Vigoda

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке

Чем удивит посетителей дом-музей Тургенева в Москве

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке

Дом-музей открывается к 200-летию Ивана Сергеевича в чудом сохранившемся, теперь отреставрированном деревянном особняке посреди неузнаваемой Москвы — на Остоженке, 37. Сюда в 1840-х до самой смерти приезжала из своего Спасского-Лутовинова Варвара Петровна, мать писателя. Да и он сам бывал наездами.

Сразу вопрос: а что сегодня этот дом может открыть гостям, читателям или зевакам такого нового — зачем он нам? «РГ» побывала в новом музее перед самым открытием и выбрала несколько экспонатов, которые помогут (хоть отчасти) ответить на вопрос.

Тут ведь не просто дом: вокруг него «усадебное пространство». Здесь, наконец, и памятник Тургеневу (работа скульптора Сергея Казанцева) — первый в Москве.

Сколько усердия и сил положено на то, чтобы из ничего за 10 лет собрать действительно достойную коллекцию, — знает Евгений Богатырев и вся его команда из Музея Александра Пушкина (к которому теперь относится и Дом-музей Тургенева). Отреставрировали мезонин с мемориальной комнатой писателя.

Подсказчиком был сам Тургенев: он не раз подробно описал в своих рассказах этот дом. «Теплый-претеплый», — говорил. Таких, мол, нет нигде, кроме Москвы.

Здесь оживает зеркало — если к нему приблизиться. Здесь портрет юбиляра в рамочке действительно разбили, бросив на пол, тоже неспроста. Космос тургеневского дома раздробили на «миры» — они отдельны и одновременно неразлучны: мир матери, мир молодого человека, мир тургеневской девушки, творчества, дороги, Москвы и России.

Действительно, тепло. Но вот что еще важно. Юбилей пройдет — останется вопрос, который слышали, наверное, многие (если не задавали его сами): Иван Сергеевич — это позапрошлый век. Не устарел? Не надо пересыпать нафталином? Что он скажет нового?

Отцы обречены не понимать детей. Тургеневские девушки — с крылышками. Язык — поддержка и опора в дни тягостных раздумий. Муму, конечно, жертва крепостничества. Нигилисты ходят и плюются. Еще бывают люди лишние — им можно только посочувствовать.

Да, и Полина Виардо — пикантная история, но этот «треугольник» уже не пригласишь к Малахову и Галкину в ток-шоу. Вот, в сущности, весь краткий курс Тургенева. Принято считать, что с ним все ясно, в школе проходили, и открытий не предвидится.

«Дом теплый-претеплый», — говорил Тургенев. Таких, мол, и нет нигде, кроме Москвы. И правда: здесь атмосфера — теплая

Но тут как раз ошибка. С ним ничего не ясно. Иван Сергеевич обманывает кажущейся простотой. Мало того что ключ не подберешь, так неизвестно, за какой он дверью спрятался. А отбросишь школьный трафарет, вчитаешься в «старомодного» Тургенева — затянет как в воронку.

Впрочем, вернемся на Остоженку. Вот экспонаты из музея, мимо которых не пройти.

1. Оживающее зеркало и разбитый портрет

Подойдешь к нему на шаг — из зазеркалья, изнутри появляются фигуры, слышны голоса. Семейная сцена. Варвара Петровна и ее сыновья. Пытаются делить имущество, то есть получить у матери часть ее имений в свое распоряжение.

Она, как может, держится за ниточку, которой еще привязаны к ней Иван с Николаем. Конечно же, гордыня — ее смертный грех, она себя казнила в дневниках. Но сыновей любила, видимо, до умопомрачения. Подглядываем за чужой семейной драмой в зеркале. А что за зеркалом? Не видно.

«Гнездо» рассыпалось, остался только краешек.

В «Доме Остроухова» представили автошарж Тургенева и другие раритеты

Собственно, портрет Тургенева на музейном полу — тоже отголосок той истории. Варвара Петровна в сердцах швырнула на пол портрет своего сына: стекло разбилось, маменька не позволяла убирать портрет полгода — до дня рождения Ивана. Самодурша? Ну, ее только такой и принято считать. Так ли это? Прямо скажем, не совсем. Сыновья преувеличили.

Когда-то юный Ваня присылал в Спасское-Лутовиново первые стихи, как раз тогда Варваре Петровне принесли, поставили на стол лукошко с земляникой. Она ему и написала, что теперь его стихи для нее всегда будут пахнуть земляникой. Тонкая была и чувственная даже. Иван Сергеевич всю жизнь к ней возвращался — мысленно, конечно, в книгах. Розги обрастали мифами.

Рисовал ее мучительницей, но, как ни бился, выходило, что она скорее мученица.

Зеркало тут очень кстати — они друг в друге отражались. Это наследственное: Иван Сергеевич вслед за маменькой раздваивался, разъедал себя всю жизнь. «Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Оставаться тошно… а куда полететь?» Полеты у него по кругу шли: чем дальше думал улететь, тем сильнее чувствовал, насколько он привязан.

2. Костюм от Рэйфа Файнса

А вот, пожалуйста, витрина модная. Между прилежными платьями тургеневских барышень — костюм приличного молодого человека середины позапрошлого века. В этом — щеголял британский актер Рэйф Файнс перед Верой Глаголевой на съемках ее фильма по тургеневскому «Месяцу в деревне» («Две женщины»).

Комедия у Тургенева, как обычно, была геометрическая, вся сплошь в многоугольниках высоких отношений. Муж (у которого в имении все происходит) пытал друга семьи: «Любишь ли ты мою жену такой любовью, в которой мужу сознаться… трудно?» Друг, как честный человек, признавался: именно такой любовью он и любит. И муж от этого ответа счастлив.

Потому что вот что значит настоящий друг. «Мишель, спасибо за откровенность. Ты благородный человек».

С любовью у Тургенева всегда все сложносочиненно. Но тут от платьев надо сразу к фотографиям актрисы Марии Савиной. В январе 1879 года она — последняя любовь писателя — сыграла юную Верочку в том самом «Месяце в деревне» (на сцене Александринки), и Тургенев понял: вот чистейшей прелести чистейший образец.

Сейчас же к ней в гримерку, всей своей тяжестью 192-сантиметрового бытия. Картинно, может быть. Но искренне: «Неужели эту Верочку я написал?! Я даже не обращал на нее внимания, когда писал, думал, все дело в Наталье Петровне». Это же вечная его альтернатива: герои между девушками воздушными и роковыми женщинами.

Савина в день знакомства сразу показала, что не лыком шита. Тургенев всякий раз подчеркивал: он — «западник». Ее задела эта снисходительность: «Вот, мол, ты какая, русская актриса».

И она не промолчала: «Я забыла свою робость, необходимый такт и выпалила монолог против его западничества и в защиту русского искусства, которым он «не интересуется, как забытой им Россией». У Тургенева с носа свалилось пенсне.

Но зато назавтра утром Савиной записка: «Буду к четырем». И «с особенным чувством целую Ваши обе руки».

3. Черкес на лошади

Среди картин в музее «Скачущий черкес» — подарен Тургеневу художником (и генералом) Дмитрием Татищевым. Это, конечно, лишь одна картина, но про саму коллекцию, которую собрал Тургенев, напомнить стоит.

Писатель, между прочим, собрал у себя в Париже целую галерею — 46 картин. По образцу Луи, супруга Виардо, он заболел «картиноманией». Ходил на аукционы. Был воодушевлен. Потом стал жаловаться поэту Полонскому: «Я в отеле Друо известен под именем Grand Gogo Russe (Gogo называют парижане человека, которого легко надуть)». И в конце концов — стал все распродавать.

«РГ» и музей А.С. Пушкина записали видеокнигу по повести «Ася»

А все началось у Тургенева с «Куртизанки». На выставке Салона парижской академии художеств он был потрясен картиной Бланшара. Какая мощь. «Я приобрел ее и нахожу, что это самая прекрасная женская фигура». Виардо не одобрила и назвала «Куртизанку» уродливой. Тургенев демонстративно повесил в своей комнате на полстены.

В гости пришла Мария, дочь художника Николая Ге, — ей 19 лет. Поднялась к Тургеневу и — обмерла. «В огромной дорогой раме висела картина, изображавшая лежащую на оттоманке прелестную юную женщину или девушку в натуральную величину и совершенно нагую… Смущению моему не было предела.

Я решительно не постигала, как с этим быть; я, Тургенев и тут же совершенно нагая фигура».

Наконец, Иван Сергеевич не выдержал: куда деть «Куртизанку»? Брату предлагал в счет своего долга. «Могу тебя уверить, что картина в твоем московском доме произвела бы прекрасный эффект». Но брат на уговоры не поддался, он был чужд прекрасного.

А что касается музейного «Черкеса», — куда ему до «Куртизанки». Но и он тут производит вполне «прекрасный эффект».

4. Посмертная маска и слепок руки

Первым в Буживаль 22 августа (3 сентября) 1883 года примчался парижский фотограф Морель. Снимал покойного писателя Тургенева анфас и профиль, издатель Стасюлевич скажет, что его «портреты удались прекрасно». Увеличенные копии немедленно пошли в продажу в Петербурге.

В Италии открыли памятник русскому писателю Максиму Горькому

Прибыл художник Эрнест Липгарт. Полина Виардо и ее дочь Клоди успели сделать карандашные портреты Тургенева. Конечно, сразу же пришли и буживальские соседи — вдова и дети декабриста Николая Ивановича Тургенева. Один из сыновей, Петр Николаевич, был скульптор: он и снял гипсовую посмертную маску и слепок кисти руки писателя.

Немного странно, но тех, кто оказался вокруг писателя в день смерти, вдруг охватил необъяснимый восторг. Глядя на скончавшегося писателя, художник Липгарт уверял: «Он был прекрасен как бог».

Следом Полина Виардо: «Величественное спокойствие смерти снова сделало его прекрасным».

Дочь Марианна Виардо — о том же: «Он был дивной красоты на смертном одре».

Издатель Стасюлевич: «Он никогда при жизни не был так красив, можно даже сказать, так величествен».

Снова Полина Виардо: «В иные минуты казалось, вот-вот улыбнется».

Понятны были все возвышенные чувства «плакальщиков». Но через пару-тройку месяцев кто-то зашел к Петру Тургеневу и заметил, что тот укрыл маску писателя в шкафу. Почему? Петр Николаевич ответил просто: «Умирая, он слишком страдал, и я не могу видеть без боли дорогие мне черты, искаженные страшными предсмертными муками».

Конечно, это не имеет отношения к музейной экспозиции. Речь шла о близких и знакомых. Одни увидели, как смерть украсила писателя. Другие видели в его чертах следы перенесенной боли. И тут — загадка.

5. Муму

Конечно же, Муму — как без нее.

Изображения собак в музее — и скульптурные, и живописные, любые. Так что пройти мимо «Муму» Тургенева — нельзя.

Муму с Герасимом — история времен, когда Варвара Петровна жила в особняке на Остоженке (в нынешнем Доме-музее Тургенева). Все над судьбой Муму рыдали.

Мопассан даже напишет в подражание свою «мадемуазель Кокотку», но лучше бы не писал. Не так проста была история глухонемого дворника.

В Северодвинске спасут дом Валентина Пикуля

Герасим никуда не уходил — в жизни его звали Андреем, и он был предан барыне беззаветно. Тургенев уверял, что барыня в рассказе — вылитая маменька. Хотел он или нет, но маменьку с тех пор и повелось считать злодейкой. Разубедить обратно — если б захотел — уже не смог бы сам Тургенев.

Хотя, если вчитаться, вот что любопытно. Барыня в рассказе не приказывала утопить Муму. Просила, чтоб собаку куда-нибудь убрали и обеспечили покой.

Да, барыня истерична и капризна, но все же, если ночью лают под окном, это не очень-то удобно.

Буквально ею сказано: «Подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни? Я бы не желала этому верить».

Но утопить — решили приказчик, свита, дворовые. Герасим намозолил всем глаза, был слишком независим. Удобный случай — осадить Герасима, поставить глухонемого на место. Тот жестами переспросил: утопить? Да-да, ответил дворецкий Гаврила.

Конечно, барыня еще и лицемерна. Но она единственная, в ком хоть что-то дрогнуло: собачку жалко.

Гаврила — вот кто страшней всего: предаст любого. Тень, убежавший нос и злоба окружающей среды — вот что по-настоящему ужасно. Вот что всегда Тургенева с ума сводило.

Барыня, если быть точными, не приказывала утопить Муму. Но так решил Гаврила, приказчик, свита, окружение

От злобы человеческой и гибель маленькой собачки становится событием космическим. У Тургенева был умный пес Пэгаз — они смотрели в глаза друг другу и друг друга понимали.

Они-то знали (и Герасим знал), что от «муму» нельзя избавиться, «муму» у каждого внутри, как совесть. Без слов, виляет хвостиком. Иван Сергеевич был как ребенок.

Избалованное, невозможное и доброе, большое, метр девяносто два, дитя.

Тревожное письмо Полине Виардо: «Мир находится в родовых схватках. Существует немало людей, заинтересованных в том, чтобы вызвать у него выкидыш. Ну что ж, посмотрим. Кстати о родовых схватках: собачка м-ль Женни умерла в родах; бедное маленькое животное! Оно, должно быть, очень страдало. Отменили вечеринку в пятницу».

Иван Сергеевич Тургенев умер в страшных мучениях. Говорят, в таких страданиях искупаются все грехи и искушения. Кто знает. Известно достоверно только то, что Тургенев нужен миру. Чтоб не стыдиться быть добрей и, может быть, наивней.

Источник: https://rg.ru/2018/11/08/reg-cfo/chem-udivit-posetitelej-dom-muzej-turgeneva-v-moskve.html

Дом-музей Тургенева на Остоженке открылся после реставрации

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке

Дом-музей Ивана Тургенева на Остоженке открылся после комплексной реставрации. В здании создана современная выставочная экспозиция.

Также были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму». Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство.

Его открытие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого писателя.

В торжественной церемонии открытия дома-музея приняли участие Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин.

«Его экспозиция во многом уникальна. Здесь будут представлены подлинные предметы эпохи, появятся новые возможности для проведения выставок, концертов, образовательных и просветительских программ для знакомства с творчеством писателя. Как известно, долгие годы он провел за границей, там родились многие шедевры тургеневской прозы, а его переводы подарили миру самые знаменательные и знаменитые произведения вечной литературы», — сказал Владимир Путин.

«Дом Муму»

Музей Ивана Тургенева расположен в историческом здании по адресу: улица Остоженка, дом 37/7, строение 1. Оно признано объектом культурного наследия федерального значения.

В двухэтажном деревянном доме с антресолями, построенном в 1818–1819 годы, в 40–50-е годы XIX века жила мать писателя Варвара Петровна Тургенева.

Иван Сергеевич часто гостил у нее, а события, происходившие в доме на Остоженке, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны.

Поэтому дом на Остоженке часто называют «домом Муму».

После 1917 года в доме находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».

В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И.С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А.С. Пушкина. Общая площадь музея — 992 квадратных метра.

В преддверии 200-летия со дня рождения Ивана Тургенева здание комплексно отреставрировали. Работы велись с июля по октябрь этого года.

Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады.

Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажом. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей.

Специалисты обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании также привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.

На первом этаже воссозданы интерьеры дворянской усадьбы. Впервые открыт для посещения второй этаж (антресоли), где в свое время находился кабинет писателя. Специалисты воссоздали атмосферу дома Ивана Тургенева. Основой послужили описания в произведениях писателя.

Территория вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.

Памятник Ивану Тургеневу и скульптуру «Муму» установили за счет спонсорских средств. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев.

«Мы абсолютно уверены, что жизнь Музея Пушкина и этого городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди сбудут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось. И конечно, чтобы у двери этого особняка всегда стояла очередь желающих понять и полюбить Тургенева и героев его творчества», — сказал на церемонии открытия ​директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

Новая экспозиция

После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть место для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.

Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов. Среди них «Мир дома на Остоженке», «Повесть И.С. Тургенева “Муму”», «Мир дороги, странствий И.С. Тургенева», «Парадный зал. Мир России, Москвы, семьи», «Гостиная.

Мир матери», «Спальня В.П. Тургеневой. Мир хозяйки», «Гардеробная. Мир женщин остоженского дома», «Мир московского детства, годы учебы И.С. Тургенева», «Мир творчества И.С. Тургенева», «Мемориальный кабинет И.С. Тургенева», «У чужого очага (Германия, Франция)», «Последние годы».

Музейные предметы соседствуют в новой экспозиции с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство. Сейчас в экспозиции представлены скульптуры, книги, документы, рукописи, фотографии, а также живопись, графика, фарфор, металл, ткани, мебель.

Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входит шесть автографов писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.

В последнее время музей получил новые экспонаты, которые представят широкой публике впервые. Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов. Наиболее ценные из них:

— последний прижизненный портрет Ивана Тургенева (художник Федор Буров, 1883 год, холст, масло);

— картина Дмитрия Татищева «Скачущий черкес» (1872 год, холст, масло). Полотно с изображением батальной сцены Тургеневу подарил автор. В 1878 году писатель представил картину в числе других произведений своей коллекции на выставке-аукционе, где она была продана;

— письмо Тургенева к графине Меренберг на французском языке. Он написал его в декабре 1878-го и адресовал младшей дочери Александра Пушкина Наталье Меренберг, у которой хранились письма Пушкина к жене. Именно Иван Тургенев по просьбе самой Меренберг готовил публикацию этой переписки в журнале «Вестник Европы»;

— фотография Ивана Тургенева, сделанная в фотоателье Надара в Париже не ранее 1878 года и не позднее 1883 года. Фотопортрет уникален, отсутствует в собрании Государственного литературного музея;

— автопортрет Полины Виардо-Гарсиа (1841 год, бумага, наклеенная на картон, карандаш, растушевка);

— издание повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» на французском языке (Париж, 1854 год). Это первый перевод известного произведения на французский, выполненный Иваном Тургеневым и его близким другом Луи Виардо, мужем Полины Виардо;

— «Русский вестник» — литературный и политический журнал, издаваемый Михаилом Катковым (том 25, Москва, 1860 год). На его страницах состоялась первая публикация романа «Накануне»;

— 12 прижизненных изданий и публикаций произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках, издания произведений на иностранных языках XIX–XX веков (посмертные издания), книги круга чтения Тургенева.

Дом-музей И.С. Тургенева откроется для посетителей 11 ноября. Ожидается, что в 2018–2019 годах его гостями станут порядка 85 тысяч человек.

200-летие со дня рождения писателя

Открытие после реставрации Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке, а также памятника писателю станет центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.

Всего в Москве в этом году состоится более 50 мероприятий, посвященных памятной дате, — выставки, экскурсии, лекции, литературно-музыкальные вечера, концерты, кинопоказы, конкурсы, викторины, квесты, издательские проекты.

До конца 2018 года в Москве пройдут:

— спектакль «Малек-Адель» по мотивам рассказов Тургенева «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова» — 15 ноября и 13 декабря в Государственном музее А.С. Пушкина (улица Пречистенка, дом 12/2);

— международная научная конференция «Тургенев — наш современник» — 19 ноября в Доме-музее Ивана Тургенева (улица Остоженка, дом 37/7, строение 1);

— выставка «Виктор Брагинский. Записки охотника» — иллюстрации к одному из самых знаменитых произведений Ивана Тургенева можно увидеть до 25 ноября в выставочных залах на Арбате (улица Арбат, дом 55/32);

— выставка «Тургенев и Москва», организованная библиотекой-читальней имени И.С. Тургенева и библиотекой искусств имени А.П. Боголюбова, — продлится до 15 ноября на Сретенском бульваре;

— автобусно-пешеходная экскурсия «День с Тургеневым в Москве» — 18 ноября от Государственного музея А.С. Пушкина (улица Пречистенка, дом 12/2).

Ожидается, что мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения писателя, посетят около 40 тысяч человек.

История особняка на Остоженке

Дом на Остоженке построил в 1819 году титулярный советник Д.Н. Федоров. Работы велись на пустовавшей земле, приобретенной у генерал-лейтенанта К.Ф. Кнорринга, владение которого полностью выгорело во время пожара 1812 года.

Деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолями, семью окнами по фасаду представлял собой типичный образец московской послепожарной застройки.

Д.Н. Федоров, как и многие в то время, сдавал дом внаем. В 1826 году здесь поселилась семья Аксаковых. Главой большого и дружного семейства был известный впоследствии писатель Сергей Аксаков.

Среди жильцов дома на Остоженке немало представителей других известных фамилий. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н.В. Левашов — отставной гвардии поручик, участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.

В 1833 году владельцем дома на Остоженке стал чиновник горного ведомства Николай Лошаковский. В том же году новый хозяин отдал дом внаем камергеру М.М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой по отцу. В маклерских книгах 1830-х есть также запись о найме дома надворным советником Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.

В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой, прозванный Американцем. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий.

Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев произведений Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Ивана Тургенева.

С самим поэтом задиристый граф чуть не сразился на дуэли, а помирившись, принимал участие в его сватовстве к Наталье Гончаровой.

Вслед за семейством Толстых здесь поселился Андрей Богдановский — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, тайный советник. Его портрет украшает знаменитую Военную галерею Джорджа Доу в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.

16 сентября 1840 года генерала в доме Лошаковского сменила Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.

В остоженском доме он провел две весны — в 1844 и 1845 годах. После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству.

В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы: Тимофей Грановский, Михаил Щепкин, Василий Боткин, братья Бакунины, Аксаковы и другие.

В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.

Год спустя остоженский особняк приглянулся Елене Кривцовой — вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Старший из братьев Кривцовых Николай был другом Александра Пушкина, средний, Сергей, декабрист, дружил с отцом писателя Сергеем Тургеневым.

Елена Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская, была женой младшего из братьев, Павла, дипломата и попечителя русских художников в Риме. В начале 1840 года Иван Тургенев отправился с Павлом Кривцовым в Италию. «Это юноша ученый и умный», — писал Павел Иванович брату Николаю о будущем авторе «Записок охотника».

В апреле 1852-го Елена Кривцова поселилась с детьми в остоженском доме, в котором провела последние три года своей жизни.

По воспоминаниям Михаила Баратынского, в 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. Все в доме любили классическую музыку, играли на разных инструментах — в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.

В 1891 году в доме поселился Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Русский аристократ, потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова и участника Отечественной войны 1812 года адмирала Павла Чичагова, он прервал блестящую военную карьеру, решив посвятить жизнь служению Русской православной церкви.

В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество Леонид Чичагов принял под именем Серафим. Преосвященный Серафим прославил Серафима Саровского, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.

В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. Дом расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».

Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/5159050/

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке

0 2187

Фото дома-музея Тургенева

Дом-музей Тургенева в Москве – ключевой элемент архитектурно-исторического комплекса «Тургеневский квартал». Помимо дома писателя на Остоженке, в комплекс входят сад, сквер, облагороженный участок перед особняком, а также первый в Москве памятник классику мировой литературы.

На протяжении многих лет «Тургеневский квартал» находился в аварийном состоянии. В 2015 г. власти Москвы объявили о начале научной реконструкции Дома-музея Тургенева и обустройстве прилегающих к нему территорий. Реставрация проходила тяжело: 4 августа 2018 г. в почти восстановленном особняке вспыхнул пожар, значительно повредивший фасад и внутренние интерьеры.

Тем не менее 9 ноября 2018 г., к 200-летию со дня рождения классика, все работы были завершены. 10 ноября музейный комплекс открыл президент РФ В.В. Путин.

Дом Тургеневых

Небольшой деревянный особняк на Остоженке с 1840 по 1850 гг. снимала мать писателя, Варвара Петровна Тургенева. Автор «Отцов и детей» неоднократно гостил у матери, работал над литературными произведениями.

В усадьбе на Остоженке разыгралась драма, ставшая основой сюжета знаменитого рассказа «Муму». В качестве прототипа жестокой барыни, пославшей Герасима утопить собачку, выступила мать Тургенева. В XX в.

за домом матери писателя закрепилось народное название «Дом Муму».

Особняк был сооружен в 1819 г. по заказу секретаря Сената Д. Федорова. Это был классический усадебный дом относительно небогатого московского дворянина.

Основным архитектурным элементом строения стал портик с шестью дорическими колоннами и белокаменным узорным заборчиком по всему периметру балкона. Федоров сдавал особняк в аренду. В разное время жильцами дома на Остоженке были известные люди: писатель С.

Аксаков, друг Пушкина Н. Левашов, граф Ф. Толстой-Американец, известный своими экстравагантными поступками.

Тургенев впервые приехал в материнский особняк в 1841 г., после чего много раз останавливался на Остоженке, путешествуя из Петербурга в Орловскую губернию, в свое имение Спасское-Лутовиново. Порой Иван Сергеевич задерживался в доме на Остоженке надолго: например, здесь он провел весну 1844 г. В гостях у Тургенева бывали М. Щепкин, братья Аксаковы, В. Боткин.

В 1850 г. мать Ивана Сергеевича скончалась. Уладив все московские дела, Тургенев навсегда покинул дом на Остоженке.

В начале XX в. в доме Тургеневых располагался сиротский приют, после революции – коммунальные квартиры.

В 2007 г. столичные власти передали чудом сохранившийся особняк под управление Государственного музея А.С. Пушкина. В 2009 г. в здании открылась первая выставка.

Экспозиции

В 2018 г., после реконструкции, к старым экспозициям музея добавились новые. Интерьеры особняка были приведены в точное соответствие с теми, что были во времена писателя, реставраторы воссоздали комнату и кабинет Тургенева.

Площадь экспозиций музея расширилась с 600 до 1000 кв. м. В настоящее время в фонде музея насчитывается 1250 экспонатов: к старой коллекции было добавлено 150 ценнейших предметов.

После реставрационных работ на цокольном этаже здания появился гардероб, мультимедийный центр, туалеты, касса и концертный зал, рассчитанный на 40 зрителей. В зале планируется проводить лекции, творческие вечера, концерты классической музыки и т.д.

Экспозиция размещена на первом этаже. Музейное пространство разделено на 12 залов определенной тематики: История дома, детство Тургенева, творчество писателя, Мемориальный кабинет, пребывание за границей, Женщины Тургенева, Путешествия писателя, история создания рассказа «Муму», спальня матери Тургенева, гостиная и парадный зал остоженского дома, Тургенев в последние годы жизни.

Среди экспонатов – прижизненные издания писателя, газеты, журналы, рукописи, дневники, картины, скульптуры, старинная мебель, статуэтки, посуда, фотоснимки и т.д.

Особый интерес представляет последний портрет Тургенева, написанный художником Ф. Буровым с натуры в 1883 г.

Классик предстает в образе пожилого, полностью седого мужчины, еще сохранившего красоту светского льва, разбивавшего сердца знаменитых женщин. Портрет был добавлен к коллекции Дома-музея в 2018 г.

Заинтересуют посетителей и следующие раритеты: фото Ивана Тургенева, сделанное в 1878 г. в Париже; картина-автопортрет Полины Виардо, подаренная писателю в 1841 г.; живописное полотно Д.

Татищева «Скачущий черкес»; французское издание «Капитанской дочки» Пушкина – книга вышла в переводе Тургенева и при его активном участии; подборки журналов «Русский вестник», в которых печатался Иван Сергеевич; прижизненные издания Тургенева за границей – на тот момент он был самым популярным отечественным прозаиком за рубежом.

Отдельная экспозиция посвящена отношениям Тургенева с женщинами и коллегами по писательскому цеху. Здесь обращает на себя внимание стенд, посвященный Полине Виардо – известной оперной певице, которая стала для Ивана Тургенева любовью всей его жизни. В коллекции — письма, портреты Полины, ее личные вещи и вещи Тургенева.

Еще одна выставка рассказывает о непростых отношениях Тургенева с другим классиком русской литературы – Л.Н. Толстым. Два писателя были друзьями и соратниками, но дважды их общение едва не закончилось дуэлью.

Первый раз ссора возникла из-за ухаживаний Тургенева за сестрой Толстого, второй раз в усадьбе А. Фета Лев Николаевич позволил себе невежливое с точки зрения Ивана Сергеевича высказывание в адрес дочери Тургенева.

В экспозиции – фотографии, письма, личные вещи, шахматы, которыми играли писатели.

В помещениях музея восстановлена обстановка эпохи: мебель, ткани, посуда, изделия из фарфора, дерева и металла полностью соответствуют тургеневскому времени. Реставраторы уделили большое внимание деталям.

Например, у лестницы на цокольном этаже посетителей встречает маленькая бронзовая собачка – Муму. На полу в одной из комнат лежит разбитый портрет Ивана Сергеевича. Гостю музея может показаться, что фотография сорвалась со стены и разбилась, но это – часть экспозиции.

Дело в том, что во время ссоры с сыном, Варвара Петровна действительно разбила портрет, и тот пролежал на полу шесть месяцев.

В ходе реставрационных работ была благоустроена и прилегающая к особняку территория.

Здесь высадили деревья, присланные из музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» в Орловской области, проложили дорожки, установили красивые лавочки и фонари.

Кроме того, в парке перед домом Тургенева появилось два памятника – монумент писателю и небольшая скульптура, изображающая самого трогательного из созданных им персонажей – собачку Муму. Обе работы выполнены скульптором С. Казанцевым.

Памятник Тургеневу – первый памятник писателю в Москве. До того в столице находился лишь небольшой бюст у Тургеневской библиотеки. Иван Сергеевич изображен в возрасте 30-35 лет: примерно столько ему было, когда он гостил в доме на Остоженке.

На стене пятиэтажного дома, расположенного напротив Музея Тургенева, размещен огромный мурал – изображение сидящего в кресле писателя. Рядом с ним стоит собака.

:

Источник: https://Mos-holidays.ru/dom-muzej-turgeneva-na-ostozhenke/

Музей им. И.С. Тургенева

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке

Дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева в Москве находится на улице Остоженка в особняке, который снимала в 1840–1850-х годах мать писателя, Варвара Петровна. Тургенев часто гостил в этом доме, здесь бывали его знакомые. Считается, что хозяйка особняка и люди, проживавшие в нем, послужили прототипами для героев повести «Муму» — одного из известнейших произведений писателя.

Дом-музей является филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. В музее Тургенева можно познакомиться с биографией писателя, его творчеством, увидеть воссозданные интерьеры той эпохи. Здесь проводятся музыкально-поэтические и театральные вечера, концерты, презентации книг, творческие встречи, интерактивные программы и другие мероприятия.

Панорама внутреннего дворика музея — Google Maps

История дома и музея

Деревянный дом был построен в начале XIX века в стиле ампир, его украшают колонны, такой вид постройки был типичным для Москвы после пожара 1812 года.

Он принадлежал титулярному советнику Федорову, позднее особняк выкупил чиновник горного ведомства Лошаковский.

И тот, и другой сдавали дом внаем, среди его жильцов в разное время были такие известные люди, как писатель Сергей Аксаков, надворный советник Бакунин (лицейский товарищ Пушкина), полковник Федор Толстой по прозвищу «Американец».

В 1840 году особняк сняла Варвара Петровна Тургенева, сын останавливался у нее проездом и даже жил некоторое время.

Его комнаты располагались на антресолях, здесь он работал над своими статьями для журнала «Отечественные записки», а также трудился над созданием некоторых своих произведений.

Когда он жил в особняке, его навещали многочисленные знакомые, принадлежавшие к литературным и театральным кругам города, к примеру, в доме на Остоженке бывали публицисты братья Аксаковы, актер Михаил Щепкин, литературный критик Василий Боткин.

Граффити на стене дома возле музея, © chvm2006

Осенью 1850 года умерла мать писателя, после этого Тургенев прожил в доме несколько месяцев, решая вопросы, связанные с наследством.

В течение последующих лет особняк сменил несколько жильцов, пока в конце XIX столетия в его стенах не открыли приют.

После 1917 года здесь находились коммунальные квартиры, в 1970-е года здание заняла спортивная организация.

Только в 2009 году в историческом особняке открылся музей, посвященный Тургеневу и его творчеству. К 200-летию со дня рождения писателя была произведена масштабная реконструкция здания, были воссозданы интерьеры комнат, расширена экспозиционная часть музея. В конце 2018 года для посетителей открылся дом-музей с обновленной экспозицией и современным оснащением.

Была облагорожена и территория рядом с домом, здесь можно увидеть сквер с установленным памятником Ивану Сергеевичу.

К слову, это первый полноценный памятник писателю в Москве, ранее можно было увидеть только бюст возле библиотеки-читальни имени Тургенева. В сквере также установлен трогательный монумент собаке Муму.

Привлекает внимание и стена дома, расположенного рядом с музеем, на ней можно увидеть большое граффити, на котором изображен писатель.

Памятник Тургеневу в сквере, © chvm2006

Экспозиция

В экспозиции представлены прижизненные портреты и издания Ивана Сергеевича, мебель той эпохи, посуда, исторические иллюстрации, живописные работы современных художников, сохранилось и немного подлинных вещей, принадлежавших самому Тургеневу и его окружению.

Среди наиболее ценных музейных объектов — последний прижизненный портрет писателя, его письмо к Наталье Меренберг (дочери Пушкина, которая попросила его подготовить к публикации переписку своих родителей), автопортрет Полины Виардо, издание «Капитанская дочка» на французском языке (первый перевод произведения выполнил Тургенев совместно с Луи Виардо).

Экспозиция занимает первый этаж и антресоли, которые впервые открыли для доступа после реставрации. Интерьеры дома знакомят с обстановкой и вкусами того времени, образом жизни матери писателя, обликом Москвы того времени.

Реставраторы постарались проработать все до мельчайших деталей, которые смогли бы раскрыть характеры жильцов и события, происходившие в особняке.

Так, в одной из комнат на полу можно увидеть разбитый портрет Тургенева, однажды, крепко поссорившись с сыном, Варвара Петровна разбила его портрет и запретила собирать осколки.

На антресолях воссоздана обстановка рабочего кабинета Тургенева и других комнат, в которых он проживал, одна из них рассказывает об увлечении писателя — охоте.

Музей оснащен современными мультимедийными технологиями, которые делают экспозицию более насыщенной и разнообразной.

Стоимость посещения

Цена входных билетов на экспозицию:

  • для взрослых — 250 рублей
  • для детей в возрасте от 7 до 17 лет, студентов очной формы обучения, многодетных родителей, пенсионеров, инвалидов 3 группы — 100 рублей
  • семейный билет выходного дня — 500 рублей.

Дети до 6 лет, а также учащиеся средних общеобразовательных учреждений Москвы, имеющие карту «Москвенок», посещают музей бесплатно.

Каждый четверг студенты дневной формы обучения российских вузов имеют право свободного посещения музея. В воскресенье каждой третьей недели месяца бесплатно побывать в музее может любой желающий.

Актуальные цены можно уточнить на официальном сайте музея Тургенева на Остоженке.

Памятник Муму в сквере, © chvm2006

Как добраться до дома-музея Тургенева на Остоженке

Рядом с музеем есть остановка наземного транспорта «Померанцев переулок».

Также в пешей доступности находится станция метро «Парк Культуры», от нее до музея около 500 метров.

Для поездки на такси можно воспользоваться приложениями: Яндекс. Такси, Максим, Gett, Ситимобил и другими.

Дом-музей И. С. Тургенева в Москве, видео:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Maria

февраль 2019

Восстановленные интерьеры в особняке, где раньше была коммуналка. Приятно просто погулять, за особой атмосферой идти не стоит. Взрослый билет — 250 рублей.

Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/14041

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики