Vigoda

Большая Хоральная синагога

Хоральная Синагога

Большая Хоральная синагога

0 575

Московская еврейская община – одна из самых крупных в Европе. В столице расположен и центр религиозно-общественной жизни российских евреев – Хоральная синагога. Это большое, красивое здание в стиле эклектики – старейший иудейский храм столицы. Хоральной синагога называется из-за того, что богослужения в ней сопровождаются песнопениями в исполнении профессионального хора.

Появление Московской Хоральной синагоги неразрывно связано с именем самого либерального русского императора – Александра II. В ходе реформ 2-ой половины XIX в.

для евреев из купеческого сословия была отменена черта оседлости, им разрешили селиться и торговать по всей территории России, включая Москву и Петербург.

Эти шаги государь предпринял, в том числе, для пополнения государственной казны.

Позднее черта оседлости была отменена для еврейских ученых, студентов высших учебных заведений, ремесленников. Вскоре в Белокаменной было образовано Московское еврейское общество, отстаивавшее интересы евреев в высших эшелонах власти.

Так, в 1885 г. общество обратилось к московскому градоначальнику князю В. А. Долгорукову, считавшемуся сторонником либерализма. Евреи попросили князя разрешить им построить в городе молитвенный дом. Долгоруков дал на то свое позволение.

В 1886 г. Московское еврейское общество приобрело участок в Большом Спасоглинищевском переулке, на территории, ранее занимаемой Гончарной слободой. Участок был заложен в Московском кредитном банке, но евреи согласились погасить все долги, сделав тем самым серьезную услугу властям Белокаменной.

Участок в бывшей Гончарной слободе еврейская община выбрала не случайно: это место располагалось неподалеку от Глебовского подворья в Зарядье, где компактно селились евреи, не вписывавшиеся в черту оседлости. Изначально планировалось возвести синагогу в Китай-городе, но власти Москвы не выдали разрешения на строительство.

В Спасоглинищевском переулке в доходном доме Рыженкова несколько лет работала еврейская молельня. Разрешение на обустройство этого религиозного учреждения выдал лично министр внутренних дел Л. С. Маков.

Вообще, идея строительства Хоральной синагоги возникла задолго до создания Московского еврейского общества. Еще при жизни Александра II архитектор С. Эйбушитц создал проект иудейского молельного дома.

Предполагалось возвести здание, больше похожее на больницу или приют, чем на храм. Реализовать эту идею не удалось: в 1881 г. царь-освободитель был убит, а по России прокатилась волна еврейских погромов.

В 1886 г. С. Эйбушитц приступил к созданию второго проекта. Примерно за 2 месяца он разработал план строительства крупной базилики с куполом и каменным щитом Давида. В общих чертах здание напоминало Венскую синагогу. На тот момент в Империи был только один купольный еврейских храм – синагога в Варшаве.

28 мая 1887 г. прошла торжественная закладка первого камня в фундамент Московской Хоральной синагоги. Но через год над строительством нависла угроза: всесильный обер-прокурор Синода К. Победоносцев заявил, что купол синагоги оскорбляет религиозные чувства москвичей.

Либеральный градоначальник князь Долгоруков пытался противостоять Победоносцеву, но силы были изначально не равны. В итоге князь был снят с поста, а купол почти построенного здания разобрали.

Кроме того, с фасада были убраны Скрижали завета – непременный элемент украшения иудейского храма в тот период времени.

Тем не менее, в 1891 г. синагога открыла свои двери для верующих. Судьба храма и его прихожан была сложной: здание подвергалось нападениям вандалов, черносотенцы регулярно призывали снести синагогу.

В 1892 г., спустя всего год после открытия, новый градоначальник Москвы Романов запретил проведение религиозных мероприятий в синагоге.

От раввинов потребовали обратить храм в благотворительное заведение. Общине пришлось открыть в стенах синагоги ремесленное училище для сирот.

Учебное заведение было названо в честь Александра II – императора, стремившегося уравнять евреев и христиан в правах.

Таким образом, к концу XIX в. в Москве не осталось ни одной синагоги. Единственным местом, где евреи могли публично молиться, был частный молельный дом предпринимателя Лазаря Полякова на ул. Б. Бронной.

В 1897 г. училище в Хоральной синагоге было закрыто. Глава полицейского управления Москвы Д. Трепов распорядился «переделать» храм: фактически это был указ о консервации здания. Россия вступила в череду еврейских погромов, которые вынудили евреев массово покидать страну.

После революции 1905 г. Николай II подписал Манифест, одним из пунктов которого была свобода вероисповедания. Московскому еврейскому обществу сообщили, что оно может снова открыть синагогу. Здание к тому моменту сильно обветшало. Реконструкционные работы обошлись в 200 тыс. руб., руководил ими архитектор Р. Клейн, внесший в облик синагоги новые черты.

В советское время религиозные службы в синагоге были остановлены. В здании располагались различные казенные учреждения, в том числе, «Текстильстрой».

В 90-е верующие вернулись в храм. Оказалось, что в столице проживают десятки тысяч евреев, не утративших свои корни и вероисповедание.

В 2001 г. началась масштабная реконструкция синагоги, в ходе которой здание привели в изначальный вид в соответствии с проектом С. Эйбушитца. Важным символическим событием стало возвращение зданию купола со звездой Давида, снесенного по личному указанию обер-прокурора К. Победоносцева.

В архитектурном плане Хоральная синагога – купольная базилика в стиле эклектика с колонным портиком в духе классицизма. Фасад строгий, формы здания правильные. Изнутри стены храма обильно украшены растительным орнаментом, мозаиками, лепниной. Всего в базилике 4 молельных зала, из которых 2 – женские.

В наше время Хоральная синагога в Москве стала важнейшим местом для евреев всего мира. Здесь проходят церковные службы, публичные лекции о Торе, встречи с религиозными лидерами. Помимо молельного дома, в здании расположен Главный раввинат России, еврейское духовное училище, магазин религиозной и художественной литературы, еврейский ресторан.

Стена плача

В 2001 г. у московских евреев появилась собственная Стена плача – аналог знаменитой иерусалимской святыни. Мемориал в Москве построен по личному распоряжению мэра Ю. Лужкова в честью 110-летнего юбилея Хоральной синагоги.

Высота московской Стены плача – 3 м, длина – 15 м. Памятник построен из необработанных камней, добытых в подмосковных карьерах.

Каждый посетитель Хоральной синагоги может оставить в трещине Стены плача записку с обращением к Богу. Мемориал стал довольно популярен среди москвичей, так как далеко не каждый может позволить себе путешествие в Иерусалим.

Памятник «Птица счастья»

Неподалеку от Стены плача находится скульптура «Птица счастья». Скульптор И. Бурганов отлил большую бронзовую ладонь, с которой взлетает в небо голубь. Композиция заключена в мраморную арку. Скульптура призвана показать миролюбивые намерения всех народов, их стремление у дружбе и взаимопониманию.

Памятник «Птице счастья» был установлен в мае 2001 г.

Источник: https://Mos-holidays.ru/xoralnaya-sinagoga/

Большая Хоральная Синагога

Большая Хоральная синагога

Интерьер Большой Хоральной Синагоги.

Иудаизм – одна из старейших религий, в которой находятся истоки христианства и ислама. Однако, в отличие от церкви, молитвенный дом иудеев – синагога – храмом не является.

Согласно канонам веры иудейский Храм может быть возведен в единственном месте на земле – на Храмовой горе в Иерусалиме. Такой Храм существовал в глубокой древности, но был разрушен легионерами Древнего Рима.

В ожидании «мессии», с приходом которого связывают возрождение Храма, рассеянные по миру евреи, исповедующие иудаизм, поддерживают «дух Храма» и сохраняют национальную самобытность в синагогах.

Термин синагога переводится как «Дом собрания» или «Дом учения». Таким образом, название культового иудейского сооружения подчеркивает его более широкое предназначение, чем просто молельный дом.

Действительно, еврейская синагога одновременно с религиозными функциями включает элементы коммерческой, образовательной и общественной деятельности.

Все эти задачи выполняет Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга – один из крупнейших духовных и культурных центров еврейской общины в России.

Историческая справка

Политика либерализации, проводимая Александром II во второй половине XIX века, затронула и евреев, расширив границы разрешенного проживания в Российской империи представителям высшего сословия.

С 1859 по 1880 год вышел ряд указов, благодаря которым часть еврейского населения (купцы первой гильдии, отставные рекруты, ряд категорий ремесленников, а затем и лица с высшим образованием и учеными степенями), получила право проживать за чертой оседлости и даже в столице.

Приток евреев в Петербург был довольно значительным, так как состоятельные горожане прибывали с семьями, приказчиками, прислугой, а для духовных нужд приглашались раввины. Еврейская община быстро разрослась, ее численность достигла несколько тысяч человек, соответственно увеличивалось и число молитвенных домов.

1 сентября 1869 года вышло правительственное постановление с разрешением на постройку одной большой синагоги взамен разрозненных молелен. На решение вопроса о выделении участка, разработку проекта и строительство ушло 19 лет, еще около пяти лет продолжались работы по внутренней отделке залов.

И, наконец, в 1893 году, через 24 года после указа Александра II, Большая синагога была торжественно открыта для прихожан. К концу XIX века в синагогах Восточной Европы вошло в моду сопровождать традиционное канторское пение маленьким мужским хором (7-9 человек). Нововведение установилось и в Петербургской синагоге, отсюда название – «хоральная».

Вскоре при синагоге было создано Еврейское училище в построенном на пожертвования отдельном здании, а в годы первой мировой войны организован комитет помощи пострадавшим евреям.

Октябрьская революция не принесла ожидаемых перемен к лучшему: в революционном Петрограде прошли первые еврейские погромы, а в 20-х годах последовали репрессии.

Синагога была официально закрыта в 1930 году, но через полгода вновь открылась и удивительным образом продолжала существование в годы антирелигиозной политики государства, когда культовые сооружения других концессий закрывались, их здания разрушались или отдавались под хозяйственные нужды.

В первую блокадную зиму в синагогу свозили умерших евреев и складывали во дворе, чтобы потом похоронить в братской могиле на Еврейском Преображенском кладбище. По тропинке, протоптанной в снегу от ворот до входа в здание, люди шли на молитву – в холодном зале синагоги жизнь не угасала, деятельность не прекращалась даже в самые суровые дни.

Послевоенные 50-е годы отмечены усилением давления властей и арестами еврейских активистов за сионистско-контрреволюционную деятельность. Антирелигиозные компании, развернувшиеся в следующее десятилетие, не обошли и еврейскую общину. В 1962-64 годах было запрещено хоронить на Еврейском Преображенском кладбище, а в синагоге не разрешалось выпекать ритуальное традиционное тесто – мацу.

На волне перестройки в конце 80-х годов началось возрождение активной деятельности. Так, например, Ленинградская синагога провела ряд концертов еврейской музыки в рамках фестиваля канторского искусства.

Мероприятие прошло с аншлагом, стало знаковым – тысячи слушателей восприняли это как начало популяризации национальной культуры.

В последующие годы постепенно были восстановлены образовательные и общественные функции духовного центра.

В 2013 году Петербургская синагога отметила свое 120-летие, были выпущены юбилейные медали. По случаю знаменательной даты раввин написал новый свиток торы и впервые в истории Петербурга произвел выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Архитектура здания и внутреннее устройство синагоги

Здание Большой Хоральной Синагоги в 1980 году было занесено в реестр памятников архитектуры государственного значения. Построенное в непривычном для Петербурга мавританском стиле, оно является оригинальным украшением Коломны.

Именно в этом районе после долгих хлопот о выделении места под синагогу в январе 1879 года общине удалось приобрести участок А. А.

Ростовского на пересечении улиц Большой Мастерской и Офицерской (теперь проспект Лермонтова и улица Декабристов) за 65 тысяч рублей.

Фасад здания Большой Хоральной Синагоги.

В еврейской традиции не существует строгих предписаний по внешнему облику синагоги. Она может помещаться и в скромном помещении обычного дома, и в роскошном особняке любого архитектурного направления.

Значение имеют те атрибуты помещения, которые позволяют сохранить внутренний смысл веры. К примеру, во время молитвы прихожане должны видеть небо, поэтому требование наличия окон в комнате является обязательным.

Также необходим вестибюль, проходя через него, человек оставляет мирские помыслы и настраивается на молитву.

Разделение зала на мужскую и женскую части позволяет не отвлекаться от молитвы. В данном случае для женщин оборудован балкон на втором этаже.

Получив разрешение на строительство синагоги в Петербурге, правление общины объявило конкурс проектов и для избрания окончательного варианта привлекло специальное жюри, возглавить которое предложили известному русскому искусствоведу В. В.

Стасову. Русский историк и либеральный критик Стасов, воодушевленный идеей создания небывалого культового сооружения и инициировавший дебаты в прессе, отдавал предпочтение восточному стилю, который подчеркивал бы национальный характер постройки.

Победил грандиозный проект, авторами которого были два архитектора: русский профессор Академии художеств И. И. Шапошников и первый еврей, окончивший эту же академию, Л. И. Бахман.

Этот проект был признан самым лучшим и «даровитым», кроме того он не имел сходства ни с православной церковью, ни с мусульманской мечетью. Однако император не согласовал проект и наложил резолюцию с требованием сделать его скромнее.

Это был удар не столько по карману (авторы согласились переделать проект бесплатно), а скорее по амбициям: резолюция «ставила на место» не в меру размечтавшихся членов общины.

После доработки проекта в 1883 году началось строительство под руководством архитектора А. В. Малова, заканчивал постройку архитектор Н. Л. Бенуа. Синагога строилась на пожертвования, ссуды банков и частных лиц.

Наиболее весомыми были взносы барона Горация Гинзбурга и Самуила Полякова. И сегодня посетители Большого молитвенного зала могут видеть таблички с фамилиями меценатов, которыми отмечены именные места в первом ряду.

Строение венчает большой сферический купол. Терракотовый фасад украшен ризалитом, в нем вход, оформленный порталом с аркой и парными колонами. Территорию окружает каменный забор с ажурной кованой оградой.

Внутреннее убранство отличается симметрией, большое впечатление производит роспись потолков и стен, витражи на окнах, необычный рисунок паркета. Главный зал, украшенный колонами, – двухсветный, практически весь заполнен скамьями для прихожан. В восточной части богатый занавес скрывает шкаф, в котором хранятся священные свитки. В центре установлен помост, с которого читается Тора.

Интерьер Большой Хоральной Синагоги.

Удивительной акустикой отличается вестибюль: каждое слово, сказанное шепотом, будет услышано у противоположной стены, а в центре звук усилится многократно.
Раз речь зашла об акустике, нельзя не упомянуть, что в синагоге установлен орган, произведенный в Чикаго. Еще один замечательный предмет интерьера – серебряная люстра Большого молельного зала.

Жизнь синагоги в настоящее время

Исторически так сложилось, что для рассеянных по всему миру еврейских общин синагога стала центром политической и культурной жизни древнего народа в изгнании. Большая Хоральная Синагога Петербурга не является исключением.

Прежде всего – это место общественной молитвы, которой в иудаизме придается особое значение, и проведения традиционных обрядов: обрезание, выкуп младенца, обряд совершеннолетия, бракосочетания и других. Синагога Санкт-Петербурга активно участвует в различных аспектах жизни своих прихожан, о чем свидетельствует разделение прихода на составные части:

• Малая синагога, в которой проходят утренние и вечерние службы, с молитвами и чтением Торы. К древним временам восходит обычай в субботние и праздничные дни проводить лекции на темы недельной главы или читать отрывок, посвященный празднику.• Миква – ритуальный бассейн для погружения в «естественные воды» с целью очищения.

Согласно религиозным представлениям ежемесячный ритуал обязателен для каждой замужней прихожанки и является залогом здорового продолжения рода в семьях.• Магазин «Кошер» и ресторан «Лехайм». Эти заведения обеспечивают питание в соответствии с канонами религии и культурными традициями народа.• Служба знакомств.

Обязательным условием для вступления в клуб является наличие «еврейских корней» по материнской линии. Таким лицам предоставляются услуги по созданию семьи с представителями своей национальности.• Школа и библиотека. Согласно древним традициям при синагоге существует школа по изучению Торы, кроме того детям и подросткам преподают иврит и английский. Книги из библиотеки доступны всем.

Покупка книг для библиотеки считается благочестивым поступком.• Правление синагоги избирается общиной и располагает средствами для помощи тем, кто в ней нуждается: дает ссуды, устраивает приезжих на ночлег, проводит благотворительные завтраки и обеды в бесплатных столовых, обеспечивает малоимущих, больных и пенсионеров продуктовыми наборами, лекарствами, медтехникой и т.д.

• В отделе туризма можно заказать экскурсии по Синагоге или обзорную экскурсию по городским объектам, связанным с историей еврейского Петербурга.

Попасть в синагогу с экскурсией может каждый желающий ежедневно, за исключением субботних дней и еврейских праздников.

В ходе экскурсии можно узнать историю петербургской синагоги, познакомиться с особенностями ее символики и архитектуры, получить сведения о ее раввинах и меценатах, а также о законах и традициях иудаизма, об истории создания еврейской общины и услышать, чем живет она в наши дни. В день «Открытых дверей» проводятся интересные тематические лекции.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/bolshaya-horalnaya-sinagoga/

Большая хоральная синагога

Большая Хоральная синагога

История еврейской общины Санкт-Петербурга берет свое начало в XVIII веке, а к 20-м годам XIX столетия, согласно переписи, еврейское население города составляло 370 человек. В то время проживание в столице было разрешено лишь тем евреям, которые перешли из иудаизма в христианство.

Это жесткое правило было частично отменено только после прихода на трон Александра II, известного своим либерализмом. Его указом было разрешено некоторым категориям евреев иудейского вероисповедания покидать черту оседлости и селиться в городах, в том числе, и в Петербурге. В городе появилось несколько еврейских молелен.

А в 1869 году император официально разрешил строительство синагоги.

Так как в столицу были допущены только евреи высшего сословья – финансовые дельцы, купцы первой гильдии, дипломированные специалисты, то еврейскую общину Петербурга составляли люди весьма состоятельные. Поэтому сбор средств на строительство синагоги не занял много времени.

В 1870 году община уже приобрела здание на набережной Фонтанки, ставшее временным молитвенным домом для иудеев.

После этого комитет строительства синагоги столкнулся с сопротивлением городской администрации, которая не могла запретить возведение иудейского храма, но максимально осложнила выбор и покупку участка для строительства постоянного здания.

Согласовать место будущей синагоги удалось лишь спустя 10 лет. К этому времени официально численность еврейской общины превысила 14 000 человек.  В 1879 году был приобретен участок на Большой мастерской улице и объявлен конкурс архитектурных проектов.

В 1880 году, по итогам конкурса, был утвержден проект архитекторов Льва Бахмана и Ивана Шапошникова, предложивших оформить синагогу в традиционном североафриканском стиле.

Император, однако, подписал проект лишь три года спустя – после того, как тот был существенно переработан в сторону уменьшения общей площади здания.

Строительные работы начались в 1883 году, куратором проекта был назначен архитектор Николай Бенуа.

Зимой 1893 года состоялось торжественное открытие и освящение Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга.

Дореволюционный период

С открытием синагоги евреи Петербурга, как ни странно, получили большое количество проблем. Дело в том, что указом правительства от 1894 года были закрыты все остальные иудейские молельни Петербурга. Новое здание физически не могло вместить всех верующих, число которых непрерывно росло.

Кроме того, посещение праздничных молебнов по субботам стало невозможным для жителей отдаленных районов: расстояние до синагоги превышало допускаемые иудаизмом нормы расстояний пешей ходьбы в шаббат.

Неоднократно обращались еврейские активисты к правительству с просьбой снова открыть небольшие молельни в городе – и каждый раз получали отказ.

В начале ХХ века продолжаются отделочные работы в интерьере синагоги. Была приобретена большая люстра, в здание провели электричество, вокруг синагоги возвели забор из камня с художественной кованой решеткой. Двор украсили хрустальными фонарями.

Правление синагоги большое внимание уделяло вопросам благотворительности и образования. Довольно быстро заведение стало центром еврейской религиозной жизни и учебным центром.

При нем возникло Еврейское училище, для которого на пожертвования прихожан было построено отдельное здание.

После начала I Мировой войны, здесь был образован комитет помощи евреям, пострадавшим в зонах военных действий.

После свержения царской власти в 1917 году, еврейская община с радостью восприняла отмену вероисповедальных ограничений, видя в ней начало установления религиозного равноправия. Однако уже в том же году начались первые еврейские погромы в Петрограде.

При Советской власти

Большевики изначально придерживались позиции неприятия существования еврейской религиозной общины. Всякая деятельность правления синагоги была либо запрещена, либо подвергалась притеснениям. В 20-х годах начались репрессии. В 1929 году Ленинградская еврейская религиозная община была ликвидирована как буржуазная и националистическая.

Синагогу официально закрыли, но после многочисленных жалоб евреев во ВЦИК через несколько месяцев она открылась вновь. К тому времени большинство ценных предметов культа было изъято и передано в музей Истории религии.

Попытки закрыть синагогу и использовать ее здание для проведения культмассовых мероприятий были прерваны Великой Отечественной войной.

Деятельность синагоги и молитвы в ней не прекратились даже в годы блокады. В послевоенное время работа синагогального правления оказалась под прицельным вниманием властей, но и новая волна антирелигиозной политики не смогла уничтожить центр иудаизма в Петербурге.

В 70-е годы Большая хоральная синагога попала в список экскурсионных объектов для участников Олимпиады и впервые получила большие государственные дотации на реставрацию здания.

В перестроечное время заведение постепенно вернуло свои функции и былую активность, снова став образовательным и духовным центром.

Синагога сегодня

Сегодня Большая хоральная синагога живет и действует в нескольких направлениях. Здесь проходят крупные иудейские праздники и повседневные молебны.

В образовательных учреждениях при заведении обучаются одновременно около 500 детей – от малышей до молодежи. В двух благотворительных столовых бесплатно питаются представители социально незащищенных слоев общества.

Под защитой благотворительного комитета находится большое количество малоимущих, больных людей и пенсионеров.

Интересный факт

В настоящее время при синагоге действует центр знакомств, благодаря которому ежегодно образовываются десятки еврейских семей.

Источник: https://peterburg.center/maps/bolshaya-horalnaya-sinagoga.html

Иудаизм в Москве, 2019 ✮ Еврейские общины в России

Большая Хоральная синагога

  • Главным городом российского иудаизма считается Москва. Здесь сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги.
  • Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10.
  • Мемориальная синагога в Парке Победы содержит музей. Нижний зал посвящен истории Холокоста и памяти евреев, погибших во время Второй мировой войны.
  • В синагоге на Большой Броннойесть не только молельни, но залы для общественных мероприятий, библиотека, Музей Памяти, и прекрасный ресторан «Иерусалим».
  • Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была главной московской синагогой в советскую эпоху. В большом молельном зале вмещается 2 000 человек.

Иудаизм — не только религия, но и образ жизни.

 Главным городом российского иудаизма может по праву считаться Москва, где сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги.

В столице живут и работают главные раввины России: Берл Лазар (ФЕОР — Федерация еврейских общин России) и Адольф Шаевич (КЕРООР — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России).

Началом истории иудаизма в России стал XVII век, когда первые еврейские купцы появились в немецкой (иноземной) слободе Москвы. Правда, первая синагога в городе была построена только в 1870 году. Совсем недалеко от места, где она стояла, теперь находится Московская Хоральная синагога.

Среди еврейских общин Москвы проповедуется, в основном, традиционный ортодоксальный иудаизм, продолжаемый выходцами из Восточной Европы – ашкенази. В Москве они группируются под сенью ФЕОР и КЕРООР.

Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) относится к реформатскому направлению. Другие течения иудаизма среди московских евреев малочисленны и малозаметны на общем фоне.

Стоит отметить, что противоречия между разными толками и этническими группами евреев случаются нечасто и никогда не приводят к жёсткой конфронтации.

Кроме ашкеназских евреев в столице проживают и составляют отдельные общины представители горских евреев (татов), грузинские и таджикские евреи, а также караимы и крымчаки, основной язык которых – русский.

Еврейская община – особое место для иудеев в религиозном и житейском смысле. Это, обычно, целый квартал или улица, где проживают все её члены с семьями, расположенная вблизи синагоги. Она имеет место для собраний, собственные магазины, точки питания, досуга и отдыха.

Ярким примером такой общины является МЕОЦ – Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще по адресу переулок Второй Вышеславцев, дом 5А.

Эта большая община находится в знаменитом «еврейском треугольнике города» – квартале между станциями метро «Марьина Роща», «Менделеевская» и «Достоевская».

Центр иудейской общины – синагога, в которой проводятся коллективные моления. Она по традиции повторяет конструкцию разрушенного Первого храма и всегда ориентирована на Восток, в сторону Иерусалима.

Этот молельный дом служит для выполнения религиозных обрядов и жертвоприношений, изучения и комментирования Торы. При синагоге обычно находится публичная библиотека, школы для детей и взрослых.

В настоящее время в Москве действует около десятка синагог, которые могут посещать не только члены общины, но и гости иудейского и любого другого вероисповедования, соблюдающие условия поведения в ней.

Московская Хоральная синагога

Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10, находящаяся в ведении Московской еврейской религиозной общины (МЕРО). Она была построена в строгом классическом стиле в 1891 году по заказу главы еврейской общины Л. Полякова архитектором С. Эйбушитцем.

После долгих перестроек и конфискаций XX века в 2001 году здание было передано городскими властями в ведение общины ашкенази. В 2006-м году, после значительной реставрации, состоялось её торжественное открытие.

При Хоральной синагоге в память об уничтожении Первого Храма сложена собственная Стена Плача, а во дворе установлена скульптура «Птица счастья» работы И. Буранова.

Своё название эта синагога получила благодаря тому, что службы в ней проводятся под пение великолепного хора. В ней четыре зала для молений с чудесной потолочной и настенной росписью, а все предметы утвари отличаются изяществом и красотой.

Разные залы здания предназначены для посещения евреями-ортодоксами, горскими и грузинскими иудеями. При молельном центре действует высшее духовное училище – иешива.

 Еще до передачи главного здания еврейской общине, в 1998 году, во дворе Хоральной синагоги была построена синагога «Бейт-Тлахум» для горских евреев-сефардов из Азербайджана.

Мемориальная синагога на Поклонной горе

Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе. Она построена архитекторами М. Зархи и В. Будаевым в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры.

Зал синагоги украшен символическими скульптурами известного израильского мастера Ф. Мейслера. Нижний зал синагоги посвящен истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Второй мировой войны.

Это музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и  что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны. Мемориальная синагога находится по адресу Кутузовский пр., 53.

Синагога на Большой Бронной

Синагога на Большой Бронной – одна из самых старинных в Москве. Она была создана на базе имения столичного финансиста Л. Полякова в 1883 году и перестроена архитектором И. М. Чичаговым в восточном стиле.

В конце XX века синагога была отреставрирована в соответствии с современными требованиями.

Ее здание выделяется своими размерами и универсальностью: здесь есть и молельни, и залы для религиозных и общественных мероприятий, и библиотека, и Музей Памяти евреев, и даже прекрасный ресторан «Иерусалим» с кошерной пищей.

Эта синагога перенесла несколько терактов: в 1993 году – поджог, в 1999 и 2003 годах – попытки взрыва, в 2006 –м — нападение на прихожан. Теперь входы в синагогу тщательно охраняются. Являясь религиозным центром любавических хасидов, синагога способствует работе иешивы «Махон Ран» – учебно-производственного заведения для раввинов и шойхетов. Адрес синагоги: ул. Большая Бронная, 6/3.

Синагога в Марьиной Роще

Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была основана в 1926 году и была главной московской синагогой в советскую эпоху, что и обусловило популярность этого района столицы среди евреев.

Старый деревянный дом, который занимала синагога, в 1993-м сгорел, и его заменили роскошным по тем временам новым 7-этажным зданием, построенным главным архитектором Тель-Авива И. Годовичем.

Оно вмещает массу организаций: художественную галерею и центр изучения еврейской традиции «Бейт Талмуд», интернет-кафе и сеть воскресных детских клубов «Римон», библиотеку и тренажёрные залы, концертный зал и многое другое. В этом здании, принадлежащем Московскому еврейскому общинному центру (МЕОЦ), всегда оживлённо и многолюдно.

Синагога занимает общую площадь в 7 200 кв. м., а в большом молельном зале хватит места для 2 000. посетителей. Общее число прихожан этой синагоги достигает 100 тыс. человек! Здесь активно работают  главный раввинат и иешива.

В здании есть ресторан « Штетл» с мясным и молочным залом, где вкусно и недорого могут поесть не только иудеи, но и  все гости этого приветливого и очень демократичного центра. Адрес «Бейс Менахем»: 2-й Вышеславцев пер., 5а.

Другие синагоги Москвы

Синагога на Чистых прудах представляет собой небольшой флигель во дворе Грибоедовского ЗАГСа, и её непросто найти из-за отсутствия вывески.

Она носит шутливое название «синагоги для начинающих» и была организована группой единомышленников, делающих первые шаги в переосмыслении родной веры.

Скромное уютное помещение синагоги рассчитано на малое количество прихожан и её посещают жители близлежащих района и улиц. Адрес: Малый Харитоньевский пер., 10/2.

Синагога общины «Даркей Шолом» в Отрадном – часть оригинального Духовного комплекса Трёх религий. Она построена по соседству с православным храмом и мусульманской мечетью на Сигнальном проезде, 19Б.

Этот комплекс на окраине Москвы носит неформальное название «Нового Иерусалима» и олицетворяет миссию сосуществования трёх основных религий России. Постройка буддистского храма на территории ансамбля ожидает своей очереди.

Трёхэтажная синагога, построенная в 1997 году, помимо религиозных программ реализует просветительские и социальные: здесь работают молодёжный и семейный клуб, библиотека и видеотека.

Синагога «Шатёр Ицхака» по адресу Чапаевский переулок, дом 3 расположена в жилом комплексе «Триумф-Палас».

Помещение для синагоги в самом высоком и комфортабельном небоскрёбе Европы приобрели в 2008 году наследники Исака Елашвили, эмигрировавшие из Грузии иудеи-сефарды, для увековечения его памяти. На открытии синагоги присутствовали главные раввины России и грузинских евреев РФ и Израиля.

Кроме исполнения религиозных обрядов, община при синагоге занимается просветительской, образовательной и благотворительной деятельностью, а также выпуском собственной газеты.

В 2008 году в Москве появилась Синагога еврейской общины «Среди своих» хабадского толка.

Основной программой своей деятельности члены общины провозгласили религиозное обучение для разных возрастных групп слушателей в образовательном центре под руководством израильского консультанта Йосефа Херсонского. Слушателей центра навещают с лекциями и мастер-классами предприниматели и крупные менеджеры.

Досуг заполняется праздничными мероприятиями и клубными развлечениями. Помещение синагоги находится в красивом старинном особняке 1890 года постройки, находящегося в исторической части столицы по ул. Льва Толстого, 14.

Синагога «Дом Давида» по адресу: ул. Маршала Тухачевского, 16/2 находится в районе Щукино и является молельным помещением немногочисленной хабадской общины.

Она занимает апартаменты площадью около 120 кв.м. в обычном многоэтажном доме.

Члены этого сообщества приветливо принимают в гости всех единоверцев любого толка, а время, проведённое в синагоге, посвящают самообразованию и самоусовершенствованию.

© 2016-2019 moscovery.com

Вера Круглова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 4, средняя оценка: 5,00 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B8%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%BC/

Большая Хоральная Синагога в Гродно. Беларусь

Большая Хоральная синагога
anonimusiЕще за долго до поездки в Гродно мы составили план достопримечательностей, которые должны были посетить в обязательном порядке. Среди них была и большая Хоральная Синагога. Мы мало знали об этом здании, но прочитали, что оно было разрушено, что в нем во время ВОВ погибло огромное количество евреев.

Времени на посещение отвели час во второй день. Скажу так, что мы не угадали ни с днем, ни со временем, ни с тем, что нам посчастливилось узнать.В первый же день по приезду, уже под вечер мы увидели синагогу. Здание поразило нас и масштабами, и архитектурой но, к огромному сожалению, уже было закрыто.

К нему мы вернулись на следующий день в первой половине. Синагога была открыта. То, что мы увидели внутри не могло не поразить своей красотой, но и состоянием. Это самое красивое и самое большое здание подобного рода в Восточной Европе. Как оказалось, нам очень повезло.

О прошлом и настоящем Большой Хоральной синагоги нам рассказал председатель совета Иудейской религиозной общины в г. Гродно Борис Максович Квятковский, мудрейший человек, знающий, как нам показалось, все об истории еврейского народа не только на гродненщине, но и вообще.Эта синагога имеет очень долгую историю, протянувшуюся через несколько веков.

В далеком XVI веке именно на этом месте стояла деревянная синагога. А вот первая каменная синагога в Гродно была построена в 1575-1580 гг по инициативе раввина Мордехая Яффе. Строил ее один из лучших в те времена итальянский архитектор Санти Гуччи.

Но во время пожара в 1617 году эта синагога была полностью уничтожена, однако вскоре польский король Сигизмунда II разрешил строительство нового здания и ее построили на месте старой. Вторая синагога просуществовала дольше, но после сильного пожара от синагоги сохранился лишь большой молитвенный зал.Огонь не раз приносил беды евреям Гродно.

В пожаре 29 мая 1885 года погибли сотни еврейских домов, десятки улиц, шесть синагог и приют для сирот. А в июле 1900 года случился новый пожар, который уничтожил сотни еврейских домов и 12 синагог. Однако, невзирая на все сложности и тяжелые времена, иудеи собственными силами восстанавливали снова свой храм.

Историки предполагают, что основная часть здания — это старая синагога XVI века. Во время строительства в начале XX в. был видоизменен только главный фасад храма, а остатки «божницы» 70-х годов XVI века, сильно пострадавшей во время пожаров 1885 и 1900 годов остались неизменными.

Большая Хоральная синагога Гродно была закрыта с приходом советской власти, в 1940 году.Во время войны она оказалась разграблена, фасад здания пострадал от пуль и осколков снарядов, а богатому внутреннему декору здания был нанесён серьёзный ущерб.

В период немецкой оккупации Гродно синагога, находившаяся в центре еврейского гетто № 1, использовалась нацистами как место сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы.Сейчас в синагоге идут реставрационные работы. Денег, естественно, мало, но надежда есть, что появятся новые спонсоры, которым судьба этого уникального здания не безразлична.

Невзирая на работы, синагога работает.В Гродно евреи поселились впервые в конце XV века, о чем свидетельствует привилей кн. Витовта, а уже в XVI веке они имели свой храм. синагога Гродно — памятник архитектуры XVI века, уникальнейшее сооружение на территории не только Белоруссии, но и Европы в целом.В синагоге Гродно создан еврейский музей.

Так что, если у вас есть информация о евреях гродненского региона и их истории, можете делиться. Этому будут только рады.

Большая Хоральная Синагога находится в центре города Гродно по улице Большая Троицкая, 59A.

Если вы когда-нибудь будете в этом красивейшем городе Беларуси, советую обязательно посетить синагогу.

Уверена, что архитектура здания и история оставит неизгладимый след в душе, какую бы религию вы не исповедовали.

Надпись написана на иврите и идиш “Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим“Другие посты о нашем путешествии в Гродно.

Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно. Беларусь.

Свято-Покровский Кафедральный собор. Гродно.
О Свято-Покровском кафедральном соборе в г.Гродно. Беларусь.
Лямус — дом без гвоздей. Гродно. Беларусь.

|

anonimusiВ институте над Мартой посмеивались все подружки. Очень красивая девушка, за которой ухаживали ребята, но она была неприступна, как отвесная скала. Нет, дружить она умела и дружила с удовольствием, в кино ходила и на дискотеки, беседовала и смеялась, парням разрешала в кино себя приглашать и ходила с ними, но ни с кем не встечалась, а на третьем курсе призналась, что она девственница и с парнями у нее не было не то, что интимных отношений, но даже поцелуев. Просто она ни с кем не хочет начинать встречаться серьезно, так как мечтает подарить свою первую любовь, первый поцелуй и себя тому единственному, кто захочет на ней жениться. Мы ее понимали. Но для того, чтобы выйти замуж, все равно надо с парнем хотя бы повстречаться. Однако она нас и слышать не хотела. Время пролетело. Все получили дипломы, а Марта единственная, кому вручили красный. Все разлетелись согласно своих распределений, встречались редко, первое время созванивались, а потом и созваниваться перестали. Как-то недавно встретила Марту. Она вышла замуж как и мечтала. Первый поцелуй был в ЗАГСе, первый секс был в брачную ночь, первый ребенок родился в положенное время после свадьбы, а вот первая любовь так и не пришла.А вместе с первыми чувствами не пришло и тепло взаимоотношений.Сегодня у Марты двое детей. Муж, которому все равно где Марта задерживается после работы, свекровь, которая приходит в гости, когда невестки нет дома. Свекрови чувствуют, когда их сыновей не любят. — Марта, так разведись, чего ты мучаешься?- Я мучаюсь? Я не мучаюсь, я живу. Мучаются те, кто любят, кто ревнуют мужей и ревут, когда они задерживаются на работе. А я не ревную, меня не ревнуют. Мне все равно, где муж ходит, а ему все равно где и с кем я. Мне такая жизнь нравится. Это и есть свобода…- Марта, а как же любовь, как секс с любимым человеком?- Любовь — это глупая привязанность, это зависимость. А секс — это другое совершенно. Это физическая потребность организма. И не стоит путать любовь и секс. Не морочь мне голову. Ты себе придумала одну жизнь, а у меня она другая. Если тебя бросит муж, то ты в истериках будешь биться, а меня муж не бросит. Ему хорошо живется, мне тоже хорошо, нам комфортно вместе. А когда людям хорошо, то они не создают проблемы там, где их быть не должно…

Шла я по улице и думала, что Марта в чем-то и права. Вот только в чем? А может у нее любовь такая, просто она ее называет другими словами?

Источник: https://anonimusi.livejournal.com/149055.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики