Vigoda

Дом-Паровоз

Самые странные дома Москвы

Дом-Паровоз

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района.

Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер.

Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитные.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда — еще одно название этого московского дома — «дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

ДОМ-УЛЕЙ

Кривоарбатский пер., 6

Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют «иконой конструктивизма» и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного.

В 1927 году гениальный зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире.

Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Совсем недавно после долгих тяжб и разбирательств знаменитый дом Мельникова открылся для посещения. Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего.

ДОМ НА НОЖКАХ

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту Андрея Меерсона как экспериментальный.

особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции.

Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье: в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает Марсельскую «Жилую единицу».

Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18.

Отсюда еще одно его название – «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

ДОМ-СЛОН

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш.

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом.

Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри – четыре этажа, соединенных винтовой лестницей.

Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию.

Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

ДОМ-ПАРОВОЗ

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор — склады, где хранились запасы зерна и продовольствия.

По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения.

[/stextbox]

В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А.

Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

ДОМ-ЯЙЦО

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Дом-яйцо появился в 2002 году и стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры. Проект дома-яйца был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но там отказались от этой идеи.

В результате дом-яйцо был возведен на улице Машкова как пристройка к новому многоэтажному дому. В доме 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната.

На четвертом — комната купольной формы.

ДОМ-БУБЛИК

ул. Нежинская, 13 / ул. Довженко, 6

«Дом-бублик» — первый круглый дом в Москве. Он был построен в 1972 году в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы в преддверии Олимпиады-80. Необычную форму дома разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов.

Для строительства использовались стандартные панели, которые, для того чтобы замкнуть кольцо, ставились под углом допустимой погрешности в 6 градусов. Поэтому-то здания и получились достаточно внушительными.

Найти нужный из 26-ти подъездов не так-то просто.

Согласно задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Однако этот проект оказался дорогостоящим, и в итоге было построено только два дома.

Причем брат-близнец первого «дома-бублика» появился только через семь лет, в 1979 году, за год до проведения Олимпиады-80 на западе столицы — в районе Раменки.

В свое время в доме на Нежинской жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров и заслуженная артистка России Галина Беляева, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.

Материал подготовили: Ольга Фурсова, Вера Монахова, Дарья Ишкараева

Источник:  ELLE 

Источник: http://www.anothercity.ru/strange-houses

Дом-паровоз и типография: «прогульщик» — о конструктивистской Москве

Дом-Паровоз

О тайнах и сокровищах московской архитектуры, незаметных, на первый взгляд, достопримечательностях, секретных тропах и неожиданных местах расскажут корреспонденты Первого студенческого агентства в рамках проекта «Московский прогульщик».

Говорят, что в Москве нет единого архитектурного стиля — там дом с лепниной, тут башня стеклянная. Чем больше стилей, тем интереснее, считает «прогульщик» Валентин Усс, студент Московского государственного университета геодезии и картографии. Познакомиться со всем — единственная уважительная, по его мнению, причина прогуливать учебу.

«Благодаря сарафанному радио мне иногда пишут незнакомые люди (видимо, друзья друзей) и просят провести им тематическую экскурсию. Я же никогда не отказываю, мне это по душе», — объясняет Валентин пропуск последней пары по геодезии.

Одна из наиболее уникальных экскурсий-прогулок — конструктивистская Москва. От этого словосочетания так и веет идеей новой жизни. Новый проект — как новая жизнь, решил Валентин и отметил пять точек на карте.

Напоминая самолет: Культурный центр ЗИЛ

Культурный центр ЗИЛ ныне, а когда-то Дворец культуры автозавода имени Лихачева — дитя культурной революции 1920-х годов. В то время активно развивалась система рабочих клубов, которые базировались во дворцах культуры предприятий и заводов.

Воздушный и величественный одновременно, сверху силуэт здания напоминает самолет. В его основе геометрические формы — параллелепипеды и включенные в них цилиндры, полуротонды, балконы и эркеры.

Легкости архитекторы достигли за счет огромных площадей остекления. Не выходя из культурного центра, можно любоваться закатом во всей его красе. А если поднять голову вверх — увидеть раздвижной металлический купол обсерватории. А сверху, куда можно подняться по винтовой лестнице, откроется невероятный вид на столицу.

В ДК всегда кипела жизнь: в нем встречали Новый год, посещали всевозможные кружки, провожали призывников и даже регистрировали браки. Бывали там Лев Яшин, Валерий Харламов, Юрий Гагарин и даже Фидель Кастро.

Кстати, посмотреть своими глазами на центр притяжения рабочей молодежи 1930-х годов можно совершенно свободно. Попасть в Культурный центр ЗИЛ получится без согласований и пропусков.

В квадратах оконных проемов: здание типографии газеты «Известия»

Дом редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» видел, наверно, каждый, кто бывал в Москве. Он находится на Пушкинской площади, недалеко от памятника поэту.

Бежево-серое здание на Страстной площади, как это место называлось ранее, строили к десятилетию Октябрьской революции. Архитектор Григорий Бархин задумывал изначально два корпуса и 12-этажную башню.

Но с 1926 года было запрещено строить здания выше семи этажей внутри Садового кольца. Так за цельным фасадом два корпуса разделили лишь лестничным пролетом, за счет чего образовался внутренний дворик.

Лестницу, кстати, видно за вертикальным витражом.

Конструктивизм здания прослеживается в четкой решетке вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов. Балконы смещены к углу здания, что благодаря нарушенной симметрии делает его динамичным.

Здание «Известий» неслучайно одна из лучших работ Бархина. Архитектор контролировал ход работ буквально круглосуточно. Он жил на другом конце той же площади, в знаменитом доходном доме инженера Нирнзее.

От хранилища до госпиталя: дом-паровоз

Дом-паровоз, или Запасный дворец на Новой Басманной, — исторически самый интересный «экспонат» экскурсии.

Дворцовый комплекс был построен в XVII веке. Тут же в нем разместили царский запасный двор, где хранили продовольствие для обедов монаршей семьи. Например, для хранения рыбы в дворцовые подвалы тоннами привозили лед.

Позже, в 1812 году, Запасный дворец стал единственным уцелевшим после пожара казенным зданием в Москве. В нем быстро организовали госпиталь.

После в здании располагался институт благородных девиц, а затем — Нарком путей сообщения.

Тот дом-паровоз, который мы видим сейчас, появился в 1933 году. Большой поклонник конструктивизма Иван Фомин снял с бывшего дворца всю лепнину и украшения, переделал окна, увеличил количество этажей с трех до пяти и повесил огромные часы на девятиэтажную башню. «Паровозом» дом стал еще и потому, что с середины XX века принадлежит железнодорожникам.

Дом-паровоз можно увидеть, если встать напротив входа в высотку на Красных Воротах, ближе к дороге. Попробуйте!

Громадина на ножках: здание Центросоюза

Хотите — идите от станции метро «Чистые пруды» вниз по проспекту Сахарова, хотите — вверх по Мясницкой от «Красных Ворот». Так или иначе вы не сможете пропустить здание Центросоюза.

Это первое офисное здание таких грандиозных размеров. По начальному проекту в нем должны были разместить 3500 служащих. Позже количество рабочих мест сократили до двух тысяч.

Над проектом здания Центросоюза трудилось много архитекторов. Но в конкурсе победил француз Ле Корбюзье, известный как создатель Дворца наций в Женеве.

Кроме многочисленных рабочих мест, были устроены обширный конференц-зал, клубные помещения, библиотека, ресторан-столовая. Пандусы, ведущие наряду с лестницами из вестибюля наверх, — излюбленный прием Ле Корбюзье. Как говорил архитектор, пандусы не меняют походку, как лестничные ступени, сохраняя индивидуальность прохожего.

Массивное здание внешне довольно лаконично — кирпичный фасад, разрезающая его лента сплошных окон. Благодаря тому, что сложно заметить оконные перегородки, здание становится экраном или зеркалом, в котором отражается московское небо. 

Громада стоит на тонких опорах. По замыслу Корбюзье, место между нижним этажом и землей должно быть использовано — например, в качестве стоянки для автомобилей.

На стеклянном цилиндре: Дом культуры имени С. Зуева

Где-то среди стеклянных офисных зданий на «Белорусской» есть розовое здание, оклеенное афишами. Это Дом культуры имени С. Зуева — сооружение в стиле конструктивизма.

На архитектора здания очень сильно повлиял кубизм, поэтому здание состоит из правильных геометрических фигур, которые пересекают друг друга. При взгляде на дом кажется, будто массивный бетонный корпус надет на огромный стеклянный цилиндр, который выступает композиционным центром строения.

Архитектор добился этого, асимметрично разложив правильные геометрические фигуры, будто ребенок, экспериментирующий с конструктором лего. А непривычно большие застекленные поверхности на фоне серых бетонных блоков только усиливают индустриальное величие этой конструкции. Общественность, не видевшая ранее ничего подобного, восприняла творение на ура.

Кстати, фамилия у архитектора вовсе не Зуев, как можно предположить. Сергей Зуев был слесарем трамвайного депо, что располагалось напротив здания ДК. А архитектора звали Илья Голосов.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/45929073/

Напоминая самолет: Культурный центр ЗИЛ

Культурный центр ЗИЛ ныне, а когда-то Дворец культуры автозавода имени Лихачева — дитя культурной революции 1920-х годов. В то время активно развивалась система рабочих клубов, которые базировались во дворцах культуры предприятий и заводов.

Воздушный и величественный одновременно, сверху силуэт здания напоминает самолет. В его основе геометрические формы — параллелепипеды и включенные в них цилиндры, полуротонды, балконы и эркеры.

Легкости архитекторы достигли за счет огромных площадей остекления. Не выходя из культурного центра, можно любоваться закатом во всей его красе. А если поднять голову вверх — увидеть раздвижной металлический купол обсерватории. А сверху, куда можно подняться по винтовой лестнице, откроется невероятный вид на столицу.

В ДК всегда кипела жизнь: в нем встречали Новый год, посещали всевозможные кружки, провожали призывников и даже регистрировали браки. Бывали там Лев Яшин, Валерий Харламов, Юрий Гагарин и даже Фидель Кастро.

Кстати, посмотреть своими глазами на центр притяжения рабочей молодежи 1930-х годов можно совершенно свободно. Попасть в Культурный центр ЗИЛ получится без согласований и пропусков.

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района.

Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер.

Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитные.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда — еще одно название этого московского дома — «дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

Кривоарбатский пер., 6

Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют «иконой конструктивизма» и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного.

В 1927 году гениальный зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире.

Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Совсем недавно после долгих тяжб и разбирательств знаменитый дом Мельникова открылся для посещения. Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего.

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту Андрея Меерсона как экспериментальный.

особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции.

Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье: в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает Марсельскую «Жилую единицу».

Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18.

Отсюда еще одно его название – «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом.

Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри – четыре этажа, соединенных винтовой лестницей.

Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию.

Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор — склады, где хранились запасы зерна и продовольствия.

По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения.

[/stextbox]

В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А.

Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Дом-яйцо появился в 2002 году и стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры. Проект дома-яйца был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но там отказались от этой идеи.

В результате дом-яйцо был возведен на улице Машкова как пристройка к новому многоэтажному дому. В доме 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната.

На четвертом — комната купольной формы.

ул. Нежинская, 13 / ул. Довженко, 6

«Дом-бублик» — первый круглый дом в Москве. Он был построен в 1972 году в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы в преддверии Олимпиады-80. Необычную форму дома разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов.

Для строительства использовались стандартные панели, которые, для того чтобы замкнуть кольцо, ставились под углом допустимой погрешности в 6 градусов. Поэтому-то здания и получились достаточно внушительными.

Найти нужный из 26-ти подъездов не так-то просто.

Согласно задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Однако этот проект оказался дорогостоящим, и в итоге было построено только два дома.

Причем брат-близнец первого «дома-бублика» появился только через семь лет, в 1979 году, за год до проведения Олимпиады-80 на западе столицы — в районе Раменки.

В свое время в доме на Нежинской жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров и заслуженная артистка России Галина Беляева, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.

Материал подготовили: Ольга Фурсова, Вера Монахова, Дарья Ишкараева

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:+7 (495) 633-5-633Факс:+7 (495) 633-57-95E-mail:info@hspub.ru

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Источник: https://www.elledecoration.ru/news/architecture/samyie-strannyie-doma-moskvyi/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики