Vigoda

Аничков дворец

Содержание

Аничков дворец

Аничков дворец

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон.

Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы.

На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы.

На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Императрица Елизавета Петровна

Граф А.Г.Разумовский

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского).

В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции.

В это время была построена глухая стена со стороны площади.

Аничков дворец при императоре Александре III

Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания.

Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток.

Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».

В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина.

И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала.

Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».

Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.

Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.

Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II.

Приобретения Александра III — картины, предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов.

Собранная им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.

Интерьеры дворца

Источник: https://gute-reise.ru/articles/anichkov_dvorec/

История

Строительство дворца началось в середине XVIII века, когда дворцовый переворот привел на престол императрицу Елизаветы. В те годы эта местность была окраиной Петербурга, а Невский проспект — всего лишь просекой.

Поэтому дворец, который планировался в качестве украшения на въезде в столицу, был обращен главным входом к реке Фонтанке, от которой в сторону дворца прорыли канал с гаванью, а незначительный в те времена Невский оставался сбоку дворца.

Проект здания в стиле барокко разработал Михаил Земцов, а после его смерти строительство дворца завершал Бартоломео Растрелли. Вокруг дворца был разбит сад с цветниками и фонтанами.

Сад Аничкового дворца, © Peterburg23, Wikimedia Commons

Елизавета пожаловала достроенный Аничков дворец своему фавориту Алексею Разумовскому.

После его смерти здание перешло к его брату Кириллу, однако Екатерина II, взошедшая на трон, выкупила дворец и тоже подарила его фавориту — графу Григорию Потёмкину. К подарку было добавлено 100 тыс. рублей на обустройство дворца.

Эти деньги были использованы на перестройку Аничкова дворца в стиле классицизма — он приобрел более строгий вид, исчезла нарядная лепнина, а гавань засыпали.

В конце XVIII века дворец был опять выкуплен во владение царствующей семьи и в нем был оборудован императорский кабинет, а архитектор Кваренги построил перед дворцом два отдельных корпуса.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец на свадьбу своей сестре, великой княгине Екатерине Павловне, а спустя годы, после ее отъезда, здание снова было выкуплено в казну, чтобы стать свадебным подарком будущему императору Николаю I.

В этот период архитектор Росси осуществил перепланировку дворца, а также построил дугообразный «сервизный корпус», пару садовых павильонов и ограду вокруг дворцового сада.

В 1841 году Аничков дворец стал свадебным подарком сыну Николая, Александру II, и через четверть века был снова подарен на свадьбу будущему Александру III, который огородил здание глухой стеной со стороны площади, опасаясь террористов. После его смерти во дворце проживала вдовствующая императрица Мария Федоровна.

После революции в Аничковом дворце ненадолго открыли музей старого Петербурга, но уже в 1925 году его закрыли.

Санкт-Петербургский Дворец творчества юных

С 12 февраля 1937 года экс-императорская резиденция стала принадлежать детям — в здании был размещен Ленинградский Дворец пионеров (сменивший свое название на Дворец творчества юных в 1990 г.).

В первую блокадную зиму в здании работал хирургический госпиталь, но потом его перевели, и уже в мае 1942 года Дворец снова распахнул свои двери для блокадных детей. В годы блокады школьники посещали кружки и даже устраивалась новогодняя елка.

В наше время во Дворце работает 1300 детских кружков и спортивных секций, проводятся различные конкурсы, научные конференции, фестивали и олимпиады. Дворец юных — крупнейшее в России учреждение дополнительного образования. В дворцовых парадных залах и гостиных постоянно проходят праздничные вечера и концерты.

Олимпиады

В Аничковом дворце располагается Центр олимпиад Санкт-Петербурга, а на официальном сайте дворца публикуют результаты интеллектуальных состязаний учащихся.

Аничков лицей

С 1989 года самые одаренные школьники могут учиться в старших классах в стенах Дворца, поступив в Аничков лицей, размещенный в Сервизном корпусе. В 8 классах лицея обучается более 200 детей, поступивших в лицей на конкурсной основе.

Сервизный Корпус Аничкова Дворца, в котором расположен Аничков лицей, © Pavel Anukhin

«Карнавал»

Современный театрально-концертный комплекс «Карнавал» — это главная детская творческая площадка Санкт-Петербурга, открывшаяся в 1986 году на территории Аничкова дворца. В составе комплекса, являющегося подразделением Дворца творчества юных, входит концертный зал на 735 мест, а также репетиционные и учебные помещения.

Музей Аничкова дворца и экскурсии

Сотрудники музея истории проводят обзорные экскурсии по дворцу. Самостоятельное посещение дворца невозможно, его можно осмотреть только в составе экскурсионных групп.

Для того, чтобы посетить парадные залы Аничкова дворца, нужно иметь при себе сменную обувь или бахилы.

Экскурсии

Обзорная экскурсия «Дворец царей — Дворец детей» предусматривает посещение Зимнего сада, парадных залов, дубового кабинета Александра III и библиотеки, а также Комнаты сказок, украшенной, подобно шкатулке, росписями палехских мастеров. Опытные экскурсоводы расскажут об истории и современной жизни дворца.

Экскурсия для школьников длится 1 час, а для взрослых — 1,5 часа.

Стоимость экскурсионного обслуживания

  • Студенты и школьники — 80 руб. (необходимо предъявить студенческий или ученический билет).
  • Взрослые — 200 руб.

Предварительная запись на экскурсию не обязательна, однако каждый экскурсионный поток может вместить не более 25 человек.

Для групповых экскурсий необходима предварительная запись и согласование дня и времени по мейлу: anichkovmuz@mail.ru или по телефону: 8 (812) 310-93-80.

Стоимость экскурсионного обслуживания для групп (до 25 человек)

  • Школьники и студенты — 1250 руб. (один сопровождающий может пройти бесплатно).
  • Взрослые — 6500 руб., включая стоимость входных билетов.
  • Иностранные граждане (от 1 до 10 человек) в сопровождении переводчика — 4500 руб. (экскурсии проводятся на русском языке).

Билеты можно приобрести в кассе главного корпуса дворца, то есть в первом здании справа от входа на территорию комплекса.

Расписание экскурсий меняется, его необходимо уточнять на сайте.

Выставки

В Аничковом дворце действует выставка «Живое искусство Палеха» (включена в обзорную экскурсию).

Как добраться до Аничкова дворца

До дворца удобно добираться на метро, доехав до станции «Гостиный двор» зеленой линии. Выйдя из метро, нужно идти по Невскому проспекту в сторону реки Фонтанки. Стоимость проезда в метро Санкт-Петербурга составляет 45 руб.

Также можно добраться на автобусе № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 или на троллейбусе № 1, 5, 7, 10, 11, 22, остановка «Дворец творчества юных». Выйдя из транспорта, надо пройти по Невскому проспекту до входа во дворец.

К Аничковому дворцу можно доехать на трамвае № 3, остановка «Гостиный двор». Выйдя из трамвая, нужно идти по улице Садовой в сторону Невского проспекта, а потом следовать по проспекту в сторону реки Фонтанки.

Стоимость проезда в наземном городском общественном транспорте Санкт-Петербурга составляет 40 руб.

До Аничкового дворца можно добраться с комфортом, используя приложения такси, работающие в Санкт-Петербурге (Яндекс. Такси, Gett, Uber, Maxim).

Аничкова дворца

Аничков дворец на google-панораме

Нашли неточность? Сообщите нам. Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/22101

Аничков дворец: историческая справка

История дворца начинается в смутное время дворцовых переворотов. Дочь Петра I цесаревна Елизавета, возведенная на трон 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейцев Преображенского полка, издает указ о застройке территории, временно занимаемой его полковым двором.

Сегодня это трудно представить, но к началу строительства Аничкова дворца речка Фонтанка служила южной городской границей. Новая резиденция должна была стать украшением въезда в столицу. Дорога в город вела через речку по деревянному мосту, которому дворец обязан своим названием.

По преданию этот мостик был построен батальоном под командованием офицера Михаила Аничкова.

По завершении строительства в 1757 году усадьба была подарена императрицей ее фавориту Алексею Разумовскому, а после его кончины в 1771 году перешла к его младшему брату Кириллу – гетману, графу, президенту Академии наук.

В 1776 году поместье, начинавшее приходить в упадок, выкупила Екатерина II и подарила Григорию Потемкину, заботливо прибавив к подарку крупную сумму на обустройство. Затем владение переходит в казну и с 1794 года здесь размещается ведомство «Кабинет Его Императорского Величества».

С начала XIX века дворец становится собственностью императорской семьи, его дарят на свадьбу особам царской фамилии. Такой подарок в разное время получили: сестра императора Александра I Екатерина Павловна, затем его брат Николай Павлович, будущий император Николай I, чей сын и внук — Александр II и Александр III также оказались в числе его счастливых обладателей.

В годы правления Николая I Аничков дворец приобретает статус императорского, и становится центром светской жизни Северной столицы. При Александре III дворец превратился в его резиденцию, после смерти императора стал местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В стенах дворца, принадлежавшего первым лицам государства, происходили интересные события. Среди них наиболее примечательными, на наш взгляд, являются следующие:

  • в 1786 году в садовой галерее дворца обществу впервые был представлен рояль, по тем временам – новый музыкальный инструмент;
  • в 1830 году состоялся грандиозный костюмированный праздник по поводу заключения Русско-Турецкого мира;
  • именно здесь проводились торжественные приемы и знаменитые придворные балы, на которых блистала супруга А. С. Пушкина Наталья Николаевна;
  • в ноябре 1836 года великий поэт был приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, в ходе которой император потребовал воздержаться от дуэли;
  • на средства, вырученные от лотереи, которая была организована во дворце в 1838 году, из крепостной неволи был выкуплен Тарас Шевченко. В качестве выигрыша был представлен портрет знаменитого российского поэта Василия Ивановича Жуковского, кисти Карла Брюллова;
  • В. И. Жуковский имел личные апартаменты во дворце и проживал там с 1810 года на правах наставника наследника престола;
  • в конце позапрошлого века здесь показывали первое немое кино и открыли школу для детей служащих;
  • в 1914 году в Дворцовой церкви венчались племянница Николая II Ирина и князь Феликс Юсупов — тот самый, который принимал участие в убийстве Григория Распутина – духовного наставника и друга семьи императора.

В советский период дворец был национализирован, в нем размещались различные государственные учреждения и музей города. В 1937 году самый большой в стране Дворец пионеров гостеприимно распахнул двери для школьников Ленинграда.

Отсюда начинали свой профессиональный путь в искусстве, спорте и науке знаменитости прошлого и нынешнего века: народные артисты Кирилл Лавров и Елена Образцова, знаменитый шахматист Виктор Корчной, российский историк-краевед Лев Лурье и академик Наталья Бехтерева, космонавты Борис Шаталов и Георгий Гречко и многие другие.

Архитектура Аничкова дворца

По проекту русского архитектора Михаила Земцова и его помощника Григория Дмитриева здание выходило фасадом на Фонтанку. К нему был прорыт канал с гаванью для гребных и парусных судов, прибывающих по реке прямо к ступеням парадного входа.

Каменные палаты, имевшие необычную форму в виде буквы «Н», выглядели изящно и динамично благодаря разной этажности: трехэтажные центральная часть и боковые флигели, увенчанные куполами, симметрично соединялась между собой двухэтажными переходами.

После смерти обоих зодчих строительство завершает Бартоломео Франческо Растрелли, вносит корректировки в первоначальный замысел и украшает дворец в стиле барокко, проектирует трех ярусный золоченый иконостас для Воскресенского храма, отличающийся необычайным богатством отделки. Позднее этот шедевр был перенесен во Владимирский собор.

Дополнил ансамбль роскошный парк с павильонами, фонтанами, скульптурой и беседками. Для обустройства сада из Стрельны был привезен английский садовник Людвиг Тапер.

Изменения, придавшие дворцово-парковому комплексу торжественный и строгий вид, произведены под руководством архитектора Ивана Старова.

Дворец перестроили в стиле классицизма, сделали полностью трехэтажным, убрали вазы и лепнину, гавань засыпали.

Сад был заменен пейзажным парком с большой галереей для проведения маскарадов и музыкальных праздников, в центральной части появились пруд и остров.

Смена владельцев всякий раз сопровождалась перестройкой дворца и реконструкцией обширной парковой зоны, примыкающей к зданию. Свой вклад в создание архитектурного ансамбля и интерьеров внесли знаменитые архитекторы Егор Соколов, Эрнест Жибер, Карл Росси, Ипполит Монигетти и другие.

Размеры усадьбы существенно уменьшились к началу XIX века. На месте павильона с картинной галереей Разумовского, где устраивались балы, концерты и маскарады, построен Александринский театр.

Теплицы и оранжереи сменило здание Императорской публичной библиотеки, куда было передано из книгохранилища дворца 200 тысяч томов бесценного собрания братьев Иосифа и Андрея Залузских.

Для личной имперской канцелярии выстроили по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в 1803-1805 годах два корпуса, закрывших вид на дворец с Аничкова моста.

В советское время основная реконструкция произошла в 1935 году по проекту архитекторов Давида Кричевского и Александра Гегелло. Покои были переоборудованы в игровые комнаты, в бывшей церкви расположился кинозал на три сотни мест, в Манеже создали спортивные залы, построили новые корпуса для творческих студий, лабораторий и классов.

Экспозиция, достопримечательности и мероприятия

Экспозиционное пространство представлено десятью парадными залами, где сохранились исторические интерьеры, среди них:

  • Танцевальный (Белоколонный) зал и Большая столовая — дошедшая до нас работа Луиджи Руска;
  • Зимний сад, где среди экзотических растений прячутся скульптуры античных персонажей и оригинальные зеленые жабы;
  • Дорого смотрится интерьер Золотого зала с высокими зеркалами, отделанный желтым штофом в стиле барокко;
  • Малиновая гостиная, созданная в любимом цвете датской принцессы Дагмар – будущей императрицы Марии Федоровны, выглядит романтично и торжественно;
  • Небольшая приемная, в которой сохранилась единственная деталь из некогда роскошного убранства – изящная люстра в виде ананаса. Необычные светильники можно увидеть также в Торшерном зале.
  • самой оригинальной комнатой из старинного наследия дворца считается библиотека, созданная творческим гением архитекторов Жибера и Монигетти, завершенная в 1869 году. Двух ярусный зал восьмиугольной формы с нишами, оборудованными для входа, камина, потайного помещения и лестницы, выполнен в стиле ренессанса. Отделка светлым дубом, бронзовые люстры, резной балкон создают ощущение удивительного комфорта и уюта. Это помещение хорошо сохранилось и по сей день используется по назначению.
  • неизменным успехом у посетителей пользуются залы, расписанные в 1936 году мастерами палехской живописи по мотивам сказок А. С. Пушкина и Максима Горького.

Пять экспозиционных залов повествуют об истории Дворца пионеров, переименованного во Дворец творчества юных в 1990 году. Коллекция богата интересными экспонатами, например: шлем Моисеева — чемпиона мира по мотокроссу, медаль Маниной и перчатки боксера Шаткова – олимпийских чемпионов.

Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.

Что предлагает дворец-музей сегодня

В залах, где ранее располагался Личный музей Александра III, с 1991 года работает Музей истории Аничкова дворца. Его богатая экспозиция посвящена истории дворца от основания до наших дней. Силами сотрудников музея проводятся:

  • обзорная экскурсия «Дворец царей – дворец детей», с посещением выставки «Живое искусство Палеха»;
  • образовательные лекции на тему «Аничков дворец – памятник Российской истории»;
  • игровые программы в комнатах сказок;
  • праздничные мероприятия для выпускников школ;
  • выставки достижений педагогов и воспитанников Дворца творчества юных, в котором работает более 1300 различных секций.

Аничков дворец: где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/anichkov-dvorec-dostoprimechatelnosti-spb/

Аничков дворец: история и современность | Город+

Аничков дворец

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга.

Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев.

Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского. 

Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли. 

Аничков —  первый дворец на Невском проспекте. Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом.

В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону — это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца — границу города. 

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек. 

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями.

В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину.

Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя.  В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

 ipetersburg.ru

Дворец — лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре –  великой княгине Екатерине Павловне – по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С.

Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму “Руслан и Людмила”.

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе.

Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад.

Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. 

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Судьба Аничкова дворца в советскую эпоху

Сразу после революции Аничков дворец национализировали — сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города. 

12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре.

Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов.

Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных

 saint-petersburg.com

 Дворец сегодня

По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д.

Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных  — отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив.

Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.

Для школьников, увлекающихся техникой, во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое. 

Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев — здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков — здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца — несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы.

В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества “Зеркальный”, два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр “Крестовский остров” с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

Юлия Севостьянова

Источник: https://gorod-plus.tv/navi/628.html

Строительство Аничкова дворца

Когда по приказу императрицы в 1741 году начали строительство нового дворца, Санкт-Петербург не был еще тем великим городом, который мы знаем сейчас. Многих тогда удивило решение государыни, так как в то же время возводили Зимний дворец и Петергоф в Царском селе.

В те времена на месте Невского была простая просека, а сам будущий дворец находился на окраине города. По замыслу Елизаветы он должен был стать украшением въезда в столицу. Его фасад обращен к Фонтанке. С этой же стороны были бассейн с пристанью. Аничков дворец стал первым из множества построенных в этом районе.

Первоначальный проект дворца в стиле барокко и в виде разноэтажного здания в форме растянутой “Н” и создал Михаил Григорьевич Земцов. Но он умер в 1743 году так и не закончив строительство. Продолжал курировать работы его ученик Григорий Дмитриевич Дмитриев, а завершил все – Бартоломео Франческо Растрелли.

Последний архитектор внес довольно много правок к первоначальному проекту Михаила Земцова.Центральная часть дворца имела три этажа. Она была соединена крыльцом с боковыми флигелями той же высоты. На них расположились ребристые купола в виде луковиц. Парадный двор украшал бассейн, а задний с западной стороны – регулярный сад.

Его обустраивал в 1743 году Людвиг Киндер Тапера, англицский садовник, которого специально для этого пригласили из Стрельны. Фасады дворца украшали высокие по тем временам крыльца с портиками и балконами. Внутри дворца было много росписи.

Ее выполняли Алексей Петрович Антропов, Иван Яковлевич Вишняков, братья Бельские и другие умелые художники того времени. После окончания отделочных и ландшафтных работ дворец стал немного похож на Петергоф.

В 1751 году после окончания большей части строительных работ провели освящение домовой церкви Аничкова дворца, расположенной на втором и третьем этаже бокового флигеля по стороне Невской перспективы.

Она отличалась необычайным богатством отделки: терхярусный резной иконостас с позолотой и барочными орнаментами достигал одиннадцати метров.

Официально годом завершения строительства Аничкова дворца считается 1751, но на протяжении последующих десятилетий его неоднократно перестраивали согласно вкусам новых владельцев.

Название дворца

Некоторые люди думают, что Аничков дворец и мост называются так в честь какой-то женской особы.

На самом деле они получили свое название от подполковника-инженера, который командовал батальоном, построившим на этом месте первый деревянный мост в 1716 году по приказу Петра I.

Звали его Михаил Осипович Аничков. Впоследствии мост множество раз перестраивали, но название сохранилось и передалось потом дворцу.

Кабинет Его Императорского Величества

С 1794 по 1809 года Аничков дворец использовало ведомство, которое занималось всем личным имуществом императорской семьи. Екатерина II учредила в нем отдельную канцелярию статс-секретарей для того, чтобы они занимались только ее делами.

Например, разбирали челобитные и прошения на имя императрицы.
В 1803-1809 годах для Кабинета перед дворцом построили два специальных отдельных корпуса в два этажа в форме буквы “П”. Строительством занимался архитектор Джакомо Антонио Доменико Кваренги.

Оба корпуса он выстроил в стиле зрелого классицизма. Единственное неудобство заключалось в том, что новые здания закрыли обзор дворца со стороны Аничкова моста.

В 1811 году оба корпуса расширили пристройкой со стороны дворца и официально передали во владения Кабинета, куда переехали работать все служащие.

История свадебных царских подарков

В 1809 году император отдал Аничков дворец сестре Екатерине Павловне в качестве приданного. За время проживания любимая сестра императора внесла немного изменений в интерьеры здания, несколько комнат переделали в стиле классицизма. Занимался отделкой архитектор Луиджи Руска. Дополнительно он построил несколько новых зданий для дворцовых служб и конюшню.

Планировалось, что все это обойдется в 154 272 рубля, но по факту было потрачено 410 997 рублей. Из работ Луиджи Руска до наших дней во дворце сохранилось 2 интерьера: Танцевальный зал и Большая столовая.Замужество Екатерины Павловны с принцем Георгием Петровичем Ольденбургским продлилось недолго.

В 1812 году он умер, а она в 1816 году повторно вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртембергского, с которым познакомилась во Франции. В тот же год он взошел на престол. Это замужество тоже не было долгим – в 1819 году Екатерина Павловна скончалась. Что же касается дворца, то в 1812 году он серьезно пострадал из-за пожара. Убытки исчислялись сотнями тысяч.

В 1816 году дворец выкупила казна в связи с отъездом владелицы в Вюртемберг за 2 миллиона рублей. В 1817 году здание снова стало свадебным подарком: Николаю Павловичу с Александрой Фёдоровной (в девичестве – принцесса Шарлотта Прусская). Перестройкой дворца согласно вкусам новых владельцев занимался Карло ди Джованни Росси на протяжении 3 лет: с 1817 по 1820 года.

За это время построили Сервизный корпус и два новых садовых павильона, перенесена церковь на верхний этаж северного флигеля. Ее освятили в честь Святого князя Александра Невского. Были изменены некоторые интерьеры внутри дворца: Танцевальный и Музыкальный залы, Белый и Желтоколонный залы, Диванная, Кабинет, спальни и будуар.

Благодаря Карло Росси Аничков дворец стал цельным ансамблем. Здесь были заново расписаны плафоны, стены затянули дорогими тканями или расписали про мрамор. Во многих помещениях установили новые камины, печи, люстры и мебель. Все это было изготовлено по рисункам архитектора.

Но самое главное из сделанного за те 3 года – приведен в порядок сад, который перепланировали, немного уменьшили, очистили от лишних построек и включили в ансамбль Театральной площади (сейчас – площадь Островского) по проекту того же Карло Росси. Сад от площади отделили при помощи кованой ажурной чугунной решетки с золочеными стрелами и венками в 1818 году.

Садовые павильоны в один этаж смотрятся как монументальные постройки. Длина одного – 7,3 метра, другого – 20,7 метров. Примечательны их фасады: главный и боковой, которые обращены к городу, отличаются строгостью и величием, а обратные стороны зданий более скромные. Внутри павильонов были большие залы с колоннами, лепными панно и живописными плафонами.

Чуть позже их облик изменили, добавив дополнительные окна и двери, убрав часть скульптур.Аничков дворец Николай I продолжал активно использовать даже после восшествия на престол. Здесь он проживал с семьей во время поста и в 1837 году, когда реконструировали после пожара Зимний, проводил придворные балы и пышные празднества, хранил некоторые свои коллекции.

В 1830 году прошел большой бал-маскарад после заключения мирного договора с Турцией. В 1841 году Аничков дворец был подарен императором своему сыну Александру Николаевичу к бракосочетанию с принцессой Марией Александровой (до замужества – Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская).

Здесь прошло практически все детство будущего императора, поэтому существенных изменений в интерьерах не делали. Но в 1850 году произошли серьезные изменения в жилых помещениях в связи с обустройством водопровода и канализации. Работами руководил русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

В 1855 году после смерти Николая I Аничков дворец назвали в его честь – “Николаевским”, но новое наименование не прижилось.В 1865 году во дворце снова начали отделочные работы для наследного князя Николая Александровича. Занимался этим архитектор Эрнест Иванович Жибер. Но работы быстро прекратили в связи с его неожиданной кончиной в Ницце.

В 1866 году Александр II подарил Аничков дворец своему сыну Александру Александровичу на свадьбу с датской принцессой Марией Фёдоровной (в девичестве – Мария София Фредерика Дагмар или Дагмара), которая до этого была невестой Николая Александровича. Сюда перевезли библиотеку великого князя.

Ее начал обустраивать в левом крыле здания с окнами в сад архитектор Эрнест Иванович Жибер, а закончил в 1869 году – Ипполит Антонович Монигетти. Получился двухъярусный зал в стиле ренессанса с витражами из мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова и нишами по четырем углам помещения: вход, камин, потайная комната, лестница на антресоли.

Книжные шкафы были выполнены из светлого дуба, люстры – из бронзы. Это помещение сохранилось до наших дней и используется по первоначальному назначению в качестве библиотеки. Ипполит Антонович Монигетти работал над внутренними помещениями Аничкова дворца вплоть до 1875 года.В 1874-1876 годах небольшие изменения во внешний вид дворца внес архитектор Карл Карлович Рахау. Он заменил плоский купол церкви на византийский. Над его карнизом возвели звонницу. Также этот архитектор устроил новый подъезд в виде аркады, а прямо над ним – зимний сад с большими окнами.

Александр III после восшествия на престол в 1881 году сделал Аничков дворец своей официальной резиденцией, так и не переехав в Зимний. Здесь он не только жил, но и работал. Так как император опасался покушений на свою жизнь, дворец закрыли со стороны площади глухой стеной. Во время правления Александра III некоторыми интерьерами Аничкова дворца занимался архитектор Максим Егорович Месмахер.

Последняя хозяйка

После смерти Александр III в Аничковом дворце осталась проживать его супруга, вдовствующая императрица. Расходы по его содержанию взял на себя их сын, Николай II.В 1897 году здесь впервые показывали кинематограф.

А с 1899 года при дворце работала школа, открытая специально для детей служащих.

Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец “видел” в 1914 году: венчание княжны Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.

На этом “царская летопись подарков” Аничкова дворца закончилась. Дальше началась совсем другая эпоха – Советское время.

После Революции

В феврале 1917 года в Аничковом дворце некоторое время размещалось Министерство продовольствия. После Великой Октябрьской революции оно отказалось сотрудничать с новой властью, поэтому в мае следующего года помещение отдали культурно-просветительскому отделу города, который организовал там Музей старого Петербурга.

С 1918 по 1928 год в здании сохраняли императорскую обстановку. Директором музея был Лев Александрович Ильин. В 1926 году сняли церковные купола на переплавку, а в 1928 году музей закрыли. Отследить судьбу многих экспонатов оказалось невозможно.

Некоторые из них сейчас выставлены, но множество ценных вещей были проданы через “Госторг” и “Антиквариат” за границу.В 1935 году городские власти по инициативе Сергея Мироновича Кирова решили переделать здание в Дворец пионеров. Реконструкцией занимались архитекторы Александр Иванович Гегелло и Давид Львович Кричевский.

В связи с этим было перестроено множество помещений, разобраны своды в цокольном этаже и даже часть капитальных стен. Дворцовую церковь переделали в кинозал на 300 мест.К зданию бывшего Кабинета пристроили несколько новых корпусов. В них разместили несколько студий, лабораторий и классов.

Две комнаты в самом дворце красочно расписали по мотивам сказок Александр Сергеевича Пушкина и Максима Горького. Особенной популярностью во Дворце пионеров пользовался кружок шахмат.Во время Великой отечественной войны в залах Аничкова дворца работали военно-полевой госпиталь и хирургический стационар. Здание серьезно пострадало в эти годы.

Бомбардировки и обстрелы серьезно повредили кровлю и разрушили зимний сад, оборудованный в 1874 году Карлом Рахау.Дом пионеров работал даже во времена блокады. 28 июня 1942 года здесь провели выпускной вечер для учащихся 10-ых классов. В 1943 году – олимпиаду творчества. После снятия блокады здание отреставрировали.

В 1944 году Дворец пионеров работал в прежнем режиме.В 1970-ых годах был реконструирован бывший Манеж. В нем проходили занятия фехтовальщиков, гимнастов и боксеров. В 1986 году на территории Дворца пионеров построили театрально-концертный комплекс “Карнавал” по проекту Ноаха Игоря Борисовича и Куликовой Натальи Михайловны.

С 1989 года в бывшем Сервизном корпусе работает престижная школа с научным уклоном – Аничков лицей. С 1990 года в главном здании дворца размещается Дворец творчества юных, так переименовали Дворец пионеров. С 1991 года на этой же территории работает Музей истории, где можно подробно узнать о прошлом России.

В 1998 году реставрировали ограду Аничкова сада. Сейчас во Дворце творчества юных работает более 1300 различных кружков и секций.

Источник: https://peterburg.center/maps/anichkov-dvorec.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики