Vigoda

Дом-музей А.И. Герцена

Содержание

Дом-музей А. И. Герцена

Дом-музей А.И. Герцена

Единственный в России музей Герцена, расположенный в переулке Сивцев Вражек, хронологически достоверно рассказывает обо всех этапах жизни и деятельности Александра Ивановича, его родне и современниках.

Московский музей Герцена находится в доме, который кроме трехлетнего проживания великого мыслителя,  упоминался в художественной литературе.

Известный дуэт сатириков определил это здание – студенческое общежитие временным убежищем своих героев.

Однако нам интересны не воспоминания о мебельных кладоискателях Бендере и Воробьянинове, а реальная жизнь исторического персонажа, подлинного отца русской демократии, в отличие от бутафорского Ипполита Матвеевича.

Родился будущий революционер – демократ в 1812 году вне брака, фамилию придумал его отец, представитель древнего рода, зажиточный купец Яковлев. В ней заложен смысл, что это сын сердца, от немецкого Herz.

Мировоззрения Герцена менялись во времени, от детского восхищения героикой войны 1812 года до сочувствия декабристам, осознания причин их протеста.

Свободомыслие пришло уже в студенческие годы, выразилось в создании кружка единомышленников и привело к ссылке в провинцию в возрасте 22 лет.

После шестилетней ссылки, еще столько же Герцен прожил в России, затем с 1847 года жил и умер за пределами страны. Создавался музей Герцена с затруднениями, связанными со сбором экспонатов и комплектованием экспозиции. Документы и произведения искусства в нем подлинные, мебель же подобрана из аналогов той эпохи.

Экскурсия в музей Герцена. Детство и юность

Внебрачное происхождение не отразилось на воспитании ребенка, Александр получил хорошее домашнее образование и поступил в Московский университет.

Учился он на физико-математическом отделении, был удостоен серебряной медали. Происхождению рода Яковлевых, общего для Герцена и его жены – двоюродной сестры, посвящена первая экспозиция.

Красочные канделябры на постаментах – лишь иллюстрация старинных вкусов.

На типовом стенде музей Герцена представляет исторические документы, рассказывающие о старинном семействе. На стене в рамке – родословная и герб, по бокам – портреты родителей.

Луизу Ивановну Гааг и Александра Алексеевича Яковлева изобразил крепостной художник Летунов, музей Герцена выставляет копии, сделанные дочерью писателя.

Летунов проживал в доме дяди Герцена, в детстве учил Александра рисовать.

Детскому периоду жизни Герцена посвящена экспозиция, содержащая две витрины с книгами, стенды и различные изображения. Здесь собраны литературные произведения, которые произвели на него наибольшее впечатление при формировании характера и воззрений. Выделяется синим фоном портрет Пушкина, рядом одно из ранних изданий Евгения Онегина, любимой книги Герцена, по его собственным словам.

Изображения на стене показывают два исторических события, сыгравшие определяющую роль в формировании отношения Герцена к российской действительности.

Полководцы Отечественной войны с Наполеоном, батальные сюжеты подтверждают глубокий патриотизм детских лет.

Сцены выступления на Сенатской площади и силуэты нескольких декабристов отражают зарождение протестных настроений, направленности на изменение существующего строя.

Учеба и ссылка

Экспонаты, показывающие период учебы в университете, собраны в условной Студенческой комнате, которой музей Герцена обзавелся к 200-летию Александра Ивановича. Портреты закадычных друзей – Герцена и Огарева в молодости, размещенные на мольбертах, встречают входящих в помещение. На столе несколько раскрытых книг, читанных ими в студенческие годы, бутыль из темного стекла и два бокала.

На стенах музей Герцена разместил виды любимых мест прогулок на Воробьевых горах, портреты товарищей по обучению и преподавателей. Возле голубого торшера – портрет жены Герцена, Наталь Александровны Захарьиной.

Она была двоюродной сестрой писателя, дочерью его дяди, тоже внебрачной. Фамилию получила в честь древнего рода, от которого пошли и Яковлевы, и Романовы.

Отношения будущих супругов в детстве и юности были чисто дружескими, лишь позднее пришли иные чувства.

Следующей экспозицией музей Герцена рассказывает о периоде политической ссылки, которая была назначена Александру Ивановичу за организацию кружка противников самодержавия и крепостного права.

Сначала местом поселения была избрана Пермь, затем произошел перевод во Владимир. Над стендами с произведениями и документами тех лет – виды городов принудительного проживания.

Представлены сведения о занятиях Герцена в период ссылки, когда он состоял мелким чиновником.

На розовом фоне в центре – портрет юного Герцена, выполненный художником Витбергом. Он был выслан невесте из ссылки, как предложение руки и сердца.

Влюбленные не ждали истечения наказания, бракосочетание состоялось во Владимире. Брак получился и счастливым, и трагичным до предела, имели место и измена жены, и примирение.

Были смерти нескольких новорожденных, гибель в кораблекрушении матери Герцена и его сына Николая.

Воссоздание семейных комнат

Музей Герцена попытался разнообразить выставочные витрины и стенды видами интерьеров реальных комнат.

В зеленых тонах показан кабинет, от обоев и обивки мебели до потолочной люстры и настольного светильника. Меблировка подобрана из изделий, бытовавших в ту пору в домах русских интеллигентов.

Две нагревательных поверхности печей по углам, книжный шкаф и мягкий гарнитур дополняются картинами и приметными вещицами.

Возле двери висят часы, совмещенные с метеорологическими приборами, на секретере – часы с отсутствующим циферблатом (временно находится на реставраци).

На откинутой столешнице личные вещи Герцена, в том числе печать с бюстом Шиллера вместо ручки, колокольчик для вызова слуги, силуэт друга – Огарева.

Выше размещен портрет жены Герцена, выполненный художником Карлом Рейхелем в 1842 году, работы этого живописца имеются в Третьяковке и Русском музее. Неизвестен автор живописного пейзажа, висящего над заполненным томами книжным шкафом.

Второй комнатой, которую представляет музей Герцена, закономерно выступает гостиная, обычная в подобном жилье. Мебельный гарнитур очень похож на предыдущий, даже обивка такая же, в диссонанс с бордовыми в полоску обоями. Закрытый сервант украшен стильной вазой, по сторонам размещены мужской и женский портреты.

Автором работ предположительно был художник Иоганн Барду, изображены на них отец Герцена Иван Алексеевич Яковлев и его сестра.

В овальной раме над диваном – портрет Александра Алексеевича Яковлева, дяди писателя и отца его жены.

Он был видным чиновником генеральского статуса – обер-прокурором Святейшего синода, высшего после императора церковного органа после отмены патриаршества Петром Великим.

Свидетельства российской истории

Одной из выставок исторического плана музей Герцена повествует о его литературной работе. Застекленный стенд содержит первые издания произведений, некоторые с пометками и дарственными надписями. Что характерно, зная о полицейской слежке за своими знакомыми, Герцен старался не указывать адресата подарков, чтобы не навлечь на людей неприятностей.

Витрина возле смежной стены рассказывает о литературной жизни страны во времена Герцена. Помещены портреты писателей той поры, выделяется характерным обликом Николай Васильевич Гоголь. Виды тогдашней Москвы, макет одного из храмов, интересные панорамные городские пейзажи дополняют литературную экспозицию.

Две серии изображений на смежных стенах следующей экспозиции словно противопоставляются друг другу, и это верное впечатление.

Слева размещены портреты литераторов, в разное время подвергавшихся преследованиям за свои политические воззрения. Возглавляет галерею выполненный в профиль портрет Герцена, исполненный художником Пановым.

Эта работа считается одним из лучших его произведений. Большинство посетителей без труда узнают и остальных изображенных.

Напротив портретов преследуемых представлены рисунки зданий, где размещались органы политического сыска. Здесь же портреты гонителей прогресса, главный из подобных персонажей – Александр Христофорович Бенкендорф.

Участник войны с Наполеоном, граф и генерал, он был преданным слугой правящего режима.

Возглавляя третье отделение императорской канцелярии, имея в подчинении подразделения жандармерии, Бенкендорф организовал систему подавления инакомыслия.

Жизнь Герцена за границей

Практически половина сознательной жизни Герцена проходила за границей, он покинул Россию в 1847 году и проживал в основном в Париже и Лондоне. Во Франции он стал участником буржуазной революции и свидетелем ее поражения.

Разрабатывал теорию крестьянского социализма уже в Англии, где основал Вольную русскую типографию.

Издаваемые альманах Полярная звезда и газета Колокол распространялись в России нелегально, формируя прогрессивное мировоззрение и пропагандируя свержение самодержавия.

Кабинет Герцена в издательстве Трюбнера, где печатались упомянутые издания, воссоздан при помощи зарубежных музейных организаций.

Разнообразно оформленный зал, кроме рабочего стола и шкафов с книгами, содержит целый ряд интересных экспонатов.

Среди них бюст Герцена работы скульптора Грасса, аллегорическая картина Боголюбова – Апофеоз Полярной звезды и Колокола. Разнообразны описания мест пребывания Герцена за границей.

Уже виденные на общем снимке помещения экспонаты, представляющие места пребывания Герцена, представлены и в приближении. Городские виды помещены в металлические обрамления, имитирующие уличные вывески, даже внутренняя стена помещения оформлена как наружная, вплоть до осветительных фонарей.

Под размещение экспонатов музей Герцена использует и оконные проемы, в каждом из которых помещена отдельная экспозиция. В сочетании с рекламными указателями подсвеченные изнутри окна на фоне имитации наружной отделки здания выглядят вполне натурально, как осматриваемые прохожими окна.

Еще один фрагмент экспозиции включает как центральный элемент часть афишной тумбы. На фоне печатных листов и фотографий выписаны крылатые выражения Герцена и выдержки из его произведений. Правая стена имеет фоном размытые изображения зданий, на ней помещен живописный летний пейзаж.

По другую сторону тумбы расположен портрет Герцена, выполненный неизвестным художником. Зато известно, что нарисована картина с фотографии, выполненной Левицким на одном из заседаний. Задумчивую позу и внешнее сходство художник сохранил, ограничив изображение поясным портретом, хотя на фото сидящий Герцен – в полный рост, со скрещенными ногами.

Покидаем музей Герцена

Еще одна оконная экспозиция встречается при выходе, когда посетителями осмотрен весь музей Герцена. Среди рисунков и печатных изданий есть два предмета, напоминающих о семейной трагедии Герценых.

Речь о гибели в кораблекрушении по пути в Ниццу 8-летнего сына Николая вместе с наставником и своей бабушкой по отцу.

Швейцарский педагог Шпильман научил глухого от рождения мальчика говорить и писать, но погиб вместе с воспитанником.

На нижней полке здесь выставлен собственноручно сделанный Колей игольник. Который он подарил матери. Выше находится случайно найденная перчатка мальчика с запиской, написанной безутешной Натальей Александровной. Никого из погибших обнаружить не удалось, на обеих предметах рукой матери написана дата трагедии – 16 ноября 1851 года.

Сочувствуя драме семейства, не следует зацикливаться на самом печальном эпизоде в его существовании. Перечитайте 12 стульев, ведь Бендер по прибытии с Рязанского вокзала увидел особняк розовым. Помимо возможного изменения окраски при недавнем ремонте, это можно трактовать и как неточность Ильфа и Петрова, но предпочтительно — как счастливое предзнаменование.

дом-музейисторияМоскваРоссияшкольные экскурсии

Источник: https://countryscanner.ru/dom-muzey-a-i-gercena/

История[ | ]

Особняк на Сивцевом-вражке, 27. Фотография конца XIX — начала XX веков

Здание[ | ]

Музей располагается в одноэтажном деревянном особняке с мезонином, возведённом в 1820 годах и приобретённом генералом Сергей Тучковым сразу после его постройки. Александр Герцен получил участок в наследство от отца Ивана Яковлева, который выкупил особняк в 1839 году.

Герцен прожил в особняке с 1843 по 1847 года и написал здесь повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?», «Письма об изучении природы»[1]. В гостях у него бывали Василий Боткин, Виссарион Белинский, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Михаил Щепкин[2][3].

В 1892-м здание было перестроено и лишилось декоративных элементов в стиле ампир[4].

В 2008—2012 годах в особняке производилась крупная реставрация: были заново обшиты стены, заменены несущие конструкции и восстановлены интерьеры. Открытие музея после ремонта было приурочено к празднованию 200-летия со дня рождения Герцена.

На новой экспозиции «Вещи, которые были для нас святыней» выставлялись документы и предметы быта, переданные музею родственниками писателя[4][5].

В 2016 году стало известно о хищении средств, выделенных Министерством культуры на реставрацию музея[6][7].

Основание музея[ | ]

Портрет Александра Герцена с сыном в коллекции дома музея

В 1934 году в особняке Герцена открылась временная литературная выставка, посвящённая жизни писателя. На ней были представлены фотографии и портреты семьи, а также прижизненные издания произведений[8].

Музей был основан в 1968 году по указу Исполкома Моссовета[4] как филиал Государственного литературного музея. Открытие постоянной экспозиции состоялось в 1976 году[5] по инициативе правнуков писателя — Натальи Герцен и Леонарда Риста.

С 1972 по 1982 года они перевезли в музей более трёхсот экспонатов: книги с автограф Герцена, редкие рукописи, предметы быта и личные вещи[8].

С 1987 года музей активно сотрудничает с семьёй, зарубежными коллегами и друзьями писателя. На начало 2018 года собранные материалы и раритеты, связанные с жизнью Герцена, составляют бо́льшую часть мемориальной экспозиции[8].

В состав музея входит усадьба, двор и пристройка, в которой расположены два конференц-зала для выставочных проектов[9]. После реставрации в пристройке была открыта мультимедийная выставка, посвящённая жизни Герцена в эмиграции[3].

Экспозиция[ | ]

В фондах хранятся более пятисот экспонатов: фотографии, письма, семейные портреты, прижизненные издания книг, предметы, принадлежащие семье писателя[9].

Экспозиция музея состоит из двух частей: в здании особняка находится постоянная выставка «Герцен в России», в пристройке — мультимедийный зал «Герцен на Западе»[9]. В главном здании музея полностью восстановлена жилая обстановка дома[10].

Здесь хранится детская перчатка погибшего в кораблекрушении сына, предсмертное изображение жены Натальи Герцен, портрет Александра Герцена работы художника Витбера 1836 года, рисунки дочери Натальи Александровны. На стене висит генеалогическое древо рода Герценых, подаренное правнуком писателя Майклом Герценым[3].

В число экспонатов также входят: детский стакан писателя с надписью «Шушка» — детское прозвище писателя, первое литературное сочинение, опубликованное в 1836 году, предметы первой жены Натальи, портрет Герцена с сыном Александром, канделябры, картина «Апофеоз „Полярной звезды“» и «Колокола».

В книжных шкафах выставлена литература XVIII века, в том числе труды Монтескье, Руссо, Монтеня[3].

В пристройке хранятся документы и материалы из жизни Герцена в Париже. Здесь установлен фрагмент интерьера книготорговой лавки издателя Николая Трюбнера в Лондоне, в магазине которого продавались работы писателя. Тут же стоит бюст Герцена работы Филиппа Грасса 1858—1859 года[4][10].

14 декабря 2012 года в память о восстании декабристов была открыта постоянная экспозиция «„Я служил на пользу России словом и делом…“ Жизнь и судьба Александра Герцена»[11]. Для визуализации информации музей установил сенсорные киоски и звуковые инсталляции. В число новых залов входит «Студенческая комната 1830-х годов», «Лавка Трюбнера», «Зарубежный город»[11].

Мероприятия[ | ]

Выставка «Близнецы», посвящённая книжной коллекции Татьяны и Сергея Бархиных

Музей осуществляет активную научную и выставочную деятельность.

В доме Герцена проводятся экскурсии для детей школьного возраста, лекции, посвящённые истории и литературе, а также устраиваются музыкальные вечера и научные конференции[5].В апреле 2016 года была открыта выставка «Герцен-Музей-Герцен.

Сорок лет спустя», посвящённая 40-летию со дня открытия. На мероприятии выступали научные сотрудники учреждения и родственники писателя[12].

В январе 2017 году открылась выставка книжной коллекции Татьяны и Сергея Бархиных, на которой были представлены уникальные детские издания и работы семейного издательства «Близнецы»[13].

Помимо этого, руководители музея устраивают еженедельные экскурсии по соседним улицам, в которых расположены другие филиалы Государственного литературного музея[14].

Литература[ | ]

  • Желвакова И. Осколки былого // Наше наследие. — Москва, 2012. — Вып. 101.
  • Хмелевская Н. Герцен-Музей-Герцен. Взгляд из XXI века // Культура и время. — Москва, 2016. — Вып. 3. — С. 110—126.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%90._%D0%98._%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Дом-музей А.И. Герцена

Дом-музей А.И. Герцена

А в 1976 году в особняке разместился единственный в России герценовский музей, постепенно, год за годом, сосредоточивший в своих стенах огромное наследие писателя.

Этот особняк как во времена Герцена, так и в XX веке собирал многих известных литераторов, актеров и художников.

В 40-е годы XIX века здесь бывали Петр Чаадаев, Тимофей Грановский, Николай Огарев, Иван Тургенев, а в советские времена — Булат Окуджава, Натан Эйдельман, Юрий Давыдов, Фазиль Искандер, Олег Чухонцев, Давид Самойлов. Анатолий Рыбаков здесь впервые читал «Детей Арбата» — за три года до официальной публикации.

Музей включает в себя усадебный дом, двор и пристройку. Особенно любопытна мультимедийная экспозиция, посвященная жизни писателя в эмиграции, она создана в пристройке дома после недавно проведенной реставрации музея.

Родословная рода Герцена

Изучением генеалогии активно занимался праправнук А.И. Герцена — гражданин США Майкл Герцен. Не так давно он прислал в подарок музею генеалогическое древо рода Герцена, на основе которого и была создана родословная.

По отцовской линии род происходит от Андрея Кобылы (как и Романовы, они приходились родней первой жене Ивана Грозного Анастасии Романовне).

В XVII–XVIII веках в роду Яковлевых были и дворовый воевода, и дьяк Большой казны и Поместного приказа, и докладчик при императрице Екатерине I, и генерал-поручик и член военной коллегии, и президент юстиц-коллегии, и обер-прокурор Священного синода.

Рядом с генеалогическим древом можно увидеть герб отца писателя — Ивана Яковлева. Он был в близком родстве и с Шереметевыми, и с Сухово-Кобылиными. На гербе изображена золотая корона, два серебряных креста и щит, который держат два льва. Под щитом надпись «Бог, честь и слава».

Портрет А.И. Герцена работы его дочери Натальи Герцен

Наталья — старшая дочь Герцена. Всего в семье писателя было одиннадцать детей.

От первой жены Натальи Александровны до зрелого возраста дожили всего трое: Саша, старший сын Герцена, врач, известный ученый-физиолог, Наталья (Тата, как ее называли дома), старшая дочь Герцена, самая красивая, самая талантливая из его детей, серьезно занималась живописью.

Замуж она так и не вышла, посвятив себя семье, сестрам, племянникам. После смерти отца она стала хранительницей семейного архива, посвятила себя собиранию и популяризации наследия Герцена.

И Ольга Герцен, которая родилась за два года до смерти матери, ее воспитывала немецкая писательница и переводчица Мальвида Мейзенбуг, близкий друг семьи. Ольга вышла замуж за французского историка Габриеля Моно. К дню их свадьбы Фридрих Ницше написал и подарил им ноты музыкальной пьесы в четыре руки (великий философ в то время увлекался музицированием и композицией).

Печальна судьба Лизы — дочери писателя от второго брака с Натальей Алексеевной Тучковой-Огаревой (бывшей женой Николая Огарева), с которой Герцен стал жить в гражданском браке с 1857 года, спустя пять лет после смерти первой жены. Обвенчались они только в 1869 году.

Лиза долгое время не знала, что она дочь Герцена, была уверена, что ее отцом является Николай Огарев. В 17 лет она влюбилась в 44-летнего французского ученого Шарля Летурно и покончила жизнь самоубийством из-за неразделенной любви во Флоренции в декабре 1875 года.

Об этом случае написал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

Личный стаканчик писателя с надписью «Шушка»

Чудом сохранившийся детский стаканчик Герцена с растительным узором и выгравированной надписью «Шушка», как называли Сашу Герцена в детстве.

Статья Герцена «Гофман»

Это первое опубликованное литературное сочинение писателя было напечатано в журнале «Телескоп» за 1836 год.

Письмо Н.А. Захарьиной Герцену

Наталья Александровна Захарьина была незаконной дочерью дяди Герцена, воспитывавшейся у тетки, своевольной и властной Марии Алексеевны Хованской (урожденной Яковлевой).

Первое письмо Герцену Наташа написала перед его отправкой в ссылку.

Родственники не давали согласия на ее брак с «бунтовщиком», тогда в 1838 году Герцен дважды приезжает из Владимира в Москву, куда ему запрещен въезд, увозит невесту и венчается тайно.

Фрагмент экспозиции, посвященный Наталье Александровне Герцен

В небольшой комнатке в конце анфилады выставлено несколько предметов, принадлежавших первой жене Герцена: Новый Завет, ее кошелек, а также акварель Ж. Массе 1852 года, изображающая Наталью Александровну в гробу.

В эмиграции в Париже она влюбилась в друга Герцена — поэта Георга Гервега. «…Неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным искало иной симпатии и нашло ее в дружбе с Гервегом», — сказала Наталья Александровна мужу. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой жили в одном доме.

Затем Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги все же уехали, но немецкий поэт распустил слух, что Герцен подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал ее соединению с любовником.

А на самом деле Герцен и Наталья на некоторое время даже расстались — им требовалось время, чтобы все осознать, пережить и решить, как быть дальше. Наталья Александровна сознательно все обдумала и осталась с Герценом — недостойное поведение Гервега сорвало с него весь романтический флер.

Позже в «Былом и думах» Герцен напишет: «Любовь каким-то чудом пережила удар, который должен был ее разрушить».

В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер.

Телеграмма, которую Александр Герцен отправил своему сыну незадолго до смерти

Портрет А.И. Герцена с сыном Александром

Художник неизвестен, но время создания портрета — во время пребывания Герцена с семьей в Петербурге между двумя ссылками в 1840 году — делает возможным авторство Александра Витберга, которого также в это время освободили от ссылки. В те времена в России было не принято рисовать маленьких детей на руках у отца, эта картина — исключение из правил.

Прижизненное издание «Сороки-воровки»

Именно в этом доме знаменитый актер Малого театра Михаил Щепкин  рассказывает историю «Сороки-воровки» — зарисовку о судьбе русской крепостной актрисы. На основе рассказа основоположника русской актерской школы Герцен пишет одноименную повесть.

Рядом на стене портрет Щепкина в роли Репейкина из водевиля «Хлопотун». Это автолитография, сделанная художником Н.В. Барановым в 1826 году.

Кстати, Щепкин был «первый сколько-нибудь близкий человек из дома, с которым я увидался в Лондоне», скажет Герцен спустя несколько лет, будучи уже в эмиграции.

Мартиролог

Перед отъездом за границу Герцен пишет статью, в которой приведен своеобразный «мартиролог» русской литературы: «Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок.

Рылеев повешен Николаем.

Пушкин убит на дуэли, тридцати восьми лет.

Грибоедов предательски убит в Тегеране.

Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе.

Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет.

Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет.

Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой.

Полежаев умер в военном госпитале после восьми лет принудительной солдатской службы на Кавказе.

Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки.

Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги…

«Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!» — говорит Писание. Но русскому народу нечего бояться, ибо ничем уже не ухудшить несчастной его судьбы».

Канделябры

По легенде, были куплены Герценом, когда он ожидал в гости Чаадаева и Боборыкина.
Удивительная деталь, характеризующая эпоху 40-х годов: друзья упрекали Герцена за ненужную роскошь (подсвечники куплены после получения наследства отца). А на сторонний взгляд — очень скромное украшение для большого особняка.

«Апофеоз «Полярной звезды» и «Колокола»

Знаменитая картина «Апофеоз «Полярной звезды» и «Колокола» была создана группой русских художников под руководством академика Боголюбова (внука А. Радищева) и подарена Герцену в 1860 году. На темном фоне — звонящий колокол в окружении аллегорических фигур.

По его поверхности три ряда надписей, уловивших общественное звучание газеты, стиль и качество публицистики Герцена: «Гласность. Правда. Талант»; «Философия. Благородство и твердость. Любовь и смелость. Острота. Беспристрастие. Деятельность. Желчь. Поэзия и ирония. Самобытность.

Самоотвержение»; «Для спасения родной России, слит в Лондоне в 1/2 XIX века. Свобода русского слова».

Свободное слово Герцена

Огромная тумба в углу заклеена множеством «афиш», на каждой высказывания писателя:

— Я нигде не вижу свободных людей и я кричу «Стой!» — начнем с того, чтобы освободить самих себя.

— Мы вовсе не врачи — мы боль, что выйдет из нашего кряхтения и стона, мы не знаем — но боль заявлена.

— Любите свободу даже с ее неудобствами.

— Наша сила — в силе мысли, в силе правды, в силе слова.

— В себе самом человек должен уважать свою свободу, чтить ее не менее, как в ближнем, как в целом народе.

— Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри… народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы.

— Я друг республики, я друг демократии, но гораздо более друг свободы, независимости и развития. Если мне возразят: «Да может ли быть свобода и независимость вне республики и демократии?», я отвечу, что и с ними они не могут быть, если народ не дорос до них».

И здесь же телеграмма о смерти Герцена. Писатель говорил: «Моя жизнь прошла между Воробьевыми горами и Примроз-Гилем» (предместье Лондона). Однако похоронен писатель в Ницце согласно его завещанию: «Похоронить в виду Средиземного моря, где было кораблекрушение, где похоронена первая жена, дети».

О музее рассказали заведующая Домом-музеем Герцена Ирэна Желвакова и научный сотрудник Светлана Головко

Музей

Пер. Сивцев Вражек, д. 27
Время работы: вт., ср., пт., сб., вс. — с 11.00 до 18.00, чт. — с 14.00 до 20.00.

Источник: http://www.mn.ru/moscow/87670

Дом-музей А.И. Герцена — коллекция музея и как добраться

Дом-музей А.И. Герцена

Александр Иванович Герцен – великий русский публицист, литератор, философ, педагог и общественный деятель, сторонник революционного движения, появившегося в Российской империи в первой половине XIX в.

Он был борцом за свободу и права крестьян, горячо поддерживал идеи социализма и участвовал в народнических движениях. А.И. Герцен пережил несколько ссылок, но возвратился в Москву и продолжал упорно трудиться.

Удары судьбы, лишения, бедственное положение не сломили его сильный дух.

Писатель принимал активное участие в общественно-литературной жизни общества. Он был хорошо знаком с известным русским критиком В.Г. Белинским, дружил с поэтом и публицистом Н.П. Огаревым.

В 1847 г. А.И. Герцен уехал за границу, жил во Франции, Швейцарии, Англии. В эмиграции он основал собственную типографию, где издавал запрещенные книги, и учредил революционную газету «Колокол».

А.И. Герцен был чрезвычайно одаренным и образованным человеком, которому выпала тяжелая судьба.

Но несмотря ни на что он никогда не изменял собственным принципам, всегда был верен себе и тем идеалам, которые сформировались у него его еще в годы ранней молодости.

Над самым известным своим произведением – «Былое и думы», писатель работал больше 10 лет. Книга содержит ценные воспоминания и философские размышления о жизни в России и Европе в середине XIX в.

Дом-музей А.И. Герцена в Москве – единственное в России и потому уникальное учреждение, посвященное жизни и творчеству этого выдающегося писателя.

История создания Дома-музея А.И. Герцена

Музей А.И. Герцена основан в доме, который отец писателя Иван Алексеевич Яковлев купил в 1839 г. у местного помещика. Писатель поселился в этом здании почти сразу после возвращения из ссылки и прожил там 4 последних года своего пребывании в России, то есть с 1843 по 1847 гг.

Дом, где сейчас располагается музей А.И. Герцена, был построен в стиле ампир в середине 1820-х гг. Первым владельцем здания была актриса Императорского театра А.Т. Сабурова, затем его выкупил богатый помещик и генерал С.А. Тучков, а после – отец писателя. Когда А.И. Герцен покинул Россию, дом перешел во владение его сводного брата, а с 1870-х по 1912 гг. принадлежал Т.А. Лопухиной.

До 1892 г. здание не перестраивалось, но уже в начале ХХ в. время его внешний фасад утратил высокие черты стиля позднего классицизма. В 1968 г. по решению Исполкома Моссовета в доме учредили филиал Государственного литературного музея, посвященный А.И. Герцену.

В связи с тем, что многие детали дома были сделаны из древесины, с 2008 по 2012 гг. была проведена полная реставрация постройки. При этом внешний вид здания стремились сохранить неизменным. В апреле 2012 г. в честь празднования 200-летия со дня рождения писателя Дом-музей А.И.Герцена был снова торжественно открыт.

Коллекция музея

Поскольку жизнь и творческая деятельность А.И. Герцена проходила как в России, так и на Западе, было принято решение разделить музей на два экспозиционных комплекса.

Первый отдел содержит мемориальную коллекцию, представляющую собой собрание принадлежащих писателю личных вещей, большинство которых было передано музею потомками Герцена.

Также в этом комплексе находятся редкие портреты литератора, его рукописи, автографы, рисунки с изображением современной ему России, воссоздан внешний вид рабочего кабинета и гостиной.

Вторая часть музея, названная «Герцен на Западе», располагается в пристройке. В ней содержатся экспонаты, позволяющие погрузиться в атмосферу европейской жизни середины XIX в.

Здесь можно познакомиться с изображениями видов городов, в которых работал писатель (Париж, Женева, Лондон), услышать их «музыку», прикоснуться к мирному течению жизни позапрошлого века.

Для создания специфических эффектов комплекс оснащен мультимедийным и звуковым оборудованием.

Кроме двух упомянутых отделов, в музее находятся несколько залов, где проводят регулярные выставки и мероприятия, посвященные не только жизни и творчеству А.И. Герцена, но и деятельности известных российских дворян-революционеров XIX в.

Как добраться

Дом-музей А.И. Герцена расположен по адресу: Сивцев Вражек, д. 27. Добраться до него можно несколькими способами:

  • От отеля по ул. Страстной бульвар, 4/3: на автобусе маршрута «т15» от пл. Пушкинская до «переулка Сивцев Вражек» или на автобусе «м10» от Китай-города до пл. Театральной, а затем на маршруте «м3» до остановки «Дом Ученых». Расстояние: 2,8 км.
  • От гостевого дома по ул. Волоколамское шоссе, 96/2: на 7 ветке метро от ст. Тушинская до ст. «Улица 1905 года», а затем на автобусе маршрута «т79» до пл. Смоленской. Расстояние: около 17 км.
  • От мини-гостиницы на Новом Арбате, 12 проще всего дойти пешком через Арбатский переулок, ул. Арбат и переулок Калошин. Расстояние: 1 км.

Источник: http://happy-galla.ru/kuda-poyti/dom-muzey-a.i.-gertsena

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики