Vigoda

Дом на набережной. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Дом на набережной

«Дом на набережной»  — комплекс сооружений на Берсе́невской набережной Москвы-реки на Болотном острове.

Дом на набережной A.Savin, CC BY-SA 3.0

Стоит на острове, и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича (бывшая Всехсвятская) и Берсеневская набережная.

История

Во время переноса в 1918 году столицы РСФСР в Москву было переведено большое количество госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы «Националь», «Метрополь», «Лоскутная», прочие здания), однако жилой площади постоянно не хватало.

Вид на Кремлёвскую набережную Минеева Ю. (Julmin), CC BY-SA 1.0

В связи с тем, что в центре Москвы образовалась нехватка гостиничных мест, в 1927 году создали комиссию по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров под председательством главы правительства Алексея Рыкова.

Комиссия, в которую входили секретарь ЦИК Авель Енукидзе, архитектор Борис Иофан и глава ОГПУ Генрих Ягода, решила, что квартиры в доме будут предоставлять членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их заместителям.

Впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей и артистов, Героев Советского Союза, старых большевиков и пр.

24 июня 1927 года было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников, которое продлилось до 1931 года.

Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, Герои Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старые большевики, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.

Дом на набережной был построен по проекту Б. М. Иофана в стиле позднего конструктивизма на месте, где до этого находились винно-соляные склады, что нашло отражение в архитектуре его внутренних дворов. За ходом строительства следил лично А. И. Рыков.

По первоначальному проекту дом должен был быть красным, как и Кремль, однако, в связи с нехваткой денег, внешние стены дома стали серыми. 12-этажный дом на набережной с 505 квартирами (24 подъезда) стал одним из самых крупных домов в Европе.

На этажах по две квартиры. В квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. На потолках красовались пейзажи разных времён года, цветы, фрукты.

На кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор.

Вахтёр заведовал лифтом; наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз приходилось спускаться пешком или стучать по металлической двери шахты, чтобы вахтёр услышал и поднялся.

Дом включал в себя помещение под клуб ВЦИК имени Рыкова (ныне Театр эстрады), кинотеатр на полторы тысячи мест, спортивный зал, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли.

В столовой жители дома бесплатно (по талонам) получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами.

Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, в котором учитывалось всё — вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза. Горячая вода подавалась от теплоцентрали.

Стройку курировал Ягода. Подъезд дома № 11 — нежилой, в нём нет ни квартир, ни лифтов. Предполагается, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты некие тайные помещения.

Помимо этого подъезда, в доме имелись конспиративные квартиры чекистов. Чекисты работали в доме под видом комендантов, консьержей, лифтёров и в своих квартирах встречались со своими осведомителями или прятали таинственных жильцов, как, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.

Многие жители дома были репрессированы целыми семьями во время Большого террора второй половины 30-х годов.

Современное состояние

Дом объявлен памятником истории и охраняется государством. В доме расположены жилые корпуса, Театр Эстрады, кинотеатр «Ударник», магазин сети «Седьмой континент», студия звукозаписи «SOUNDWORX», Дом Российской Прессы и ряд прочих коммерческих организаций.

Кинотеатр «Ударник». Минеева Ю. (Julmin), CC BY-SA 1.0

Для посетителей открыт краеведческий музей, организованный в 1988 году по инициативе Т. А. Тер-Егиазарян, жившей в Доме на набережной с 1931 года, сначала как общественный, а с 1998 года получивший статус государственного.

Первым директором музея была Тамара Андреевна. Благодаря ее заинтересованности и энергии постоянно пополнялась экспозиция. В музее с использованием сохранившейся мебели хранители попытались воспроизвести атмосферу 1930-х гг.

Тамара Андреевна была инициатором установки досок в память знаменитых жильцов в подъездах, в которых были их квартиры.

Мемориальная доска в подъезде дома, где жил Б.М. Иофан Висарик, CC BY-SA 3.0

В 1996 – 1998 годах были изготовлены мемориальные таблички Александрову Б. А., Иофану Б. М., Каманину Н. П., Муклевичу Р. А., Трифонову Ю. В. и др. В дальнейшем музеем руководила вдова Юрия Трифонова Ольга Романовна Трифонова (Мирошниченко). На фасадах здания установлено 25 мемориальных досок в память о его жителях (ещё шесть находятся в подъездах).

В 2001 году на крыше здания была установлена рекламная конструкция в виде логотипа компании Mercedes-Benz. 2 ноября 2011 года конструкция, ставшая «одной из доминант облика исторического центра Москвы», весом 6,5 тонн и диаметром 8 метров была демонтирована.

В сентябре 2012 года дом начали перекрашивать в светло-серый и розовый цвет. Позднее однако Мосгорнаследие опровергло информацию о перекраске здания, заявив, что лишь на отдельных частях здания применяется временная краска для выявления повреждений.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/18757-dom-na-naberezhnoj/

Дом на набережной

Дом на набережной

0 64008

Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий — Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой.

Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.

История дома

Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.

Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.

Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина.

В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады. Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.

Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью.

Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье. Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная.

Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.

Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них.

К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30х годах прошлого века.

Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.

Загадки и легенды Дома на набережной

Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.

В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.

Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.

Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.

Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.

Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.

Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.

Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру.

Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась.

Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.

Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.

Кстати нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.

Дом на набережной в наши дни

Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.

В доме силами жильцов организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.

Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.

Несмотря на зловещие слухи, окружающие это здание, самые старые жители любят его и не считают несчастливым. Для кого-то Дом на набережной является символом горя и страха, а для кого-то – это просто дом, напоминающий о детстве.

:

Источник: https://Mos-holidays.ru/dom-na-naberezhnoj/

Для кого строили дом

Как я уже написала выше, Дом на набережной или, как его называют официально, Дом правительства начали строить в связи с появлением в Москве огромного количества деятелей Советского правительства.

Изначально приезжих селили в роскошных центральных отелях – «Национале» и «Метрополе», однако места всем все равно не хватало, к тому же обострился бытовой вопрос: в один гостиничный номер селили по две-три семьи, и это неизбежно порождало конфликты.

А чиновники, по замыслу правительственной верхушки, должны были думать о будущем страны, а никак не о бытовых мелочах.

Вопрос надо было срочно решать, и в 1927 году была создана специальная комиссия. Главным архитектором проекта стал Борис Михайлович Иофан (ударение на последний слог). Он был наиболее известным архитектором, который работал в так называемом «сталинском» стиле. В этом кадре Борис Михайлович – крайний слева. В центре – его супруга Ольга Мещерская, она была старше мужа на 8 лет.

После учебы в Италии архитектор вернулся в Советский Союз и вскоре стал работать над правительственными заказами (например, спроектировал санаторий в Барвихе). Однако самым известным его проектом стал монументальный Дворец Советов. По замыслу Иофана, здание должно было стать девятой сталинской высоткой и самой высокой постройкой в мире – целых 420 метров.

Его планировали построить на месте Храма Христа Спасителя, и потому в 1931 году храм взорвали.

Мастера успели соорудить гигантский фундамент (хотя было много сложностей из-за размыва грунта на илистом берегу реки), когда началась война.

Вскоре металлические конструкции будущего Дворца Советов переплавили в противотанковые «ежи» для обороны Москвы, а после войны появились заботы поважнее и проект заморозили.

Начало строительства

Но вернемся к Дому на набережной. По проекту дом имел 25 подъездов, огромный внутренний двор, и располагался на Острове (официального названия у острова нет, иногда его называют Болотным, Балчугом, Кремлевским или просто Безымянным).

Место было выбрано специально поближе к Кремлю и центральным государственным учреждениям, ведь чиновникам должно быть удобно ходить на работу и не тратить на дорогу много времени. С «материком» здание связывали два моста: Малый Каменный и Большой Каменный.

Так выглядело здание во время строительства со стороны Пречистенской набережной.

Конечно, расположение Дома было выгодным, однако строительство было непростым: остров представлял собой заболоченную местность с мягкими грунтами и постоянными оползнями.

Большую часть острова занимали винно-сахарные склады, а на части территории, отведенной под строительство, находилось древнее Всехсвятское кладбище. Однако в те годы такие вещи мало кого волновали.

Строительство шло бодрыми темпами.

Изначально дом хотели выполнить в розовых тонах (чтобы он красиво сочетался с Кремлем за рекой), однако рядом на Острове день и ночь дымила котельная центральной трамвайной электростанции, поэтому чисто в практических целях дом сделали серым.

Да и по настроению серый цвет ему был больше «к лицу» – Иофан спроектировал Дом в стиле позднего конструктивизма и здание получилось очень простым и даже несколько грубоватым.

Конечно, постройка была уникальной для своего времени: в Москве тех лет редко можно было встретить дома выше 6 этажей, а в доме на ул. Серафимовича, 2, их было целых 12. В доме сделали канализацию, регулярное водоснабжение и центральное отопление.

Звучит дико, но в те годы не у всех москвичей была такая роскошь. Очень контрастно выглядел дом со стороны Кадашевской набережной в сочетании с деревянным сарайчиком и дикими берегами Москвы-реки.

Кто жил в Доме на набережной

Наконец, четыре года спустя, в 1931 году, строительство Дома завершилось, и в нем появились первые счастливые жильцы. Помимо госслужащих и чиновников здесь жили выдающиеся деятели культуры (угодные правительству, разумеется).

Кстати, само название «Дом на набережной» ввел в обиход писатель Юрий Трифонов (он проживал в 137 квартире), который в 1975 году написал повесть с одноименным названием.

Юрий Валентинович так описывает известное здание: «Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом».

Здесь проживал и Демьян Бедный. Поэта несколько раз переселяли из одной квартиры в другую: когда его творчество не нравилось Сталину, жилищные условия Демьяна ухудшали, а когда приходилось по душе, снова возвращали в квартиру попросторнее.

Маршалы Георгий Константинович Жуков и Михаил Николаевич Тухачевский, член Политбюро Анастас Микоян, а еще дети Иосифа Сталина – Василий и Светлана – раньше в этом Доме простых людей не бывало. Сейчас, рассказывают, здесь живет Патриарх Кирилл.

Жизнь в Доме на набережной

Дом стал событием всероссийского масштаба. Аналогичной постройки не было нигде в стране, и даже в Европе Дом считался одним из крупнейших (он занимал площадь более 3 гектаров).

Интерьеры и обстановка

Помимо уже упомянутых благ в виде горячей воды и канализации, в Доме были уникальные интерьеры. Квартиры были самые разные: и однокомнатные, и семикомнатные.

В маленьких квартирках с видом во двор или на ТЭЦ жили чиновники невысокого ранга, а в больших, просторных, с огромными открытым террасами и видом на кремлевские звезды расселялись маршалы и комиссары.

Сейчас, после восстановления Храма Христа Спасителя, из некоторых квартир открываются такие закатные виды.

Балконы в некоторых квартирах были таких размеров, что зимой дети устраивали там горки и катались с них на санках, а летом рассекали на велосипедах.

Потолки квартир расписывали мастера-реставраторы из Эрмитажа, специально приглашенные в Москву. Полы были сделаны из натурального дубового паркета. В каждой квартире было все необходимое для комфортной жизни: изысканная мебель, фарфоровая посуда, постельное белье.

Правда, выдавалось все под расписку: каждый предмет был пронумерован, и жильцы, заселяясь в Дом, подписывали опись. Также при заселении жильцам выдавали памятки, в которых было подробно указано, как пользоваться лифтами, сливным бачком унитаза, гладильной доской.

Многие жители Дома на набережной были родом из глухой глубинки, и потому такие памятки были необходимы.

Кухни были крошечные: на первом этаже Дома располагалась столовая, в которой жильцы питались бесплатно по талонам, так что готовить не было никакой нужды. В каждую квартиру был проведен грузовой лифт, который вывозил мусор.

Именно на этих «черных» лифтах приезжали по ночам сотрудники КГБ, чтобы арестовать очередного изменника родины.

Но об этой странице жизни Дома я расскажу позже, а пока во дворах, украшенных фонтанами и газонами, слышится детский смех и гуляет теплый ветерок.

Кстати, двор Дома на набережной довольно уютный: летом здесь прохладно и тихо, а зимой можно укрыться от ветра с реки. Но все равно я чувствую тут какую-то тревогу и, наверное, жить бы здесь не согласилась, несмотря на потрясающее расположение.

В Доме было все: кинотеатр «Ударник» (на тот момент крупнейший кинозал в Москве), клуб (сейчас это театр Эстрады), парковка, тренажерный зал, парикмахерская, детский сад (на самой крыше!), магазины, почта, сберкасса, поликлиника, прачечная. Все было сделано для того, чтобы чиновники и их семьи не отвлекались на решение бытовых проблем, а думали о благе страны.

В каждом подъезде на первом этаже сидел комендант. Вообще под видом комендантов и консьержей работали осведомители. У них были ключи от всех квартир, а информацию о каждом шаге жильцов они сообщали куда следует. Комендант записывал всех посетителей Дома и провожал визитеров лично до нужной квартиры. Обратно надо было спускаться пешком. В 11 вечера вход в Дом для посетителей закрывали.

Загадки Дома на набережной

Рассказывают легенду про таинственный 11-подъезд. Выглядит и вправду странно: после 10-го подъезда следует сразу 12-й! А вместо 11-го лишь маленькая неприметная дверь. Официально она предназначалась для хозяйственных нужд рабочего персонала (только дворников здесь было 20 человек).

Однако то, что Дом со всеми его обитателями круглосуточно прослушивался, ни для кого не было секретом. Вот и в 11-м подъезде, поговаривают, находилось бюро сотрудников НКВД, которые вели прослушку квартир. Даже нынешние жильцы отмечают, что слышимость в доме уникальная.

Вероятно, это было сделано для того, чтобы облегчить работу спецслужб.

Жители радовались ровно до тех пор, пока не начался период Большого террора. В конце 30-х годов за одну ночь могли пропасть жители соседней квартиры, но никто не мог ничего сделать: люди боялись. Часто чекисты проникали в квартиры на тех самых грузовых лифтах, о которых я рассказывала выше.

Возможно, приходили и по подземному ходу из Кремля. Рассказывают, что этот ход тянется от Дома до Храма Христа Спасителя, а потом разветвляется: одна линия идет в подвал Дома Пашкова, вторая – в Кремль. Когда я была в здешнем музее, то спросила об этом сотрудниц. Они ответили, что такого хода не существует, и это все выдумки.

Так это или нет, каждый решает сам.

Стать врагом народа в те годы было очень просто. Людей арестовывали целыми семьями. Детей отдавали в специальные детские приемники, а жен арестованных ссылали в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане. Сейчас там построен памятный мемориал и работает музей.

Из 2000 жильцов дома более 700 подверглись репрессиям. До сих пор рассказывают, что около театра Эстрады можно встретить призрак девушки, которую замуровали заживо в обесточенной квартире: после ареста всей ее семьи она угрожала застрелить первого, кто к ней войдет. Много печальных человеческих историй хранят серые стены Дома на набережной.

Но бывали и счастливые случаи, когда соседи, не боясь властей, спасали из опустевших квартир младенцев, или когда матери спустя долгие годы находили своих детей в детских домах и семьи воссоединялись. Много таких историй бережно хранят сотрудники музея «Дом на Набережной».

Если вы хотите узнать больше о самом Доме и о жизни страны в 30-е годы, вам обязательно стоит его посетить.

Музей «Дом на Набережной»

Сейчас Дом на набережной – обычное жилое здание в центре Москвы. Он не пострадал во время вражеских бомбардировок военных лет, и сейчас имеет статус исторического памятника.

Попасть в квартиры можно в качестве гостя, если вам посчастливилось иметь там знакомых. Второй вариант попасть внутрь дома – прикинуться покупателем.

Сейчас здесь продаются десятки квартир (цены начинаются от 19 миллионов рублей), есть с теми самыми огромными балконами с видом на Кремль.

Однако самый простой и познавательный способ попасть в Дом на набережной – посетить музей, расположенный во внутреннем дворе дома. Его открыли в 1988 году благодаря усилиям старейшей жительницы дома Тамары Андреевны Тер-Егиазарян. Она самостоятельно начала собирать исторические материалы, связанные с легендарным домом. Спустя десятилетие музей получил статус государственного.

Он устроен на первом этаже в бывшей квартире дворника (раньше первые этажи занимали семьи обслуживающего персонала). В убранстве помещений использовали предметы обихода из квартир 30-х годов. Многие предметы принадлежали жильцам Дома. На стенах – портреты репрессированных.

Музей находится в подъезде №1, после входа во двор поверните вправо. График работы музея:

  • вторник, среда, пятница – с 10 до 18:30,
  • четверг – с 11 до 21,
  • суббота, воскресенье – с 11 до 18,
  • понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни,
  • каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.

Полный билет в музей стоит 100 рублей, льготный – 50. Можно заказать экскурсию для группы. Длится она один академический час и стоит от 600 рублей (для группы 1-3 человек) до 2250 рублей (10-15 человек).

Как добраться до Дома на набережной

Как по мне, добраться до знаменитого дома проще всего пешком. Можно совершить приятную прогулку от станций метро Кропоткинская, Полянка, Боровицкая или Третьяковская. Ближе всего от Кропоткинской.

Примерно столько же – один километр – идти от Полянки. Если пойдете от Боровицкой, то полюбуетесь «открыточным» видом на дом.

Если идти лень, садитесь на троллейбус №1 или №33 (от метро Кропоткинская, выход в сторону Храма), или на троллейбусы №4 и №62 от метро Октябрьская. Выходите на остановке «Кинотеатр Ударник».

После посещения музея или прогулки по двору можете пойти по Берсеневской набережной в сторону Храма Христа Спасителя. По пути вы увидите маленький и очень красивый храм Николая Чудотворца в Берсенях, притаившийся в тени Дома. Внутри хранится икона Николая Второго с семьей.

Рядом, в монастырском киоске, продают вкусные булочки с фруктами и ягодами. Вот так интересно переплетается история нашей страны в современной Москве, где есть место всему: революции и религии, императору и партийным работникам.

Источник: https://travelask.ru/russia/moscow/dom-na-naberezhnoy

Дом на набережной в Москве — история и легенды Серого Кремля

Дом на набережной

> Архитектура > Дом на набережной в Москве — история и легенды Серого Кремля

«Дом на набережной в Москве», «Дом правительства», «Серый Кремль», «Дом предварительного заключения» — все эти нелестные названия носит один и тот же московский жилой комплекс по ул Серафимовича. Он снискал жуткую славу среди москвичей, особенно партийной верхушки СССР. Когда и для кого был построен «Дом на набережной», кем были его жители, что там находится сейчас — расскажем подробно.

  • Расположение на карте
  • История сооружения
  • Загадочные явления и легенды
  • Болотный остров
  • Знаменитые жильцы
  • Краеведческий музей
  • Состояние в современном мире

Расположение на карте

Здание находится на берегу Москва-реки по адресу: улица Серафимовича, 2.

Ближайшие станции метро:

  1. «Кропоткинская»: необходимо пройти по Волхонке и свернуть направо на Знаменку, дойдя до Большого Каменного моста. Также можно пройти по Соймоновскому проезду до Пречистенской набережной и дойти до Патриаршего моста;
  2. «Боровицкая»: нужно выйти на Моховую улицу, пройти до Боровицкой площади и повернуть налево. Дорога приведет к Большому Каменному мосту.

Важно знать: до интересуемого объекта можно доехать на общественном транспорте от метро «Кропоткинская» до остановки «Кинотеатр «Ударник» на троллейбусах 1 или 33.

Само здание возведено на Болотном острове, также его называют Золотым, Кремлевским или Безыменным островом. Это искусственная насыпь, образовавшаяся при прокладке водоотводного канала в конце XVIII века.

С «большой землей» его соединяют несколько мостов: Большой и Малый Каменные, Большой и Малый Москворецкие, Большой и Малый Краснохолмские, Большой Устьинский, Патриарший, Шлюзовый, а также несколько пешеходных (Лужков, Комиссарский, Садовнический).

История сооружения

Своим «рождением» постройка обязана произошедшей революции и переносу столицы из Санкт-Петербурга обратно в Москву. Переехавшие чиновники столкнулись с внезапной проблемой: им не хватало жилья.

Первое время их расселяли в гостиницах, но вскоре выяснилось, что приехавших служащих слишком много. В 1927 г. создали комиссию, которой и поручили решить проблему – построить отдельный комплекс жилых зданий и заселить всех туда. Строительство началось в том же году и закончилось через 4 года.

Обратите внимание: первоначально в сооружении должны были жить только члены ЦК ВКП (б) и важные государственные деятели, но после квартиры начали выдавать деятелям искусства, военнослужащим, Героям СССР.

Сооружение представляет собой жилое здание в 12 этажей, разделенный на 24 подъезда. Внутри расположились 505 квартир – по 2 на этаж. Планировалось, что стены снаружи будут украшены мраморной крошкой розового цвета, но из-за близости котельной их пришлось оставить серыми. Внутренние дворики украсили фонтанами и газонами.

Внутри же жилье поражало роскошью: паркет из дуба, расписные потолки, над которыми работали мастера Эрмитажа. Кухни были крошечными — ныне такая планировка роскошных квартир кажется странной, но в те времена это было оправданно: на них никто не готовил и не обедал, так как проживающие получали талоны на питание в местном клубе на 1 этаже.

Абсолютно вся мебель имела собственный инвентаризационный номер: при въезде хозяева подписывали акт приема-передачи.

: подобную постройку планировалось возвести на Болотной площади, но из-за огромных трат на строительство первого, стройка была заморожена, а потом и вовсе прекращена.

Первые два этажа были отданы под коммуналки для обслуживающего персонала. Также на территории имелись детский сад, кинотеатр, театр, магазин, амбулаторная и прачечная.

Загадочные явления и легенды

Издавна привилегированное место стало объектом страшных событий, тайн и мифов.

11 подъезд

Один из самых знаменитых связан с 11 подъездом, которого официально нет – за 10 идет 12 подъезд. Однако крошечная дверь все же сохранилась: она ведет на узкую грязную лесенку.

Обитатели поговаривали, что в подъезде 11 должны были жить самые важные лица, но из-за сроков его не успевали построить, и тогда площадь будущего жилья поделили между соседними подъездами. Но ведь помимо квартир там были и лестницы, проходы, запланировано место для лифта, которые никуда не делись.

Официально местом пользовался обслуживающий персонал, неофициально – НКВД. По всему зданию тянулись коридоры между стенами, через которые сотрудники Лубянки могли прослушивать обитателей и проникать в их жилье.

Кстати, сами стены очень легко прослушиваются, и это явно не строительный брак. Через такие стены КГБ легко могло узнать о происходящем внутри помещений.

Во второй версии аресты производились через систему лифтов для вывоза мусора: арестованных спускали на -3 этаж и пересаживали в вагонетку, которая ехала прямиком в подвал на Лубянке.

С этим связана еще одна «маленькая» легенда: говорили, что в одном из лифтов есть проход в другое измерение. Люди заходили в него и уже не могли выйти или вернуться – исчезали. Однако исчезали они не в другом времени, а в подвалах Лубянки.

Дочь Командарма

С призраками расстрелянных связаны сотни историй, которые, однако, не стали полноценными легендами. Отзывы жильцов показывали, что часто слышались крики, стоны и голоса, чей-то плач. Одной из самых известных считается история о дочери Командарма.

В 30-х г., когда многих жильцов постигли репрессии, произошла такая история: мужа и жену арестовали на работе, а их дочь осталась дома. Прибывший арестовать ее наряд НКВД натолкнулся на запертую дверь и обещание застрелить любого вошедшего.

Нарком Ершов приказал забаррикадировать двери и окна, выключить водоснабжение, отопление и электричество. Жильцы не рискнули прийти на помощь замурованной заживо девушке, и через неделю ее крики стихли.

С тех пор ее призрак можно встретить в этом здании. Говорят, что после такой встречи нужно подать милостыню первому встреченному нищему, иначе призрак разозлится.

Танго «В парке Чаир»

Однажды перед Новым годом семье разрешили выезд в Израиль, дав на сборы всего сутки. После их отъезда государственные служащие вывезли все вещи из квартиры подчистую.

На следующую ночь, отметив Новый Год, владелец жилья под пустой квартирой, писатель Хруцкий, в тишине услышал, что у соседей сверху играет старое танго «В парке Чаир».

Хруцкий поднялся, чтобы познакомиться с новыми жильцами, но стоило ему нажать звонок, как музыка стихла. Дверь была открыта, а квартира полностью «голой», в неё никто не въезжал.

Позже Хруцкий выяснил, что до войны в квартире жила семья, любившая эту музыку. Она была репрессирована в 30-х г.

История о будущем

Необычная история связана и с именем старшеклассника Левы Федотова – всесторонне одаренного, но крайне болезненного мальчика. Семья Федотова въехала получила жилье в 30-х г., с 1940 г. старшеклассник (ему тогда было 17 лет) начал вести дневник.

После начала ВОВ юноша рвался на фронт, но его призвали только в 1943 г. В том же г. он погиб на Курской Дуге.

Через несколько лет друг детства Левы Михаил Коршунов получил его дневники — 15 исписанных тетрадей. В них Лева в 1940-41 г. детально описывал Вторую Мировую войну, план Гитлера «Барбаросса», рассказал о его провале, о последующем наступлении советских солдат на Берлин и его штурме, о первом полете американцев на Луну.

И хотя в последнем Лева ошибся, написав, что американцы полетят на Марс, он точно указал дату – 1969 г. Остальные сведения тоже оказались поразительно точны, хотя были записаны за несколько лет до того, как произошли.

Например, в начале июня 1941 г. он записал, что на СССР нападут в течение месяца, чтобы «закончить наступление до морозов». Нападение произошло 22 июня. В 90-х г. история дополнилась: сообщалось, что группа диггеров, пробравшись в катакомбы под сооружением, нашла еще одну тетрадь Федотова, которая называлась «История будущего».

Там нашли сведения о создании Большого адронного коллайдера и чернокожем президенте США, правительство которого будет сопровождаться серьезными катаклизмами.

В конце было написано, что в конце XXI столетия государственные границы сотрутся, а правительство на земле станет единым. Но большинство людей все же считают эту легенду чистой выдумкой, поскольку проверить ее невозможно.

Болотный остров

Не меньше слухов ходило и о самом Болотном острове. В давние времена это было гиблое место, на котором казнили преступников.

Тут же промышляли в свое время разбойники во главе с разбойником Ванькой Каином, устраивали жестокие кулачные бои. После место отдали под церковное кладбище: при строительстве его попросту засыпали.

Интересный факт: впервые место попытались заселить еще в XVI веке, однако попытки были обречены: владельцы, желавшие обзавестись жильем на болоте, гибли от рук царей или разбойников.

Неудивительно, что здесь многим видятся призраки, особенно часто являются сам разбойник Ванька Каин и неопознанная девушка в белом.

Знаменитые жильцы

Фактически каждый жилец был знаменитостью – кандидатуры первых въезжающих лично отбирались Сталиным из числа наиболее важных госслужащих.

После войны сюда также заселяли творческую элиту. К числу наиболее известных жильцов можно отнести:

  1. Государственных деятелей и их родственников: дочь Сталина Аллилуеву Светлану и его сына Василия, сына Феликса Дзержинского Яна, Косарева, Никиту Хрущева, Косыгина, Поскребышева, народного комиссара Куйбышева, революционера Мицкявичюс-Капсукас, организатора продотрядов Цюрупу.
  2. Военных деятелей: маршала СССР Жукова, летчика Каманина, генерал-майора авиации Мазурка, маршала бронетанковых воиск Федоренко.
  3. Литературных деятелей: поэта Демьяна Бедного, публициста Кольцова, драматурга Лавренова, писателя Трифонова.
  4. Деятелей науки и искусства: архитектора Иофана, хореографа Игоря Моисеева, журналиста Семенова.
  5. Ученых: врача-трансплантолога Шумакова, генетика Цицина, заслуженного врача РСФСР Ногину, биолога Лепешинскую.

Информация для туристов: знаменитый шахтер, перевыполнивший в 30-х г. в 14,5 раз норму выработки угля, Стаханов («Стахановское движение») тоже жил тут.

Более полный список знаменитых людей, проживающих в историческом здании на Набережной, можно найти на сайте Википедии.

Краеведческий музей

Он был открыт в 1988 г. – сперва как общественный музей, а через 10 лет получил статус государственного.

Инициатором выступила жительница Тер-Егиазарян, которая прожила в нем с момента постройки. Директором стала сама Тамара Андреевна, благодаря которой на здании были установлены мемориальные доски.

Через 10 лет ее сменила Ольга Трифонова – вдова писателя Трифонова.

Примечательно: название «Дом на Набережной» жилье получило после выхода в свет в 1976 г. социальной повести, автором которой был сам Трифонов. В ней писатель показал влияние времени на характер и судьбы людей, анализ и осмысление прошлого и настоящего.

Главным мотивом создания музея является желание рассказать посетителям о страшных 30-х г. ХХ века, воссоздать обстановку комнат периода репрессий. Музей можно посетить лично или заказать групповую экскурсию.

У музея «Дом на Набережной» есть свой официальный сайт.

На сайте музея можно также найти информацию об участниках Великой Отечественной войны и репрессированных лицах, а также о том, чем закончилось следствие.

Время работы: вторник, среда и пятница – с 10:00 до 18:30, четверг – с 11:00 до 21:00, суббота и воскресенье – с 11:00 до 18:00.

Телефон: (495) 959-49-36.

На сайте музея можно узнать часы работы и записаться на экскурсии: http://museum-dom.ru.

Стоимость билетов: 100 рублей полный, 50 рублей льготный.

Состояние в современном мире

Сегодня здесь купить квартиру может любой желающий, имеющий достаточную сумму.

Кроме жилых зданий тут сохранились Театр Эстрады и кинотеатр «Ударник». Также расположились некоторые коммерческие организации, включая Дом российской прессы, рестораны, бары, кафе.

В начале XXI века на крыше была вывешена огромная реклама автомобилей «Мерседес», которую убрали только в 2011 г.

: в Москве несколько сооружений, которые носят название «Дом на Набережной», самые известные расположены на Котельнической и Берсеневской набережной, у метро Щёлково.

Сегодня среди жильцов уже нет такого большого количества представителей власти, однако нельзя сказать, что тут живут простые люди. По разным данным некоторые квартиры принадлежат Геннадию Хазанову, певице Глюкозе, актёру Александру Домогарову, Наталье Андрейченко.

О легендах Дома на Набережной смотрите следующее видео:

Фотогалерея

Другие необычные статьи

(36 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://101mesto.com/arhitektura/dom-na-naberezhnoj-v-moskve.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики