делил с соучастником преступления – Феликсом Юсуповым.

В качестве наказания за содеянное, Дмитрий Павлович в 1917 году был выслан из России, что, ввиду грядущих революционных событий, позволило ему избежать печальной участи: не только сохранило жизнь, но и средства для жизни за границей.

Последним частным владельцем дворца был банкир и промышленник И. И. Стахеев, выкупивший его, но так и не успевший в нем пожить. В 1918 году дворец национализировали. Долгие годы его занимал райком КПСС Куйбышевского района.

Здание, сильно пострадавшее в блокаду, после войны отремонтировали, провели реставрационные работы под руководством И. Н. Бенуа. Постепенно началась экскурсионная и концертная деятельность, и в 1991 году дворец приобрел статус городского культурного центра.

С 2003 году дворец подчинен Управлению делами президента РФ.

Архитектура и интерьеры

Парадные фасады дворца напоминают творения Ф. Б. Растрелли — великого зодчего Елизаветинской эпохи, а более всего — Строгановский дворец на Мойке. Сходство усиливается одинаковым угловым расположением дворцов на пересечении Невского проспекта с водными преградами.

Конечно, совпадение далеко не случайное. Архитектор получил задание построить дворец, а образ дворца ассоциировался в большей степени именно с нарядным и утонченно-изящным стилем русского барокко, стилем, в котором выполнен главный дворец Северной столицы – императорский Зимний.

Но, не стоит забывать, что на дворе был XIX век и строение несет в себе черты присущего той эпохе стиля эклектики. В прорисовке деталей, более дробных и мелких по сравнению с оригиналом, нет игривой итальянской живописности, они выполнены с некоторой графической сухостью. Планировка дворца, облик внутреннего двора и дворовых фасадов подобны Доходным домам того времени.

Несмотря на характерные приемы барокко: овальные окна, обрамленные фигурными наличниками, четвертичные колонны, циркульные фронтоны, скульптуры атлантов, удерживающих решетчатые балконы, — дворец является лишь стилизацией под барокко, получившей название необарокко или второе барокко. Это направление становится модным в середине XIX века, и именно дворец Белосельских-Белозерских является выдающимся его примером и первым образцом такой постройки в Петербурге.

К несомненным его преимуществам следует отнести стилевое единство внешнего облика и внутренних интерьеров, что было редкостью в то время.

Гораздо чаще внутреннее убранство богатых частных особняков пестрило разнообразием западных, а порой и восточных мотивов.

Здесь же в декоре господствует стиль рококо и его атрибуты: дорогой текстиль, деревянный узорчатый паркет, лепнина, мраморные камины, французская живопись XVIII века, встроенная скульптура.

Работами по декорированию дворца руководил А. И. Штакеншнейдер. Для скульптурного оформления фасадов и внутренних помещений был приглашен скульптор Д. И. Иенсен.

Анфиладу парадных залов, расположенных на втором этаже вдоль Невского проспекта, начинает гостиная и парадная столовая, ее продолжает картинная галерея, преобразованная в театральное фойе, и Зеркальный концертный зал на 400 мест.

Череду залов с видом на Фонтанку открывает Малиновая гостиная, затем идут Зеленая гостиная и Приемная. Особенное впечатление производят Парадная лестница и библиотека, стены которой обшиты деревом с позолоченной резьбой.

Подлинные интерьеры дворца сохранились до наших дней. Их отделка представляет большую художественную ценность и создает особенную атмосферу, усиливающую впечатление от концерта или спектакля.

Знакомству с дворцом можно посвятить целый вечер, записавшись предварительно на часовую экскурсию перед началом представления, выбранного по Вашему вкусу на сайте дворца. В ходе экскурсии можно ознакомиться с фотодокументами о семьях владельцев дворца и фотовыставкой, посвященной русско-британскому госпиталю, размещавшемуся здесь в 1915-1918 годах.

В будние дни до 15:00 работает музей демократии А. Собчака с бесплатным входом для всех желающих.

Во дворце можно провести свадебную фотосессию.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/dvorec-beloselskih-belozerskih/

Дворец Белосельских Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.

Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен.

Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца.

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец.

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских “совершенством в своем роде” и называли Штакеншнейдера “преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли”.Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист.

Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец.

В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей.

Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.

Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года.

История одного дома: Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский)

Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района.

Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу, частично в особняк на Крестовском острове.

После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Крига .СПб.,2009

© Е. А. Паршина, 2009

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских — величественное красное здание, расположенное в самом центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, рядом со знаменитым императорским Аничковым дворцом.

Дворец был построен по проекту Андрея Штакеншнейдера для семьи Белосельских-Белозерских. История дворца началась в 1797 году, когда князья Белосельские-Белозерские приобрели у сенатора И. А.

Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, а на его месте в конце XVIII века по проекту архитектора Ф. И. Демерцова был построен первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле.

Однако, спустя время была начата масштабная реконструкция дворца.

Дворец Белосельских-Белозерских: история и современность

Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1847—1848 годах дворец был перестроен в стиле «русского необарокко» архитектором А. И. Штакеншнейдером, приобретя современный вид.

Новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Во дворце часто проводились балы и светские вечера, которые считались одними из лучших в Петербурге.

Частыми гостями подобных мероприятий были император Александр III и его супруга, которая готова была танцевать на балах во дворце Белосельских-Белозерских без остановки, и императору приходилось придумывать разные уловки, чтобы уговорить ее поехать домой.

Сегодня дворец имеет статус Петербургского культурного центра, в котором часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Адрес

Невский проспект, 41, Санкт-Петербург, Россия, 191025

Официальный сайт: beloselskiy-palace.ru.

Время работы

Дворец открыт для посещения ежедневно с 11:00 до 19:00

Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец) в Санкт-Петербурге.

Дворец Белосельских-Белозерских — выставки

Историческое здание в стиле барокко, построенное по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1847-1848 годах по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского. С 2003 года дворец является собственностью Управления делами президента РФ.

Интересные факты:

Участок под нынешним дворцом Белосельских-Белозерских первоначально принадлежал семейству Нарышкиных, пока в конце XVIII века его не купила княгиня А. Г. Белосельская.

Сначала здесь был построен деревянный дом, потом каменный дворец в классическом стиле. В 1846 году князь Э. А. Белосельский-Белозерский поручает А. И.

Штакеншнейдеру капитально перестроить дворец, в результате чего на углу Невского и Фонтанки появляется новое здание с парадными фасадами и новыми флигелями во внутреннем дворе.

Дворец является типичным образцом зрелого русского барокко XVIII века, хотя он был построен уже в следующем столетии.

Фасады украшены атлантами и колоннадами, использованы полукруглые лучковые фронтоны, наличники окон имеют сложный рисунок со скульптурными картушами, в оформлении дворца использовано большое количество скульптур работы Д. И.

Иенсена. Дворец Белосельских-Белозерских долгое время считался одним из красивейших частных домов Санкт-Петербурга.

Интерьеры дворца обладают большой художественной ценностью, примечательно, что они неплохо сохранились до нашего времени.

Владельцы дворца любили роскошь, поэтому большинство помещений (Парадная лестница, Кабинет, Золотая гостиная, Бежевая гостиная, Зеленая гостиная, Зеркальный зал, Концертный зал, Театральный зал, Читальный зал, Картинная галерея и другие) имеют богатое оформление, украшены лепниной и скульптурой, обставлены изысканной мебелью и красивыми коллекционными предметами.

Когда князья Белосельские-Белозерские попали в трудное финансовое положение, с 1884 года дворец отошел в казну и вскоре стал подарком к свадьбе брата Александра III – великого князя Сергея Александровича (именно поэтому у дворца существует второе название — Сергиевский).

Дворец Белосельских-Белозерских часто служил местом проведения балов и приемов, музыкальных и поэтических вечеров. В этом дворце впервые встретились и познакомились Николай и Александра, последняя императорская чета из династии Романовых.

В советское время дворец Белосельских-Белозерских был местом расположения партийных органов, после распада СССР в нем одно время находился Муниципальный культурный центр, и был открыт Исторический музей восковых фигур. Сегодня здание принадлежит Управлению делами президента РФ, однако, он открыт для посещения — здесь регулярно проводятся экскурсии.

Дворец Белосельских-Белозерских включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Европейский дворец русских князей (Белосельских-Белозерских)

Источник: https://crafts-people.ru/dvorec-beloselskih-belozerskih/

Дворец Белосельских-Белозерских: история и современность

Дворец Белосельских-Белозерских

Величественное здание, построенное в новом для города тех времен стиле барокко, дворец Белосельских-Белозерских, находится в самом центре Северной столицы, там, где Невский проспект пересекается с набережной Фонтанки. Официальный адрес дворца Белосельских-Белозерских – Невский проспект, 41.

Свое название дворец получил от имени основателей, которые в лице княгини Анны Белосельской-Белозерской приобрели его в конце 18 века. С тех пор начинается удивительная история особняка, которому суждено было на долгие годы стать центром светской жизни столицы.

Дворец в ХХ веке

После национализации большевики использовали здание для размещения своего комсомольского и партийного аппарата. Роскошные картины и другие предметы интерьера были переданы в музеи города.

Здание особняка значительно пострадало во времена блокады в годы войны, но было полностью реставрировано в 40-е и 50-е годы.

В 70-е годы бывший дом аристократов открыл двери для туристов – здесь стали проводить экскурсии. С 1989 года в залах особняка стали выступать музыканты и проводиться выставки и конференции.

В 1992 году дворец Белосельских-Белозерских приобретает статус Петербургского культурного центра.

Сегодня здесь также проводятся экскурсии, во время которых можно увидеть сохранившиеся картины, интерьер залов, гостиные, бывшую библиотеку Дубовый зал, художественную отделку стен и потолков. Информацию об экскурсиях и режиме работы дворца Белосельских-Белозерских можно узнать на официальном сайте.

Когда и с какой целью можно посетить дворец

Сегодня особняк используется для проведения различных культурных мероприятий города. На афише официального сайта дворца Белосельских-Белозерских можно узнать о времени проведения концертов симфонической музыки, вечеров с джазовым оркестром, шоу-программах, литературно-музыкальных встречах с известными актерами.

Для туристов, желающих ознакомиться с залами и интерьером здания, проводится ежедневная запись на экскурсии. Студенты, школьники, пенсионеры и представители льготных категорий населения могут воспользоваться скидками. Лучшие красочные фото дворца Белосельских-Белозерских подтверждают красоту и величие сохранившегося убранства.

Годы, исторические события и разрушения не повлияли на красоту и изящество одного из красивейших зданий Санкт-Петербурга. И сегодня многие туристы, посещая город, ищут на карте дворец Белосельских-Белозерских, чтобы своими глазами увидеть его роскошные залы и услышать многочисленные истории, повествующие о владельцах и знаменитых посетителях.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/dvorec-beloselskikh-belozerskikh-ist/

Дворец Белосельских-Белозерских и его владельцы

Дворец Белосельских-Белозерских
marfa_nikitina4

Дворец Белосельских-Белозерских

На Невском проспекте, у Аничкова моста, находится примечательное здание с атлантами и кариатидами, выкрашенное в красный цвет. Это дворец князей Белосельских-Белозерских, в котором в настоящее время размещаются концертный зал и другие культурные учреждения.

Дворец Белосельских-Белозерских – это последний частный дворец, который был возведен на Невском проспекте. Его владельцы, князья Белосельские-Белозерские,  были представителями древнего княжеского рода в России, знатными государственными деятелями, которые трудились на благо страны.

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, угол Невского проспекта и набережной Фонтанки

В 1797 году княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская приобрела у сенатора И. А. Нарышкина  участок на берегу Фонтанки. Анна Григорьевна была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданое которой эта семья и приобрела дом. В 1803 году Белосельские-Белозерские купили у потомков Разумовских  Крестовский остров.

В 1799 -1800 годах по проекту Ф. И. Демерцова на месте дома Нарышкина был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект.Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев.

Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад – не соответствующим их высокому положению в обществе.

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру, и  строительство нового дворца было завершено в 1848 году.

Архитектор Штакеншнейдер  щедро украсил фасад здания декоративными барокковыми элементами: атлантами, кариатидами, колоннами, пилястрами. Внутри дворец также оформлен щедро. Его помещения начитаются с широкой парадной лестницы с мраморными каминами.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских

Владельцы дома, князья Белосельские-Белозерские, устраивали в своем доме приемы и балы. На приемах бывал даже Александр III, который позже выкупил дом у князей и подарил его своему младшему сыну Сергею. Позже дворец стал называться Сергиевским.После Октябрьской революции 1917 г.

здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.В 1992 г.

во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано под юрисдикцию Управления делами президента РФ.Большое внимание уделяется  техническому состоянию дворца, проводятся обследования и реставрационные работы.

Из истории Белозерского княжества 

Белозерское княжество (центр — город Белоозеро, с 1777 года –  Белозерск) находилось в роду потомков Глеба Васильковича, младшего сына ростовского князя Василько Константиновича. В начале XIV века ярлык на Белозерское княжество приобрёл Иван Калита, но местная династия в Белоозере сохранилась.Князья белозерские участвовали в Куликовской битве, на поле боя пали князь Фёдор Романович и его сын Иван. Последним белозерским князем был двоюродный брат Ивана — Юрий Васильевич.В конце 1380-х годов права на Белоозеро окончательно перешли к Москве.В Белозерском княжестве также происходило образование мелких уделов. Во владения потомкам этой династии выделялись небольшие города и даже сёла. Постепенно все удельные белозерские князья перебрались на службу московским государям. От белозерской династии Рюриковичей произошли роды князей: Белосельских-Белозерских, Андожских, Вадбольских, Шелешпанских, Сугорских, Кемских, Карголомских и Ухтомских. Из них к началу XVIII века существовали только Белосельские-Белозерские, Вадбольские (по одной из версий, внебрачной дочерью одного из князей Вадбольских была известная художница, певица, коллекционер, меценат и искусствовед княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (между 1862 и 1867 — 1928)), Шелешпанские и Ухтомские.Князья Белосельские-Белозерские

Герб князей Белосельских-Белозерских

Своё родовое прозвание они получили оттого, что владели Белым Селом, находившимся в пределах Белозерской земли. «В XVI и XVII веках князья Белосельские не играли никакой роли, неся обычную дворянскую службу и не подымаясь выше стольников.

Только после женитьбы князя Александра Михайловича на дочери секретаря императрицы Екатерины II Григория Васильевича Козицкого, принёсшей в приданое огромное состояние, полученное ею от матери, урождённой Мясниковой, князья Белосельские могли занять высокое положение среди русской знати и приобрели большие родственные связи».

Однако ещё отец Александра Михайловича князь Михаил Андреевич Белосельский (1702 — 1755) занимал важные государственные посты. Вице-адмирал, он управлял Адмиралтейств-коллегией в 1745 — 1749 годах, а с 1747 года занимал должность генерала-кригс-комиссара флота, то есть отвечал за всё снабжение  военно-морских сил.

Его женой была графиня Наталья Григорьевна Чернышёва (1711 — 1760), родная сестра фельдмаршала Захара Григорьевича Чернышёва.Один из сыновей Михаила Андреевича — камергер Андрей Михайлович (ум. в 1779) был русским посланником в Дрездене, его сменил на этом посту младший брат — Александр Михайлович (1752 — 1809).

Это была во всех отношениях очень примечательная личность.

Князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский

Он получил превосходное образование за границей, несколько лет жил в Берлине, путешествовал по Франции и Италии. В эти годы он завязал знакомства, личные и через переписку, с Вольтером, Руссо, Бомарше, позднее с Кантом, Лагарпом и другими выдающимися современниками. Общение с энциклопедистами сделало князя убеждённым сторонником идей Просвещения. На французском языке он написал ряд философских и публицистических произведений, опубликованных за границей. Но сочинял и по-русски, издав, впрочем, лишь комическую оперу «Олинька, или Первоначальная любовь», которую, по его просьбе, отредактировал Н. М. Карамзин. Александр Михайлович также собирал произведения искусства, составив одну из лучших коллекций в России. С 1800 года он — член Российской академии, с 1809-го — почётный член Академии наук и Академии художеств, являлся также членом Болонского института, Нансийской академии словесности и Кассельской академии древностей. Служебная деятельность шла с перерывами: сначала в дипломатических представительствах в Дрездене, Вене и Турине, при Александре I получил чин действительного тайного советника, а в 1808 году — придворное звание обер-шенка. Ещё Павел I сделал его родовым командором ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского), причём как старший в роде князей Белозерских Александр Михайлович был поименован князем Белосельским-Белозерским. Право на этот титул за его потомками подтвердил Александр I в 1823 году.Дочь от первого брака Александра Михайловича (с Варварой Яковлевной Татищевой) — Зинаида Александровна (1789 — 1862) вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского. Это — знаменитая Зинаида Волконская, хозяйка прославленного московского салона, собиравшего крупнейших деятелей русской культуры того времени.

От второго брака (с Анной Григорьевной Козицкой) Александр Михайлович Белосельский-Белозерский имел нескольких детей, в том числе сына Эспера (1802 — 1846). Он закончил Московское училище колонновожатых, служил в лейб-гвардии Гусарском полку.

Поручик князь Белосельский-Белозерский привлекался к следствию по делу декабристов, но выяснилось, что он не состоял в тайных обществах, хотя и знал об их существовании. Воевал с турками в войну 1828 — 1829 годов, затем — на Кавказе, умер генерал-майором, заразившись тифом во время ревизии лазаретов Николаевской железной дороги (Петербург — Москва).

От брака с Еленой Павловной Бибиковой (1812 — 1888), падчерицей генерала А. Х. Бенкендорфа, у Эспера Александровича родилось шесть детей.

Князь Константин Эсперович (1843 — 1920), свиты генерал-майор и генерал-адъютант, член совета Главного управления государственного коннозаводства, племянник знаменитой княгини Зинаиды Волконской,  умер в Париже, в эмиграции.

Он был женат на Наталии Дмитриевне Скобелевой, сестре прославленного «белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева. Их старший сын князь Сергей Константинович (1867 — 1951), выпускник Пажеского корпуса, кавалерист, к моменту революции был в чине генерал-лейтенанта начальником Кавказской кавалерийской дивизии.

Его сестра Ольга Константиновна (1874 — 1923) была первой женой генерал-майора, начальника императорской Военно-походной канцелярии князя Владимира Николаевича Орлова (1869 — 1927).

Племянница Скобелева, княгиня Орлова, осталась в истории русского искусства благодаря тому, что позировала Валентину Серову для одного из лучших его портретов: изысканная дама, одетая по последней моде, грациозно восседает на фоне изящного интерьера, а её слегка повёрнутую на зрителя голову венчает широкополая тёмная шляпа. Когда художника спросили, почему он столько внимания уделил этому аксессуару, Серов остроумно ответил: «Иначе это не была бы княгиня Орлова». Ныне этот шедевр украшает один из залов Русского музея в Петербурге.

В. Серов. Портрет кн. Ольги Константиновны Орловой, урождённой княжны Белосельской-Белозерской. СПб., Русский музей

Сын князя Владимира Николаевича Орлова и Ольги Константиновны — князь Николай Владимирович Орлов (1891 — 1961) в апреле 1917 года обвенчался с княжной императорской крови Надеждой Петровной (1898 — 1988), принадлежавшей к ветви Николаевичей Дома Романовых и приходившейся родной племянницей верховному главнокомандующему русской армией во время Первой мировой войны великому князю Николаю Николаевичу-младшему.

Князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский (1895 – 1978)

Сын Сергея Константиновича — князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский (1895 — 1978) сыграл своими пожертвованиями и личным участием большую роль в истории Русской Православной Церкви Заграницей, был неустанным попечителем о её нуждах.

После революции в России вместе с отцом и дедом Сергей Сергеевич эмигрировал в Финляндию, куда Белосельские-Белозерские сумели вовремя перевести и свои капиталы. В 1919 году — в Северо-Западной армии генерала Юденича, обер-квартирмейстер штаба 2-го корпуса. После поражения Белого движения на Северо-Западе жил в Англии и во Франции.

  К сожалению, сыновей у него не было (только две дочери), и с его смертью род князей Белосельских-Белозерских закончился.

(Из открытых источников)

Что читать:А.М. Белосельский-Белозерский и его философское наследие: МонографияАвтор/создатель: Артемьева Т.В., Златопольская А.А., Микешин М.И., Тоси А.Петербург таинственный. История. Легенды. Предания.2014 г. Автор Бурлак Вадим НикласовичПетров П.Н. История родов русского дворянства: в 2 т. – М.: Современник, 1991.В. Федорченко.  Дворянские роды, прославившие отечество. Красноярск “БОНУС”, Москва “ОЛМА-ПРЕСС”, 2003

Пчелов Евгений.  Рюриковичи. История династии. http://fanread.ru/book/6912809/?page=64

Белозерские, князья, родословная. http://www.imha.ru/1144537998-belozerskie-knyazya-rodoslovnaya.html#.Vr21HFK0PIU

Афера князя Белосельского: http://interesniy-spb.livejournal.com/54954.html

marfa_nikitina4

Джордж и Амаль Клуни, Мэрил Стрип, Тильда Суинтон и модель Тони Гаррн на открытии 66-го Берлинского кинофестиваля.

В Германии стартовал 66-й Берлинский кинофестиваль премьерой фильма братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» (Hail, Caesar).

Представлять картину на фестиваль приехали исполнитель главной роли Джордж Клуни (George Clooney) с супругой Амаль (Amal Clooney) и Тильда Суинтон (Tilda Swinton). В картине актрисе досталась двойная роль журналисток-близняшек.

В фильме также приняли участие Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson), Ченнинг Татум (Channing Tatum), Рэйф Файнс (Ralph Fiennes), Фрэнсис Макдорманд (Frances McDormand).

На церемонии открытия также присутствовали одна из председателей жюри Мэрил Стрип (Meryl Streep) и модель Тони Гаррн (Toni Garrn).

Амаль Клуни в Saint Laurent

Тони Гаррн в Hugo Boss

Page 3

?

|

marfa_nikitina4Оригинал взят у edgarin в Неумирающий лебедь. 135 лет Анне Павловой.У нее были большие глаза цвета спелой темной вишни, ее голова посаженная на лебединую шею – была совершенна. Она подчиняла себе всех и вся. 12 февраля 135 лет назад в Петербурге родилась Анна Павлова(1881-1931) . Женщина-чудо природы, величайшая русская балерина всех времен и народов, чей танец был самой высокой поэзией, чья душа рвалась на волю и жаждала свободы и любви.Выросшая на Лиговке, дочь прачки Нюра Павлова, никогда не знала своего отца. Замкнутая и молчаливая, будущая великая балерина покорила экзаменаторов Петербургского балетного училища своей музыкальностью и грациозностью. Она уже тогда танцевала неистово, как будто чувствовала, что век ее недолог. Ей было суждено стать символом русского классического балета еще при жизни. Она принимала участие в первом Русском сезоне Сергея Дягилева. Успех был громадный.

Покинув Россию навсегда в 1912 году, она никогда не забывала о том, что она русская балерина и не забывала своих великих учителей-Павла Гердта, Александра Облакова, Екатерину Вазем.

В голодные революционные годы Павлова посылала из Англии продуктовые посылки артистам Мариинского театра. Всем поименно. Она не понаслышке знала слово нужда. Прославленный “Умирающий Лебедь” на музыку Камиля Сен-Санса увековечил имя Павловой.

Сила воздействия ее танца на зрителя не слабела до конца ее дней.

Хрупкая и болезненная, гениальная Павлова сильно простудилась в поезде шедшем в Амстердам. Уже в Амстердаме, королева Нидерландов Вильгельмина, направила к ней своего лечащего врача. Диагноз- плеврит. Ее можно было спасти- ей была необходима срочная резекция ребра, чтобы отсосать скопившуюся жидкость.

Но это ставило приговор на ее дальнейшей карьере. Павлова-отказалась. Танец был всей ее жизнью и жизнь без него ей была не нужна. 23 января 1931 года великая блерина ушла…Нет, вернее не ушла, а улетела и превратилась в легенду, хотя и ей она стала при своей недолгой жизни.

“Приготовьте мне костюм Лебедя”- таковы были ее последние слова.

Когда-то еще в ранней юности, в Париже, мне посчастливилось знать и дружить с потомком рода Муравьевых и любимым человеком Феликса Юсупова. О танце Анны Павловой он вспоминал “Нет и не было ничего более возвышенного и неземного, чем танец Павловой. Он как прекрасная, но несбыточная мечта, который помню, сколько буду жить”. Ave Anna.

Источник: https://marfa-nikitina4.livejournal.com/378769.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики