Vigoda

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

Содержание

Буддистский храм в Санкт-Петербурге

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

В начале XX века вдали от центра Санкт-Петербурга, в Старой деревне, был возведен Буддистский храм, необычный для восприятия большинства россиян. Здание словно возникло из восточной сказки. Рядом — деревья с флажками-оберегами и стойки с деревянными барабанами.

Каждый посетитель старается покрутить эти молитвенные барабаны и загадать желание. В народе же считается, что вращение барабана приносит удачу, здоровье и благополучие. А чтобы чудо сбылось, главное — не перепутать направление. Вращать нужно по часовой стрелке.

Есть тут и скульптуры львов, напоминающие, что мы все же в Санкт -Петербурге.

Буддистский храм, название которого «Дацан Гунзэчойнэй», можно смело отнести к необычным и интересным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Посетив его, Вы можете чуть-чуть окунутся в восточный мир. Службы здесь проходят совсем не так, как в православных храмах.

В Санкт-Петербурге Буддистский храм расположен недалеко от Елагина острова и посетить его удобно до или после прогулки по ЦПКиО им. Кирова.

Как вести себя в буддистском храме

Войти в Буддистский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддисткого храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы 
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы  
  • Одежда посетителей – в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда – чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан – это буддистский монастырь). Лама – это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Молитвенные флажки и барабаны

У каждой религии есть свои священные предметы, которые помогают совершать молитвы. У мусульман это четки, у христиан и католиков — крест, а у буддистов, это молитвенные флажки и барабаны. И, конечно, придя в Буддистский храм, Вы сразу увидите эти священные атрибуты.

Молитвенные барабаны

На цилиндрах молитвенных барабанов нанесены мантры и молитвы. Мантра – это стих, заклинание — священный текст, слово или слог в таких религиях, как индуизм, буддизм и джайнизм. Барабаны нужно вращать по часовой стрелке.

Молитвенные флажки

Молитвенные флажки представляют собой кусочки ткани с написанными на них молитвами. Разноцветные флажки необходимы, чтобы благословить данную территорию и защититься от злой магии. Согласно учению, когда флажки раскачивает ветер, молитвы возносятся ввысь.

В Буддистском храме есть два ритуала для накопления молитвенных заслуг:

  • Обход святого места, например дацана или ступы, обычно это делают 3, 7 или 21 раз
  • Вращение барабана. В дацане Санкт-Петербурга на барабанах начертана мантра Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум» (Авалокитешвара — это божество Сострадания). Если вращать барабан вокруг своей оси с верой в сердце, то прихожанин достигает просветления.

Из истории

Буддистский храм Санкт-Петербурга построен на берегу Большой Невки по проекту архитекторов Николая Березовского и Гавриила Барановского в 1909 – 1915 годах. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 года в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В качестве образца здания был взят тибетский соборный храм, так называемый цогчен-дуган, который, был видоизменен в духе северного модерна (слово дуган означает «дом собраний»).

Во время Гражданской войны дацан был разграблен, службы в нем прекратились. В советское время здание использовалось для размещения самых разных организаций — от военной радиостанции до зоологической лаборатории. В 1990 году Буддисткий храм передан верующим.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21125.htm

Дацан Гунзэчойнэй – буддийский храм в Санкт-Петербурге | Фото +

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

В Санкт-Петербурге есть необычное для наших мест сооружение – здание буддийского храма Дацан Гунзэчойнэй. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». В статье представлены: дацан на фото и видео, расписание, карта, адрес, расписание служений, контакты.

История буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге

Есть мнение, что первые буддисты появились в Санкт-Петербурге в начале XVIII века, во время строительства Петропавловской крепости. Это были волжские калмыки. Как долго они пробыли в Петербурге не известно. Но согласно переписи населения 1869 г.

в городе проживал всего один буддист. Но, к 1897 г. ситуация с буддистами улучшилась, их количество составило 75, а в 1910 г. – 184 человека.

Это были калмыки, буряты, иностранные буддисты восточных стран, а также аристократические представители модного в то время в Европе течения «теософо-буддизма», или «необуддизма».

В 1898 г. Петербург посетил посланник XIII Далай-ламы бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. По его инициативе было подано ходатайство о строительстве небольшой буддийской молельни. Но возведение началось только в 1909 году по проекту архитекторов Березовского Н.М., Барановского Г.В. и Берзена Р.А.

Много трудностей и преград пришлось преодолеть при строительстве дацана. В результате буддийский храм в Петербурге был освещен только в 1915 г. Уже к концу 1916 года, в результате постоянных военных действий в то время, буддисты покинули город. В советский период трудные времена были для дацана.

Только в период 1920 – 1933 гг. буддийском храме  проводились религиозные службы. В последующее время в дацане Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге размещались и военная радиостанция, и лаборатории зоологического института. И только в 1990 г.

буддийский храм Гунзэчойнэй вновь стал действующим в религиозных целях.

Наша фото прогулка по дацану Гунзэчойнэй

Несколько фото буддийского храма:

Ступа и барабаны с буддийскими мантрами.

В каждом барабане находится священная трава и бумага с мантрой Ом Мане Падме Хум, написанной 10800 раз. Нужно прокрутить все барабаны хотя бы разочек и будет вам счастье!

Источник: https://frog-travelers.ru/buddijskij-hram-datsan-gunzechojnej-v-spb-sankt-peterburge-adres-raspisanie-foto-video/

Достопримечательности и святыни Буддийского храма в Санкт-Петербурге

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

Есть в Петербурге немного неожиданная и дорогая восточная постройка. К тому же, это одно из самых северных культовых зданий в мире, где служат буддийские монахи. Речь идет о «Дацане Гунзэчойнэй», буддийском храме в Санкт-Петербурге.

«Гунзэчойнэй» – сокращенное название храма, которое хоть как-то способен произнести турист, а «дацаном» храм назван потому, что здесь не только совершают службы, но и постигают учения тибетского буддизма. За дыханием настоящего Тибета и освящением души и тела ноги будут сами нести сюда не раз.
Молитвы уже записаны на барабанах, нет нужды в словах, просто вертите барабаны по ходу солнца.

Контакты

Адрес буддийского храма «Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге: проспект Приморский, 91.
Справки по тел.:

  • +7 (812) 430-9740,
  • +7 (812) 430-0341.
  • Добраться до храма не составит особых усилий, хоть это и не центр города: 10 минут пешком от станции метро «Старая деревня» по Липовой аллее до проспекта.
  • Разыскивать здание долго не придется: развевающиеся лоскутки с молитвами на ограде вы заметите сразу.

Посещение. Режим работы

Для посещения храма нет ограничений по половому или религиозному признаку. Открыт он с 10 до 19, исключая среду.
Есть определенные правила, которых стоит придерживаться:

  • Нельзя заходить в алтарный зал (дуган) в обуви (есть вариант купить на входе бахилы).
  • Недопустимы непристойная одежда (в том числе шорты) и головные уборы.
  • Запрещены прикосновения как к гостям, так и к монахам.
  • Садиться на возвышенности позволено только монахам, для остальных есть скамейки или ковер. Причем сидеть можно не во всех позах (можно в лотосе/полулотосе), не стоит вытягивать ноги к алтарю.
  • Запрещено обходить фигуры и ступы не по часовой стрелке, оказываться спиной к статуе Будды.
  • Снимать можно только во дворе дацана.
  • Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования на деятельность храма.
  • Недопустимо заходить в дуган после начала службы (это неуважение по буддийским меркам), разговаривать.
  • Можно обратиться за благословением к ламам после службы. Если он к вам прикоснется каким-то предметом, оно получено, и можно поклониться у алтаря. Затем следует налить в левую руку освященную воду из чайника, совершить 3 глотка, умыться и ополоснуть голову.

Если очень хочется посетить храм группой, нужно записаться в киоске возле дацана. Если нужна бесплатная экскурсия, по субботам в 17:00 ее лично проводит Цультим лама, объясняя детали буддизма и ритуалы. Кроме того, если вас интересуют астрология, тибетская медицина или даже тибетский язык, это здесь тоже практикуют (правда, медуслуги платные).

Расписание богослужений

Присутствие на буддийских молебнах – хуралах – разрешено всем. Есть постоянные службы, а расписание дополнительных можно посмотреть на сайте дацана. Кстати, если сделать пожертвование, в хурале будет упомянуто ваше имя и просьба о вашем благополучии.

  • 10:00–12:00 – ежедневный хурал Защитнику Лхамо, покровителю храма.
  • 15:00–16:00 – ежедневный хурал в честь Будд прошлого, настоящего и будущего времени.
  • 15:00 – воскресное чтение сутры Золотого Света. Считается, с помощью этого хурала происходит очищение сознания и кармы.

Развевающиеся тряпочки, по мнению буддистов, быстрее доносят молитвы ввысь.

Где рядом можно остановиться

Если очень хочется и договоритесь с главным ламой буддийского храма в Санкт-Петербурге, в 15-й лунный день получите «прибежище». Но дольше нескольких дней никто в дацане не проживает.

Зато совсем рядом 5-этажное здание принимает паломников на проживание (кстати, там можете увидеть и разных лам).

Здание не потеряете из виду – на нем много мемориальных плит, посвященных служителям местного культа.

История создания

Конец XIX в. был для Санкт-Петербурга временем новых религиозных и философских веяний. Прибывшим в город приверженцам буддизма из Калмыкии и Бурятии, а также необуддистам не хватало места для духовных практик.

Этим и было вызвано ходатайство об основании молельни в 1898 г., которое подал учитель буддизма из Бурятии Агван Доржиев, представлявший XIII Далай-ламу.

Несмотря на это желание, собранные ламами и обычными буддистами средства, приобретенный участок для строительства, дацан возвели только в 1915 г.

Строительство длилось 6 лет, использовались долговечные и дорогие материалы (в частности, гранит), были задействованы именитые люди (князья, короли, академики, врачи тибетской медицины и путешественники).

Особо стоит упомянуть художника Николая Рериха и архитектора Гавриила Барановского. Здание было исполнено целиком в духе тибетской архитектуры: вход направлен на юг, к Шамбале, а стены наклонены вовнутрь.

Первая служба, которую в тибетском буддийском храме в Санкт-Петербурге удалось провести в 1913 г., была памятной не только для поклонников Будды, но и для почитателей царской семьи: Романовым исполнилось 300 лет.

Название храму дали длинное и тибетское: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
Помните главное: ни в коем случае не показывайте Будде спину. Навлечете много неприятностей.

По окончании строительства храм недолго использовался по назначению: время было военное, буддистов в Петербурге не осталось, растворились в чужих карманах и богатства дацана. Возобновились молебны только в 1920 г. и то на десятилетие. 1937 г. принес с собой репрессии для служивших при храме монахов.

Здание принимало в своих стенах и радиостанцию, и институтскую лабораторию. Религиозность к дацану вернулась только в 1990 г., и только в 2003 г. домой возвратилась потеря – подаренная королем Сиама статуя Будды. С тех пор на территории дацана появляются ступы в память об умерших служителях культа.

Буддийский храм в Санкт Петербурге — видео

Старинный запрещенный религиозный культ, уникальное для Европы здание, бережно опекаемые тибетские традиции и снующие туда-сюда бритые монахи – это минимум любопытное зрелище. Ну что же, смотрим видео экскурсию в Буддийском храме в Санкт Петербурге.

А как на вас, читатели, отразился визит в это атмосферное место? Поделитесь!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/buddijskij.html

История петербургского дацана «Гунзэчойнэй»

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

24 января 2019, 03:43 1442 список-авторов/золотая-орда»>Золотая Орда

Дацан «Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге (antennadaily.ru)

На севере Петербурга, на Приморском проспекте — рядом с Елагиным островом, находится самый северный буддийский храм.

Первые буддисты появились на берегах Невы еще во времена строительства Петропавловской крепости. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года.

Жили они неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось.

Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина).

В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 кв.м.), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Место в Старой Деревне на берегу Большой Невки было выбрано неслучайно. Канон предписывает возводить монастырские обители в уединённом месте вблизи воды. Участок этот некогда принадлежал Михаилу Васильевичу Шишмареву.

Его родственник Я.П. Шишмарев служил генеральным консулом России в Монголии, он был хорошо знаком с Доржиевым. Так что вполне возможно, что именно Я.П.

Шишмарев и порекомендовал Доржиеву приобрести этот участок в Старой Деревне (Приморский 91).

Согласно канонам, выбор точного места храма определяется путем гаданий

Интересно, что согласно канонам, выбор точного места храма определяется путем гаданий, в расчет принимаются особенности ландшафта и астрологические приметы. После того как место определено, его очерчивают на земле, в центре зарывают сосуд с драгоценностями и травами, а также листами, на которых написаны молитвы и заклинания. После этого начинают закладку фундамента.

Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.

Архитектурный проект храма был разработан Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском.

Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым.

Второе большое богослужение состоялось 9 июня 1914 года по случаю торжественного внесения в храм и освящения будд, подаренных королем Сиама. Известно, что наследный принц Чакрабон, учился в Петербурге в Пажеском корпусе, был женат на Е.И. Десницкой.

Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

Агван Лобсан Доржиев

Доржиев был родом из бурят. Девятнадцатилетним юношей покинул Забайкалье и отправился в Тибет. Но в Лхасу не попал, так как в то время бурятских и калмыцких паломников туда не пускали, а за нарушение запрета грозила жестокая и мучительная смерть. Поэтому Доржиеву пришлось вернуться на родину.

Через несколько лет, скопив деньги на обучение, Доржиев поселился в дацане неподалеку от Лхасы. Закончил обучение в 1888 году и был назначен от этой школы наставником юного Далай-Ламы XIII. Приобрел большое влияние на Далай-Ламу и был им отправлен в 1897 году с секретной дипломатической миссией в Россию.

Доржиеву удалось убедить Далай-Ламу, что русское правительство открыто покровительствует буддистам. Доржиев должен был склонить правительство России к установлению протектората над Тибетом. В 1900-1901 Доржиев совершил ещё несколько поездок в Петербург, соединяя политический зондаж с религиозной проповедью.

В Лхасе Доржиев обосновывал почему Тибету надо искать покровительства в Петербурге тем, что ещё со времен Екатерины Великой все российские самодержцы почитались бурятами и калмыками как воплощения одного из высших божеств – Цаган Дара-Эхе. В России правит Великий Белый Царь (Цаган Батор), в России находится легендарная Счастливая Страна – Шамбала.

Его инициативы поначалу успеха не имели. Николай II дал согласие на строительство храма в Петербурге, но православное духовенство было решительно против. Но под влиянием революции 1905 года был издан указ об укреплении веротерпимости. Буддистов официально запретили называть «идолопоклонниками» и «язычниками».

Примерно в это же время (1904) Далай-Лама бежал из Лхасы от англичан, поэтому он стал усиленно искать покровительства России, даже хотел лично посетить Петербург.

22 февраля 1906 года Доржиев в качестве посланца Далай-Ламы был принят Николаем II. Следующая аудиенция состоялась в Царскосельском дворце 23 февраля 1909 года. Наконец было получено принципиальное согласие на постройку храма.

«Аметистовый храм» — такой эпитет возник во времена постройки буддийского храма в Санкт-Петербурге благодаря необычному красно-фиолетовому оттенку гранита, которым он облицован.

Фасад храма отделан грубоколотым гранитом, облицовочным кирпичом, глазурованной плиткой. Эти работы осуществило Восточно-финляндское гранитное акционерное общество из Выборга. Внутренней отделкой интерьеров в 1914-1915 года руководил Николай Рерих.

По признанию самого Н.К. Рериха, именно во время строительства храма он впервые услышал от «одного весьма ученого бурятского ламы» легенду о Чанг Шамбале (Северной Шамбале).

Одновременно Доржиев принялся за строительство четырехэтажного дома по соседству с храмом. Дом строился по проекту Барановского. Доржиев обманул власти, заявив, что дом ему необходим в личных целях и не будет превращен в «учреждение» при молельне.

На самом деле, как он и планировал изначально, в первом этаже была размещена буддистская лавка, а на верхних трех этажах жили монахи, то есть по сути там был устроен монастырь. 30 ноября 1911 года Доржиев въехал в этот дом, объяснив это необходимостью наблюдать за строительством.

Позднее в 1916 году Доржиев построил дополнительный двухэтажный флигель позади этого дома. На первом этаже для монахов была устроена баня и прачечная, на втором этаже были личные апартаменты Доржиева. Флигель был снесен в 1980 году.

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград, так как у дацана не было средств к существованию.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений.

Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

Во время Гражданской войны, в 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет.

В 1922 году с одобрения НКВД при буддийском храме Доржиев учредил неофициальную Тибетскую миссию. То есть это было дипломатическое представительство Тибетского государства, не признанного остальным мировым сообществом. В 1924 году дацан вновь начал функционировать с разрешения советской власти.

В 1937 году в ходе репрессий НКВД арестовал немногочисленных монахов и лиц живших при храме (среди них — бурятские религиозные просветители и русские ученые-востоковеды), бездоказательно обвинив их в работе на японскую разведку.

В газете «Правда» писалось, что «…японская разведка выступает иногда в костюме религиозных проповедников, буддийских и иных священников. Японские агенты, основывая храмы и монастыри, создают хорошо замаскированные опорные пункты для организации шпионажа и диверсий».

По решению тройки НКВД некоторых из арестованных в ленинградском дацане расстреляли, как «участников контрреволюционной шпионской организации» проводящей «активную шпионско-повстанческую работу».

Среди расстрелянных был и известный монголист Базар Барадийн, впоследствии оправданный Решением Верховного суда СССР.

13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ.

После закрытия дацана, и находившейся в нём Монголо-тибетской миссии, здание передаётся во владение физкультурников.

В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести «Старуха» — персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

В конце 1939-го, вскоре после начала финской войны с храма сняли позолоченный ганжир, который мог стать ориентиром при обстреле города. Также были сняты позолоченные украшения, некоторые блестящие детали были закрашены.

Легенды и мифы

Сохранилась легенда, согласно которой в одном из прудов Елагина острова лежат позолоченные осколки статуи Будды. Якобы рабочие, которые после закрытия храма для богослужений выносили из него художественные ценности, не смогли передвинуть ритуальную статую и были вынуждены разбить ее, чтобы вынести по частям. Кроме того, они надеялись найти внутри изваяния сокровища.

Разбитую статую, внутри которой ничего не оказалось, разочарованные рабочие посчитали бесполезным грузом. Они не стали перевозить ее в Музей истории религии и атеизма, подобно другим ценностям храма, а просто выкинули осколки в пруд Елагина острова. Когда спохватились, было уже поздно: поиски фрагментов статуи не дали никакого результата.

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов, здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР. В 1991 г. получил свое нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой его первоначального названия.

С привлечением материалов из книги А. И. Андреева «Храм Будды в Северной столице». 

#дацан, #буддизм, #Агван Доржиев

Источник: https://zolord.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-3/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%C2%AB%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B7%D1%8D%D1%87%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8D%D0%B9%C2%BB

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

Дацан Гунзэчойнэй является местом каким-то потусторонним и уникальным по сравнению со всеми другими зданиями, которыми так известен Петербург. Я прихожу в этот храм для того, чтобы забыть обо всем — здесь я нахожу умиротворение, отвлекаюсь от проблем, оказываюсь на другом конце России — где-то в Бурятии, или как будто бы даже в Тибете.

Настолько здесь все пропитано другой культурой, другим мировоззрением и философией, что кажется, будто действительно переносишься сквозь время и пространство. Однажды я сюда пришла тогда, когда несколько лам, скрестив ноги в позе лотоса, делали огромную песочную мандалу прямо в алтарном зале, переговариваясь на бурятском языке.

Ну, скажите мне, как не проникнуться интересом к такому месту?

Где находится и как добраться

Дацан находится относительно далеко от центра города, но доехать сюда не составит никакого труда. Адрес храма — Приморский проспект, 91.

Ближайшая станция метро к дацану — это «Старая Деревня», то почти самый-самый север фиолетовой (пятой) ветки. От этой станции вы можете дойти пешком буквально за 5 минут.

При желании, конечно, вы можете сесть на автобус 93 и проехать всего одну остановку, но, по моему опыту, лучше все-таки пройтись.

Липовая аллея, то есть улица, по которой едет автобус, почему-то всегда загружена на этом участке, так что вы быстрее дойдете.

Еще вы можете доехать до храма от станции «Черная речка». Рядом с метро останавливаются трамваи под номерами 48 и 21 и автобусы 211 и 32 (а также масса маршруток, к примеру, 425, К206 и другие). Вашей остановкой будет ЦПКИО или Липовая аллея, в пути вы проведете около 15-ти минут, если не будет пробок.

Режим работы

Дацан открыт каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00. Помимо этого, на сайте дацана находится подробное расписание молебнов. Каждый месяц расписание изменяется. Посмотреть его вы можете по ссылке.

Правила посещения дацана

В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех.

При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги.

Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.

Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку.

При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать.

Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.

Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.

Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

История храма

Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет.

Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено.

В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.

Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины.

С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих.

Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.

Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.

Строение дацана

Для большинства жителей России, привыкших к православным церквям, устройство храма вызывает массу вопросов: что, зачем и почему? Я постараюсь кратко и доступно рассказать вам о самых необычных и интересных составляющих храма.

Двор

Сам двор храма уже является одной из самых ярких частей комплекса. Величественное здание окружает каменный забор, в котором есть три входа, при это работают из них всего два. Парадный — тот, что со стороны Приморского проспекта, — не функционирует. Все посетители входят через две калитки с западной стороны храма.

Первая интересность — это множество барабанов с надписями на тибетском языке по периметру забора в южной части двора.

Проходить по ним следует по часовой стрелке или, как говорится в буддизме, по ходу движения солнца. Вы можете увидеть, как прихожане крутят эти барабаны, начиная свой круг по двору.

Главное, делать это с добрыми мыслями в своей голове, закладывая смысл в каждое свое действие.

Если пойти дальше вокруг храма, то вы увидите столбы с сотнями разноцветных флажков, повязанных тут и там. Эти флажки называются лунг-та и, как и с барабанами, вешать их так же стоит, думая о добром и светлом; в буддизме вообще рекомендуется их вешать в определенные дни по тибетскому календарю. У каждого цвета — свое значение.

Закончите вы свой обход двора у огромных дверей, ведущих внутрь храма. Его охраняют два льва, символизирующих мужское и женское начало. У них можно попросить соответствующее благословение. Так, я, подойдя к львице, покручу шарик в ее пасти и попрошу ее о благополучии в семье, а вот мужчина, выполнив аналогичную процедуру у льва, попросит о стабильности и успехе в работе.

Дальше ваш путь пролегает вперед — в дацан, через двери, открыть которые у меня самой иногда не хватает сил. Над дверьми высечены надписи на тибетском языке, гласящие, что необходимо очистить свою голову от дурных мыслей и настроиться на благо, прежде чем входить внутрь.

Алтарный зал

Иначе его еще называют дуганом. Это тот зал, войдя в который, вы сразу увидите величественного Будду, мирно смотрящего на каждого посетителя.

У каждой из стен дугана расположены статуи различных божеств, а на самих стенах висят изображения разных созданий, символизирующих определенные вещи в буддизме.

Алтарный зал поразил меня своей гаммой цветов — флажки на столбах чередуются по цвету, над Буддой располагается огромный зонт, защищающий его от бед и невзгод.

В центре зала сидят ламы во время проведения хуралов (молебнов или обрядов). Прихожане начинают свой путь так же, как и вокруг храма — по ходу движения солнца или по часовой стрелке. Отходя от алтаря с Буддой, следует так же двигаться спиной назад — таким образом принято показывать уважение к Будде.

По всему дугану расположены разные символы, несущие сакральный смысл для буддистов. При желании, любой посетитель может оставить пожертвования для храма и для лам, опустив деньги в один из нескольких ящиков.

Как говорится на одном из стендов в холле дацана, так люди подавляют в себе жадность и развивают щедрость.

Мне нравится сидеть здесь на одной из скамеечек по краям зала, спрятавшись от общего взгляда. В дугане стоит особая атмосфера, дающая возможность уединиться в тишине и покое, думая обо всем и ни о чем одновременно.

Верхние этажи

Второй этаж — это вотчина настоятеля храма, Буды Бальжиевича. Чтобы посетить его, нужно прийти в его рабочее время с 14:00 до 19:00 в любой день, когда работает дацан, и занять очередь.

Сколько раз я приходила в храм — к настоятелю всегда была длинная очередь, все скамейки были заняты, люди набивались в маленькую комнатку ожидания.

У него можно проконсультироваться по поводу философии буддизма (по которой он читает лекции по субботам в 20:00), лечению каких-либо заболеваний и личным вопросам.

На третьем этаже, с которого открывается вид на дуган сверху, располагаются кабинеты других лам. Двое из них занимаются тибетской медициной и остеопатией, на сеанс к которым можно записаться в киоске.

Остальные ламы, которые работают на этом этаже, консультируют по другим вопросам — естественно, по вопросам буддизма, личным и разным другим. Так, когда я впервые пришла в дацан и совершенно в нем не ориентировалась, я обратилась к одному ламе с вопросом своего гороскопа.

Полистав несколько книжек, он рассказал мне, что меня ждет в этом месяце.

Практически ко всем ламам на верхних этажах можно попасть без предварительной записи, но, как правило, к ним выстраивается длинная очередь. Так что если захотите посетить кого-то из них, то придется немного потолкаться.

Столовая

Некоторые люди приходят в дацан исключительно ради столовой, в которой можно попробовать настоящую бурятскую кухню. Для меня столовая является неотъемлемой частью храма, так как она дополняет эту восточную, загадочную атмосферу.

Чтобы попасть в столовую, при входе в здание вам необходимо повернуть налево и спуститься вниз. Стены небольшого зала расписаны какими-то красочными бурятскими рисунками, описывающими их жизнь в старину.

В остальном, комната совсем непримечательная — стулья из пластика, несколько столов, небольшое окошко, в котором выдаются и принимаются заказы.

Если вы хотите тут перекусить, то не рассчитывайте на какой-то уровень обслуживания: вы сами подходите к оконцу, говорите, что хотите, и тут же получаете это. Оплата, конечно, только наличными.

Главное блюдо этой столовой — бурятские «хинкали» (это моя личная ассоциация, но так говорить, конечно, не стоит), которые называются буузами.

Даже если я прихожу не голодная, я никогда не могу отказать себе в удовольствии скушать 3-4 штучки — настолько они вкусные, да и готовятся вручную девушками-бурятками, работающими в дацане. Помимо бууз, в меню вы найдете несколько вариаций супов, салатов и чай. Средний чек на одного человека — около 150-200 рублей.

Столовая открыта с 12:00 до 19:00 (кроме среды).

Киоск

Это первое, что видит посетитель дацана после того, как откроет величественные двери. Киоск располагается левее входа в дуган (алтарный зал). Основной ассортимент — это различная литература на тему буддизма и его философии, благовония, четки, тибетские флажки и хадаки. Оплата, как и в столовой, только наличными.

Вводная экскурсия

Каждую субботу в 17:00 приглашаются все желающие посетить бесплатную экскурсию по дацану.

На ней Антон-лама в миру и Цультим-лама в духовном мире расскажет вам вкратце историю постройки дацана, значение каждого элемента в храме, почему, что и как делается, как происходят обряды и, разумеется, осветит для вас все вопросы, касающиеся философии буддизма (поверхностно, конечно же —изучение этой науки требует много-много времени). Я была на этой экскурсии — у меня сложилось впечатление, что мне дали такую информацию о дацане, которую я не смогла бы узнать нигде больше.

Что посмотреть поблизости

При выходе из храма перед вашими глазами предстанет Елагин остров, на котором находится Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКИО). Помимо дворцового ансамбля на острове (скромного и при этом очень красивого), тут вы сможете найти уединение на какой-нибудь скамеечке даже летом, когда все жители округи сбегается в этот парк, чтобы провести здесь отличное время.

Для меня этот парк является из моих самых излюбленных мест с детства — тогда мы сюда приезжали с семьей, чтобы я могла пообщаться с белочками, уточками и прокатиться на катамаране.

Затем я стала сюда приходить сама после уроков, чтобы посидеть на набережной, думая о своем или читая книгу.

Так что здесь отлично сможет провести время каждый человек, любого возраста! Летом здесь проходят разные фестивали, молодежь в погожие деньки валяется на полянках тут и там, наслаждаясь солнечной погодой. Подробнее о парке вы прочтете здесь.

Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики