Vigoda

Большой Гатчинский дворец

Содержание

Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец

Великолепный архитектурный комплекс Гатчинского дворца, без сомнения, главная гордость города, он сильно пострадал подобно многим другим зданиям города воинской славы России.

Во время немецких бомбежек сотрудникам музея, обустроенного здесь сразу после Октябрьской революции 1917 года, пришлось спасать ценнейшие экспонаты, многие из которых все-таки погибли.

При этом почти полностью была утрачена и великолепная отделка дворцовых интерьеров, так что у реставраторов впоследствии было много кропотливой работы.

Более полусотни тысяч ценнейших экспонатов дворца-музея бережно собирались практически с момента его постройки.

Строительство дворца

Для строительства Гатчинского дворца в 1766 году (30 мая – официальная дата его закладки) граф Григорий Орлов пригласил знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди.

Зодчему удалось гениально совместить в одном проекте старинные традиции как России, так и Западной Европы – дворец одновременно напоминал и русскую загородную усадьбу, и средневековый рыцарский замок.

Впрочем, уклон в сторону средневековой Европы все-таки был больше – ведь граф Орлов, заядлый охотник, ориентировался в своих мечтах прежде всего на английский охотничий замок, и архитектор в точности воплотил его пожелания.

Гатчинский дворец и Пудостский камень

Свой средневековый вид Гатчинский дворец приобрел не только благодаря особенностям архитектуры, но и за счет материала, из которого был построен: пудостский камень, известковый туф, разновидность травертина, обладает пористой структурой, которая придает зданию старинный вид. Помимо названного, пудостский камень обладает еще одним интересным свойством: в зависимости от погоды и освещения он меняет свой цвет, так что здание может казаться то серым, то коричневым, то светло-желтым.

Название камень получил от селения Пудость недалеко от Гатчины, где находились его залежи, поэтому многие постройки в самой Гатчине, а также в Павловске и Петербурге выполнены из этого материала: постаменты, мосты и павильоны в Гатчине, здания Биржи и Горного института и скульптуры Ростральных колонн в Северной столице, кроме того, пудостским камнем облицованы стены и колонны Казанского собора.

Большой Гатчинский дворец – владение императоров

Большой Гатчинский дворец представляет собой большую постройку из трех частей: в центре находится главное здание прямоугольной формы с двумя пятиугольными башнями по сторонам, а крытые галереи соединяют его с двумя корпусами – Кухонным и Конюшенным, последний позже был переименован в Арсенальный. Каждый из корпусов выполнен в форме закрытого каре со своим внутренним двором, по его углам тоже располагались башни.

За дворцом был разбит собственный сад, перед входом в который стояли две женские статуи: аллегория Мира с оливковой ветвью в руке и аллегория Войны в шлеме и со львом у ног. Перед главным зданием раскинулся огромный плац, а вход был украшен другими двумя статуями – Благоразумия и Бдительности.

Строительство тянулось долго – целых пятнадцать лет – и было завершено лишь в 1781 году. Григорий Орлов недолго радовался своему детищу – спустя два года он скончался, и Екатерина II, выкупив поместье у его братьев, передала его сыну Павлу.

Гатчинский дворец при Павле I

Гатчинский дворец сменил владельца и вместе с округой был основательно перестроен зодчим Винченцо Бренна.

Итальянцу следовало угодить милитаристским вкусам императора Павла I, даже некогда живописный луг напротив главного дворцового корпуса быстро превратился в плац-парад для милых императорскому сердцу военных смотров его гатчинской армии. При этом дворцовый замок обзавелся новой бастионной стеной, водной преградой в виде рва и двумя парами подъемных мостов.

https://www.youtube.com/watch?v=gy1eMLzb6Hg

Сам монарх расположился на первом этаже с подобающей ему роскошью, тронным залом на месте кабинета бывшего владельца и богатой мраморной столовой с изящными колоннами и античными барельефами. Для государственных приемов был оборудован Белый зал.

В бывшем Конюшенном, а теперь Арсенальном каре, перестроенном зодчим Бренна, разместили столь разные заведения как театр, библиотека и арсенал. Оружие содержалось и в специальной Оружейной галерее, а в Чесменской можно было увидеть огромные живописные реконструкции этого знаменитого морского сражения.

Будущий император Павел I укрепил дворец, сделав его еще больше похожим на замок: устроил ров с перекинутыми через него мостами, поставил пушки и решетки.

Павел не без оснований боялся участи отца, Петра III, который был отстранен от власти и убит.

Однако вооруженные укрепления в Гатчинском дворце не помогли ему избежать судьбы – Павел I был убит 1 марта 1801 года в другом месте, в Михайловском замке Петербурга.

В следующий раз Гатчинский дворец перестраивался в 1840-е годы, при Николае I. Работами занимался тот же архитектор, что строил собор Святого Павла – Роман Иванович Кузьмин.

Именно тогда при дворце появилась своя церковь, была возведена новая парадная лестница и основательно перестроены Кухонный и Конюшенный корпуса.

В то время, как в память об убитом императоре строился Павловский собор, на плацу перед Большим дворцом появился другой памятник ему – узнаваемая фигура в треуголке и со шпагой, выполненная скульптором Джованни Витали.

Наконец, наиболее современная перестройка ожидала Гатчинский дворец в 1880-е годы.

Вступив на престол в 1881 году, Александр III переехал сюда из Зимнего дворца и принялся обустраивать новое место в соответствии с последним словом техники: в Большой дворец провели электричество и телефон, сделали отопление, обновили водопровод и канализацию. В таком виде дворец встретил XX век, принесший человечеству две мировых войны и несколько революций.

В советские годы в гатчинском дворце разместили музей

После Октябрьской революции 1917 года Гатчинский дворец был преобразован в музей, который иногда называли «пригородный Эрмитаж». В 1920-е годы он пользовался большой популярностью – многим хотелось посмотреть, «как жили цари».

Перед сотрудниками нового музея – историками, знатоками искусства, лучшими представителями интеллигенции – встала нелегкая задача: в согласии с советской идеологией рассказывать об «эксплуататорах» и «кровопийцах», с тем, чтобы уберечь принадлежавшие им произведения искусства от разграбления и перепродажи и сохранить как прекрасную музейную коллекцию.

Когда началась Великая Отечественная война, музей спешно стали готовить к эвакуации. К сожалению, времени оставалось совсем мало – немецкие части вошли в Гатчину уже в начале сентября 1941 года.

Наиболее ценные экспонаты удалось вывезти в тыл, но многие пришлось спрятать в подвалах замка или закопать в парке.

Сотрудники музея, до последнего момента спасавшие его, успели эвакуироваться накануне захвата города, когда вокруг дворца уже вовсю рвались снаряды.

В январе 1944 года Гатчина была освобождена, но Большой дворец очень сильно пострадал – значительные повреждения нанесли снаряды, а солдаты вражеской армии перед уходом подожгли его. Восстановление дворца началось сразу после войны, но это не были реставрационные работы – власти решили не воссоздавать музей, а лишь отремонтировать здание, чтобы разместить в нем различные учреждения.

Многие годы энтузиасты из числа искусствоведов и музейных работников бились за то, чтобы вернуть Гатчинскому дворцу статус музея. Наконец, к сорокалетию Победы в 1985 году, музей вновь был открыт.

Несмотря на то, что полностью восстановить архитектуру и обстановку дворца в прежнем великолепии не удалось, он продолжает привлекать не только посетителей, но и съемочные киногруппы – в интерьерах Большого Гатчинского дворца снималось множество исторических фильмов.

Гатчинский дворец и сегодня неизменно привлекает многочисленных туристов: каждый здесь найдет себе собственное архитектурное чудо, которого не сразу отыщешь даже в пресыщенном зодческими шедеврами Санкт-Петербурге.

Источник: https://posmotrim.by/article/bolshoj-gatchinskij-dvorec.html

Большой Гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка

Большой Гатчинский дворец

Среди дворцовых пригородов Санкт-Петербурга Гатчина стоит несколько особняком — дворец построен в нехарактерном для России стиле английского охотничьего замка.

Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца.

К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами.

Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец.

Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки.

Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I.

В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой.

В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века.

В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки.

До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея.

9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Фотографии Большого Гатчинского дворца

Гатчинский дворец

Памятник Павлу I

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

Мемориальная табличка

Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. у расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.

Лестница на Сигнальную башню

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

Панорама Гатчины с Сигнальной башни

Панорама Гатчинского дворца с Сигнальной башни

Часы и колокола на башне

Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.

Парадная лестница Гатчинского дворца

Аванзал

Мраморная столовая

Тронный зал

Овальный будуар императрицы Марии Федоровны

Парадная опочивальня

Туалетная

Картинный зал

Белый зал

Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.

Чесменская галерея

Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце

Мраморная лестница

Портрет Александра III

Мраморная лестница

Трон Александра III

Личные покои Александра III и членов его семьи

Личные покои Александра III и членов его семьи

Личные покои Александра III и членов его семьи

Личные покои Александра III и членов его семьи

Кабинет управляющего

Галерея

В сторону парка из дворца идет подземный ход.

Подземный ход

Галерея

К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.

Адрес, режим работы, проезд

Адрес: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной — понедельник,  санитарный день — первый вторник месяца.

Телефоны: 8 (812) 958 0366 (справки, администратор); 8 (81371) 93 492, 8 (81371) 76 715 (заказ экскурсий)

Сайт: gatchinapalace.ru

Проезд:

  • на а/м — Киевское шоссе
  • на электричке — от Балтийского вокзала
  • на автобусе № 431 и на маршрутке № 18 и 18А — от ст. м. «Московская»

Кроме того, Вы можете заказать экскурсию по Гатчинскому дворцу и парку.

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, , Telegram, , Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Источник: https://anashina.com/bolshoj-gatchinskij-dvorec/

История

В 1499 г. на месте Гатчинского дворца среди густых лесов и кристально чистых озер стояла мыза – небольшое поместье для охотничьих развлечений. Владел поместьем Петр I. Позже он подарил его своей сестре, царевне Наталье Алексеевне.

В 1765 г. имение выкупила императрица Екатерина II в качестве подарка для своего фаворита Григория Орлова. В мае 1766 г. началась глобальная перестройка зданий по проекту Антонио Ринальди. Итальянский архитектор задумал выстроить на месте усадьбы настоящий дворец с гранеными башнями и подземным ходом.

Строители сохранили главное здание усадьбы и пристроили к нему два дугообразных крыла – галереи с лоджиями. По краям галерей возвели симметричные каре: Конюшенное (впоследствии Арсенальное) и Кухонное. Каре – квадратные здания с закрытыми внутренними дворами – визуально ограничивали территорию дворца.

Около внутреннего паркового фасада рабочие под руководством Антонио Ринальди установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», а у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность».

Для облицовки фасадов использовали местный травертин – износостойкий отделочный камень, второй по популярности после мрамора. Строительство было завершено в 1781 г., и граф Орлов стал жить в резиденции. Он не скупился на отделку интерьеров, приобретая самые дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

В апреле 1783 г. Григорий Орлов скончался, и императрица Екатерина вновь выкупила Гатчинский дворец. Она подарила его сыну Павлу. Будущий правитель Российской империи с воодушевлением принялся за перестройку здания на свой вкус.

 Он пригласил к сотрудничеству итальянского декоратора и архитектора Винченцо Бренну, который предложил к рассмотрению смелый проект военизированного здания.

Экспертная комиссия, состоявшая из именитых русских архитекторов, одобрила план итальянца, и строительство началось.

Во время реконструкции были заложены кирпичом арки для входа в парк, перекрыты лоджии на крыльях здания, сделаны надстройки на Кухонное и Конюшенное каре. Вместо зеленых лугов во дворе был оборудован каменный плац для проведения военных парадов. Дворец приобрел облик крепостного строения с элементами загородного особняка.

Интерьеры тоже менялись в соответствии с требованиями придворных церемоний: на первых этажах были устроены функциональные комнаты: покои императора, Нижняя Кавалерская, Тронный зал, Туалетная и другие. вела парадная лестница, отделанная гранитом.

На втором этаже располагались залы для приемов: Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Императора. Дверь из Тронной вела в Малиновую комнату с гобеленами из серии «Дон Кихот» и французским мебельным гарнитуром.

С ней соседствовала Опочивальня, к которой примыкали будуар, кабинет и туалетная комната императрицы Марии Федоровны.

Супруга Павла I жила во дворце вместе с императором, и после его смерти оставалась хозяйкой замка до 1828 г. В последующие годы зданием владели правители Николай I, Александр II, Николай II, Александр III.

В 1845 г. при правлении Николая I началась новая перестройка дворцового комплекса под руководством Романа Кузьмина. Архитектор планировал увеличить число внутренних комнат, отреставрировать Главный корпус и перестроить оба каре, добавив подземные этажи и надстройки.

Одновременно с перепланировкой Роман Кузьмин разработал несколько новых интерьеров: оформил вестибюль и Мраморную лестницу в стиле Ренессанса, создал Китайскую и Готическую галереи. В 1851 г. реконструкция завершилась, а на плацу во дворе был установлен памятник Павлу I.

В мае 1918 г. Гатчинский дворец был признан государственным музеем, сосредоточившим 54 тыс. художественных объектов мирового значения. Во время Великой Отечественной войны он дважды подвергся авиаударам: во время первого пострадала Арсенальная галерея, а второй пришелся на Арсенальное каре. В 1944 г.

немецкие солдаты, отступая из Гатчины, подожгли дворец. Ценные коллекции не пострадали – часть экспонатов сотрудники музея вывезли в Ленинград задолго до происшествия, другую укрыли в подвалах.

Руководили эвакуацией главный хранитель фондов дворца Серафима Балаева и научный сотрудник Ирина Янченко, погибшая во время артобстрела.

После блокады Ленинграда Серафима Балаева вернулась во дворец с целью восстановить его. В 1944 г.

она организовала работу бригады реставраторов, которые начали снимать кальки с сохранившихся образцов, делать замеры, проектировать здание заново. Но полностью восстановить музей не удалось, и в 1950 г.

он перешел в ведение Военно-Морского училища СССР, а затем – закрытого предприятия ВНИИ «Электростандарт».

В 1976 г. здание освободили, чтобы заново открыть музей. После масштабной реконструкции в мае 1985 г. для туристов были открыты три парадных зала, а чуть позже – другие комнаты и подземный ход из императорских покоев к Серебряному озеру.

Внушительный Гатчинский дворец имеет богатую фильмографию: он был задействован в съемках российских художественных фильмов, таких как «Левша», «Юнкера», «Война и мир».

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурный дворцово-парковый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

В плане дворца три ключевых элемента:

  • главный корпус с пятигранными башнями по сторонам;
  • две полукруглые галереи, отходящие от него;
  • два квадратных каре с восьмигранными башенками по углам.

Здание находится на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, а южный выходит на плац внутреннего двора. Композиционная ось проходит по центру плаца, визуально разделяя дворец на две симметричных половины.

Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами, окна между которыми украшены рельефными наличниками. На втором установлены богатые пилястры и колонны ионического ордера, а на третьем – простейшие наличники на окнах.

Границы между этажами обозначены классическим антаблементом по периметру здания.

Фасады массивных каре продолжают линии галерей, создавая ощущение объема и монументальности дворцового ансамбля. Завершают объемно-пространственную композицию купола башен.

Северный фасад открывается взгляду постепенно при обходе дворца. Наиболее выразителен центральный корпус в окружении Часовой и Сигнальной башен, который выглядит как часть средневекового замка.

Экскурсии в музей

Экскурсия в Гатчинский дворец возможна по предварительному заказу. В ходе визита гиды знакомят посетителей с историей здания, жизнью и особенностями быта его владельцев. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес дворца: Гатчина, Красноармейский пр., д. 1.

Варианты проезда:

  • на личном транспорте по Киевскому шоссе;
  • на электричке от Балтийского вокзала;
  • на автобусе №431 от метро «Московская»;
  • на маршрутном такси №18 от метро «Московская».

Телефон для справок и заказа экскурсий: 8 (812) 958-03-66.

:

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/bolshoj-gatchinskij-dvorec/

Большой Гатчинский дворец: как добраться, история, фото

Большой Гатчинский дворец

Гатчина — одно из красивейших мест вблизи Санкт-Петербурга. Именно здесь расположился Большой Гатчинский дворец — одна из резиденций императорского рода Романовых. Убранство дворца выполнено в стиле русского классицизма, в свое время по красоте интерьеров и коллекции предметов его сравнивали с Эрмитажем.

Большой Гатчинский дворец Арсенальное каре

Как добраться

Если вы решите добираться в Гатчину общественным транспортом, наверное, проще всего это сделать на электричке. Она ходит от Балтийского вокзала. Время в пути — около часа. Стоимость проезда — 103 рубля (зима 2019 г.).

Рекомендую брать билеты сразу в обе стороны, это удобнее — не придется тратить время на обратном пути. Кстати, оплатить билеты можно банковской картой. Это тоже очень удобно.

Мраморная столовая Верхняя тронная Павла I

Стоимость посещения самого дворца — 400 рублей. Я крайне рекомендую посещать дворец с экскурсией. За нее нужно будет доплатить 70 рублей с человека. Экскурсии проводятся по расписанию, уточняйте его заранее.

Немного истории

Строительство Большого Гатчинского дворца было завершено к в 1781 году. Его архитектором выступил Антонио Ринальди, известный по проектам Мраморного дворца в Петербурге и Китайского дворца в Ораниенбауме.

Здание выполнено в смешении стилей английского охотничьего замка и русской загородной усадьбы, поэтому в некоторых источниках его называют замком.

Изначально дворец состоял из основного трехэтажного строения и двух одноэтажных каре — Кухонного и Конюшенного.

Справа фальшивая дверь Малиновая гостиная

Первым владельцем дворца был Григорий Григорьевич Орлов, фаворит Екатерины II, после его смерти императрица выкупила здание и подарила его своему сыну Павлу I. Впоследствии дворцом владела его вдова Мария Федоровна, по решению которой весь дворцово-парковый ансамбль стал передаваться по наследству царствующему императору по мужской линии.

За время своего существования дворец подвергся двум перестройкам, при Павле I и Николае I. Каре выросли в этажности, часть помещений подверглась перепланировке и изменению интерьеров.

Парадная опочивальня Овальный будуар Марии Федоровны

После февральской революции 1917 года дворец перестал принадлежать императорской семье, а в мае 1918 в нем уже заработал музей.

Во время Великой Отечественной войны Гатчинский дворцово-парковый ансамбль подвергся сильным разрушениям, при этом часть экспонатов была спасена. После войны было принято решение не восстанавливать дворец как музей.

Его ценности были отправлены в другие выставочные залы страны. Восстановление здания как музея началось лишь в 1970-е годы и продолжается до настоящего времени.

Экскурсия по дворцу

Сам Гатчинский парк мы посетили еще летом, а вот осмотр дворца оставили на зиму. Конечно, без окружения зелени здание выглядит несколько серо, зато внутреннее убранство поражает. Нам повезло попасть на экскурсию, это всегда интереснее и информативнее.

Все часы во дворце подлинные Белый зал

Осмотр начинается с вводной экспозиции об истории дворца. Здесь можно узнать о его владельцах и их вкладе в историю здания. Помимо этого, здесь же представлены два макета дворца: изначальный и после перестройки, тот, что можно увидеть сейчас. В современном состоянии дворец состоит из основного трехэтажного здания и двух трехэтажных каре.

Продолжаем осмотр и поднимаемся по лестнице, она ведет в парадные залы и на третий этаж. Кстати, подъем непростой и состоит из трех пролетов, высота потолков «царская» — 6,5 метра. На втором этаже можно отдельно осмотреть оружейный зал, в котором собрана уникальная коллекция оружия. Представлена лишь ее малая часть, остальное в запасниках. А мы идем осматривать парадные залы.

Ротонда под гербом

В глаза сразу же бросается богатство интерьеров. В отделке использована лепнина и рельефы. Часть помещений украшена колоннами, которые были заботливо восстановлены после пожара времен Великой Отечественной войны. Находясь здесь, осознаешь все величие Российской империи.

Среди элементов декора особо выделяются гобелены, а точнее, их размеры. Стоит упомянуть, что на производство одного квадратного метра у опытного мастера может уйти около года. Находясь во дворце, обратите внимание на паркетные полы, они восстановлены по оригинальным рисункам, а для производства использовано очень много сортов древесины.

Помимо интерьеров, вызывает интерес сама проектировка дворца. При строительстве было использовано множество фальшивых и потайных дверей.

Так, только хранители музея знают, что ждет за ближайшей дверью — тайный ход или стена. Кстати, про ходы. Их много, они использовались для технических целей здания и обеспечивали безопасность его владельцев.

Например, прямиком из тронной можно попасть в подземный ход, который заслуживает особого внимания.

Подземный ход Световое окно

Длина подземного хода 130 метров, построен он был еще при первом владельце. Заканчивается ход гротом «Эхо» на берегу Серебряного озера. Благодаря особой акустике грот и получил свое название. Экскурсовод устроил нам небольшое развлечение.

Если громко прокричать: «Кто здесь правил?», эхо ответит: «Павел». А если спросить: «Кто разбил французов?», ответом будет «Кутузов». Также у нас была возможность очутиться в прошлом и прогуляться по помещению без света.

Ощущения мрачные, ведь свет попадает внутрь только лишь через четыре специальных окошка.

А мы продолжаем осмотр дворца. Интерес вызывает Мраморная лестница в Арсенальном каре. Именно она стала главной парадной лестницей двора после его перестройки. По ней поднимались на 3-й этаж, на котором расположен театр. К сожалению, он восстановлен в современном стиле и не представляет исторической ценности, зато можно посетить концерт или спектакль.

Мраморная лестница Оружейная галерея

Между 1-м и 3-ми этажами находится антресольный этаж. Он был закрыт для гостей дворца, так как там жила семья императора Александра III. Нам удалось посетить выставку, проходящую в этих помещениях. Удивительно, но быт императорской семьи был достаточно скромным. Кстати, именно в Гатчинском дворце провел свое детство и юность сын Александра III, Николай II — последний российский император.

В целом музей оставляет самые благоприятные впечатления. Все в отличном состоянии, есть уютное кафе, для экскурсии используются специальные наушники, поэтому слышно все отлично.

Комнаты за Греческой. Кабинет женской половины Гостиная императрицы Марии Федоровны Русская охота в XVIII – XIX веках. Забава и промысел

Если у вас еще остались силы после посещения дворца, рекомендуем прогуляться по близлежащему Гатчинскому парку, там расположено множество интересных построек.

Если кратко, в целом:

  • великолепные интерьеры;
  • познавательная экскурсия;
  • необычный подземный ход.

Источник: https://4traveler.ru/jorneys/bolshoy-gatchinskiy-dvorec

Новости Гатчинского дворца

В музейном комплексе проводятся различные мероприятия на постоянной, временной и заказной основе. Это:

Цены на билеты в Гатчинский дворец в 2019 году

Стоимость посещения постоянных экспозиций Гатчинского дворца:

  • для взрослых — 400 руб.;
  • для учащихся школ и студентов — 200 руб.;
  • для людей старше 65 лет — 200 руб.;
  • для семей (2 взрослых с детьми) — 1000 руб.

Тронная Павла I, © Константин

Родители могут воспользоваться уникальной возможностью знакомства ребенка с историческими материалами в игровой форме. Взятый в аренду за 300 руб.

«Музейный сундучок» раскроет множество тайн, станет сказочным проводником по дворцовым залам и даже переносным стульчиком или столиком.

Программы различаются уровнем сложности и рассчитаны на детей 5–8 и 9–12 лет. Залог за «Музейный сундучок» составляет 1000 руб.

гиды с обзорной экскурсией по Гатчинскому дворцу и с прогулкой по комнатам, где проживала семья императора Александра III, обойдутся по 200 руб. В качестве залога нужно оставить либо 2000 руб., либо водительское удостоверение.

Кабинет императора Александра III, © Ирина

По «Карте гостя Санкт-Петербурга» вход в музей предоставляется бесплатно.

Право на фото-, видеосъемку в Гатчинском дворце:

  • любительская — 100 руб.;
  • свадебная фотосессия — 2000 руб.

Доступ к экспозициям в парке (Собственный сад, павильоны) и Приоратском дворце оплачивается отдельно. Цены на билеты можно уточнить здесь.

Подробно о льготах и праве бесплатного входа указано на интернет-странице дворца-музея.

Вид на Дворцовый парк, © Ирина

Режим работы Гатчинского дворца 2019

Музей в Гатчинском дворце работает по сезонному расписанию.

  • с 15 июня по 31 августа — ежедневно с 11:00 до 19:00, касса — до 18:00.
  • с 1 сентября по 14 июня — с 10:00 до 18:00, кроме понедельника, касса — до 17:00.

Санитарные дни:

  • 3 июля;
  • 7 августа;
  • с 1 сентября по 14 июня — первый вторник каждого месяца.

Реставрации Гатчинского дворца

За всю свою историю дворец реконструировался несколько раз. Первая перестройка случилась при императоре Павле I в. 1796–97 гг. В этот период по проекту архитектора Винченцо Бренна были надстроены и оборудованы жилыми помещениями Кухонное и Арсенальное каре, заложены стенами открытые галереи и аркады, возведена бастионная стена и заложен Собственный сад.

В 1835-м в одной из двух башен Гатчинского дворца заработал оптический телеграф.

Вторую серьезную перестройку начал Николай I в. 1840-е годы. Работы проводились под руководством русского архитектора, профессора Р. И. Кузьмина. На этом этапе реконструировались оба каре и парадная лестница. Кроме того, была снесена бастионная стена и установлен памятник Павлу I.

Памятник Павлу I, © Константин

В 1880-х, уже при Александре III заменили водопроводные и канализационные сети, а также усовершенствовали систему отопления. В этот период в императорской резиденции появилось электричество, и был проведен телефон.

Приведением Большого Гатчинского дворца к виду, соответствующему периоду его наивысшего расцвета, приступили в 1976 г. Проект разрабатывался под руководством М. М. Плотникова, принимавшего участие в восстановлении многих архитектурно-исторических памятников, расположенных в окрестностях Ленинграда. В настоящее время реставрация дворцовых интерьеров продолжается.

Восстановление лепной росписи Ринальди, © Константин

Архитектура

Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В общий комплекс входят:

  • центральный корпус;
  • 2 полуциркулярные галереи;
  • 2 служебных каре с внутренними двориками — Кухонное и Конюшенное (Арсенальное);
  • две 5-тигранные башни — одна с часами, другая (сигнальная) с громоотводом.

Здание располагается на возвышенности, поэтому явно доминирует над всей округой.

Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею.

Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком.

В целом планировка строения органична, каждый архитектурный элемент расположен на своем месте. Фасады украшены пилястрами, полуколоннами, оригинальными парапетами и аттиками, замковыми камнями и рельефными сандриками. Поэтажные деления подчеркнуты антаблементами.

Интерьеры, залы и комнаты

Внутреннее убранство дворца характерно для стиля русского классицизма, сложившегося на стыке XVIII–XIX столетий.

Первоначально в интерьерах присутствовала изящная лепка, включающая декор с цветочными мотивами, и уникальный наборный паркет. Позже появилась характерная для барокко пышность — позолота и гобелены, орнаментальные формы и драпировка.

И все это — в гармоничном сочетании со строгой античностью. За всю свою историю Гатчинский дворец не раз менял свое убранство.

В современном проекте восстановления интерьеров используются ценнейшие работы мастера архитектурной акварели — русского художника Эдуарда Гау (1807–87 гг.).

Белый зал — акварель Эдуарда Гау, © commons.wikimedia.org

Сегодня в Большом Гатчинском дворце можно посетить несколько отреставрированных залов и помещений, среди которых:

  • Мраморная столовая;
  • Тронная Павла I;
  • Аванзал;
  • Малиновая гостиная;
  • Парадная опочивальня;
  • Овальный будуар;
  • Башенный кабинет;
  • Белый зал;
  • Туалетная;
  • комнаты семьи императора Александра III и пр.

Элементы декора парадной опочивальни Марии Федоровны, © Константин

Интерактивный план дворца-музея:

Экскурсии по Гатчинскому дворцу

Стоимость индивидуального экскурсионного обслуживания на русском языке — 1200 руб., на иностранном языке — 1800 руб. (без учета музейного билета). Доплата за экскурсионное сопровождение по групповым сеансам — 70 руб. с каждого посетителя.

Пианино фирмы «Лихтенталь» в Кленовой гостиной, © Ирина

Кроме традиционных туров, проводятся театрализованные игры-экскурсии для групп от 5 до 25 человек. Их стоимость составляет 5000 и 7000 руб. Для детей школьного возраста предусмотрен целый ряд интерактивных программ по цене от 250 руб./чел. В каждом случае требуется покупка входного билета.

Прейскурант на театрализованные экскурсионные услуги, в том числе для молодоженов, начинается с суммы 15000 руб. Заказать индивидуальную музейную экскурсию можно по указанным выше телефонам или связавшись с администрацией по e-mail.

Как добраться до Гатчинского дворца

Доехать из Санкт-Петербурга до Большого Гатчинского дворца можно на общественном транспорте и автомобиле.

На общественном транспорте

В пределах Гатчины до остановки «Дворец» можно добраться на городских автобусных маршрутах — № 3, 7, 8, 28, 518, 525, 533, 537. Схемы их следования указаны на сайте.

От станции метро «Московская» Санкт-Петербурга до остановки «Дворец», расположенной напротив дворцового комплекса, доезжают:

  • маршрутные такси — № 18 и 18А (выход на ул. Авиационную);
  • автобусы — № 431 (выход на Алтайскую улицу).

С Балтийского вокзала Санкт-Петербурга до железнодорожной станции «Гатчина-Балтийская» отправляются электропоезда по расписанию. До комплекса останется пройти всего 500 метров.

На автомобиле

Из Санкт-Петербурга к Гатчинскому дворцу можно доехать по Киевскому шоссе (Р-23/Е-95). Время в пути — около часа.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/gatchina/castles/23669

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики