Vigoda

Александринский театр: история, фото, отзывы

Александринский театр

Один из старейших в России, первый государственный театр Александринка всегда вызывает особый интерес у публики и пристальное внимание критики. К нему особый счет: он должен соответствовать высокому званию императорского театра, и эту марку он с честью выдерживает уже более 250 лет.

Зарождение

Правление дочери Петра Первого Елизаветы ознаменовано всплеском культурной жизни в России.

В частности, при ней бурный рост демонстрирует индустрия зрелищ, создается множество частных театров, собираются гастролирующие труппы иностранных артистов, драматурги пишут первые пьесы на русском языке.

Складывается необходимость и в создании государственного театра по примеру других европейских столиц. И 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ, учреждающий первый императорский театр в России. Так будущая Александринка обретает свой официальный статус.

Сначала театр называется Русским, служит для представления комедий и трагедий. Основу труппы составляют выходцы из Ярославля: Федор Волков, ставший директором труппы, и актеры Дмитриевский, Волков и Попов.

Драматургом и директором театра становится Александр Петрович Сумароков, которого считают прародителем русской драматургии.

Основу репертуара составляют французские пьесы Расина, Бомарше, Вольтера, Мольера, а также произведения русских авторов: Фонвизина, Сумарокова, Лукина, Княжнина. Главный акцент делался на постановке комедий.

Постройка здания

Театр пользовался невероятной популярностью в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него не было, он скитался по разным площадкам, ему жизненно необходимо было специальное здание.

Но только спустя 76 лет после основания появился Александринский театр, адрес которого сегодня известен любому театралу. На том месте изначально стояло деревянное здание, которое занимала итальянская труппа Казасси.

Но позже театр распался, помещение было выкуплено в казну, а после сильно повреждено при пожаре 1811 году, от его проблем отвлекла война с Наполеоном.

Но, несмотря на отсутствие финансирования, в 1810 года Карл Росси создает проект перестройки площади. И только в 30-х годах, при Николае I, всерьез встает вопрос о постройке театра.

Карл Росси становится во главе этого процесса, в свою команду он взял архитекторов Ткачева и Гальберга.

В строительство были инвестированы большие деньги, и работа закипела: для основания здания были забиты в землю 5000 свай, но на украшениях все-таки решили сэкономить. Вместо меди и бронзы использовали роспись и резьбу по дереву.

Строение было возведено всего за 4 года, и 31 августа 1832 года Александринский театр, адрес которого — площадь Островского, 6, обрел здание, построенное величайшим архитектором современности.

Карл Росси руководил не только строительством, под его руководством был воплощен в жизнь проект площади и внутреннего убранства зала.

Александринский театр, фото которого сегодня есть в альбоме каждого туриста, побывавшего в Питере, является памятником великого зодчего.

Архитектура и интерьер

Александринский театр стал частью масштабного градостроительного проекта Росси. Парадный фасад, обращенный к Невскому проспекту, выполнен в виде глубокой лоджии из 10 колонн, на аттике которого разместилась знаменитая квадрига Аполлона. По фризу, окаймляющему здание, расположены лавровые гирлянды и театральные маски.

Боковые фасады оформлены портиками из 8 колонн. Здание в стиле ампир является настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга. Боковая улица, ведущая к театру, ныне носящая имя Росси, была спланирована архитектором по строгим античным законам. Ее ширина равна высоте зданий, а длина увеличена ровно в 10 раз.

Улица рассчитана таким образом, чтобы подчеркнуть пышность и грандиозность архитектурного образа строения.

Интерьер император видел только в красном цвете, но ткани не было в достаточном количестве, а ее заказ мог бы сильно затянуть открытие. Зодчему удалось переубедить правителя — так театр получил свою знаменитую ныне голубую обивку. Зал вмещал около 1770 человек, имел 107 лож, партер, галереи и балкон, гениальное конструирование дает ему потрясающую акустику.

Императорский период

В честь жены Николая I театр получил наименование Александринский. Он становится центром сценической жизни России. Здесь зарождалась русская театральная традиция, которая позже составит славу страны.

Александринский театр после открытия поддерживал привычную репертуарную политику: здесь ставились преимущественно комедии и музыкальные пьесы. Но позже репертуар становится более серьезным, именно здесь проходят премьеры грибоедовской комедии «Горе от ума», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозы» Островского.

В театре в этот период работают величайшие актеры: Давыдов, Савина, Комиссаржевская, Свободин, Стрепетова и многие другие.

К концу 19 века Александринский театр выходит по мощи своей труппы и постановок на один уровень с лучшими драматическими театрами Европы.

Начало 20 века ознаменовалось кризисом, который не мог обойти Александринский театр. В 1908 году во главе коллектива встает В. Мейерхольд, который стремится создать новый репертуар, но при этом бережно сохраняет существующие традиции. Он ставит уникальные спектакли: «Дон Жуан», «Маскарад», «Гроза», которые становятся шедеврами новой театральной школы.

Советское время

После Октябрьского переворота в 1917 году театр обвиняют в прославлении императорской власти, наступают трудные времена. В 1920 году его переименовывают в Петроградский академический театр драмы, и он начинает активно ставить новую драматургию: «На дне» и «Мещане» М. Горького, пьесы Мережковского, Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и даже Луначарского (наркома просвещения).

В труппе, благодаря усилиям главного режиссера Юрия Юрьева, сохранилась плеяда старых мастеров, к которым присоединяются актеры новой школы: Яков Малютин, Леонид Вивьен, Елена Карякина. В годы Второй мировой войны театр был эвакуирован в Новосибирск, где актеры продолжали играть спектакли. В 1944 году труппа возвращается в Ленинград.

Послевоенные и последующие годы были непростыми для культуры в целом и для Александринки в том числе. Но здесь все же появляются известные спектакли, такие как «Жизнь в цвету» по пьесе Довженко, «Победители» по Б. Чирскову.

В советский период работают выдающиеся актеры: В. Меркурьев, А. Фрейндлих, В. Смирнов, Н. Мартон, Н. Черкасов, И. Горбачев и гениальные режиссеры: Л. Вивьен, Г. Козинцев, Н. Акимов, Г. Товстоногов. Театр не теряет своей значимости, несмотря на идеологические трудности.

Возвращение к истокам

В 1990 году возвращается исконное название, и в мире снова появляется Александринский театр. Годы перестройки даются ему непросто, но театру удается не только выжить, но и сохранить труппу и уникальные коллекции декораций и реквизита.

Благодаря усилиям академика Д. С. Лихачева, признанным национальным достоянием становится Александринский театр. Санкт-Петербург невозможно представить без этого культурного заведения.

Он является символом русского театра, наравне с Большим и Мариинкой.

Сегодняшний день

Александринский театр, отзывы о котором почти всегда пишутся в восторженных тонах, старается удерживать марку и сегодня. С 2003 года во главе стоит режиссер Валерий Фокин. Его усилиями в Александринке проводится одноименный театральный фестиваль.

Под руководством Фокина прошла грандиозная реконструкция театра. Он добился того, что у театра появилась вторая сцена, на которой ставят экспериментальные спектакли. Здесь работают лучшие актеры и режиссеры.

Театр видит свою миссию в сохранении традиций русской театральной школы, в поддержке новых тенденции и помощи талантам.

Знаменитые постановки театра

В репертуаре Александринки всегда были лучшие пьесы, здесь ставили всю классику: Чехов, Горький, Островский, Грибоедов. Сегодня спектакли Александринского театра создаются по лучшим работам драматургов: «Нора» Г. Ибсена, «Живой труп» Л. Толстого, «Женитьба» Н.

Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского. Каждая постановка становится событием мирового масштаба. В. Фокин очень трепетно относится к репертуарной политике, он говорит, что здесь не может быть случайных постановок.

Миссия театра – пропаганда классики, и последняя занимает ведущее место в афише Александринки.

Труппа Александринского театра

Александринский театр (СПб) известен во всем мире. Сегодня в труппе работаю такие ветераны сцены, как Н. Ургант, Н. Мартон, В. Смирнов, Э. Зиганшина, а также талантливая молодежь: С. Балакшин, Д. Белов, А. Большакова, А. Фролов.

Источник: https://FB.ru/article/232759/aleksandrinskiy-teatr-istoriya-foto-otzyivyi

Александринский театр

Александринский театр

Александринский театр.

Санкт-Петербург называют культурной столицей России, немаловажное значение при этом отводя театральному искусству.

Александринский театр – старейший профессиональный театр русской драмы, — и в наши дни радует и ошеломляет зрителей своими постановками, одаривая радужными эмоциями и духовно обогащая, оставляет неизгладимый след от прикосновения к творческому гению настоящих мастеров сцены.

Историческая справка

Прошло более двух с половиной столетий с момента подписания императрицей Елизаветой высочайшего указа об учреждении в России первого государственного национального театра. Он положил начало созданию Императорских театров России. Этот день 30 августа 1756 года считается не только днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения всего Русского театра.

Из Ярославля пригласили группу артистов, которые, не будучи профессионалами, уже успели прославиться и приобрели известность даже при дворе.

Тем же указом Федор Волков, известный нам как основатель русского театра, был назначен первым актером, а директором – Александр Сумароков, первый русский профессиональный литератор.

Именно Сумароков познакомил читающую Россию с Шекспиром, хотя его трактовка не являлась переводом, а скорее собственным творчеством по мотивам оригинала, вызвавшая резкую критику великих современников: М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского.

И все-таки его Гамлет выдержал многократные постановки и даже приучил публику воспринимать принца Датского в исполнении Ивана Дмитриевского как человека решительного, обладающего сильной волей. Изменил автор и сюжет трагедии, превратив ее в пьесу с оптимистическим победным финалом. После дворцового переворота 1762 года цензура усмотрела в ней намек на убийство Петра III и спектакль запретили.

В те годы в театре идут и другие трагедии А. П. Сумарокова, среди них наибольшим успехом отмечены «Хорев», «Синав и Трувор», а также драмы Ф. Г. Волкова, который сочинил 15 пьес, помимо этого писал музыку к постановкам и занимался их художественным оформлением.

Здание театра — шедевр архитектуры

Ныне существующее здание театра в стиле ампир было построено в 1832 году знаменитым архитектором Карлом Росси.

Театр и разбитый по его проекту сад получили название Александринский – в честь большой поклонницы театрального искусства императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Театральный ансамбль, задуманный для прославления высокого искусства, включал также Театральную улицу (нынешняя улица Росси), спроектированную по четким канонам: ширина равняется высоте зданий (22 м), а длина превышает ее точно в десять раз (220 м).

Пальму первенства Александринки на театральном поприще разделяют и заложенные в проекте новаторские инженерно-технические идеи, разработанные при участии М. Е. Кларка.

Талантливый инженер, выходец из Шотландии, будучи директором литейного завода в Петербурге, посвятил себя инженерному делу и созданию металлоконструкций. Под его руководством построен один из первых пароходов, первая подводная лодка.

Он привлекался к реконструкции Зимнего дворца после пожара, строительству Нового и Малого Эрмитажа.

Новая металлоконструкция кровли здания театра вызывала серьезные опасения и повлекла даже остановку строительства на некоторое время.

На что Росси ответил письмом к министру Волконскому, выражая твердое убеждение в точности всех расчетов и прочности конструкций, выставляя в качестве гарантии предложение: повесить его самого на стропилах здания, если что-то произойдет с крышей.

А произошло лишь то, что здание театра стоит и по сей день, и впервые капитальному ремонту оно подверглось в 2005 году. Тогда же были обнаружены и другие свидетельства надежности инженерно-технических решений:

• сохранившая абсолютную пригодность система вентиляции, почти 200 лет защищавшая здание от пожаров;
• замурованный в стене действующий термометр парового отопления, которое в ту пору само по себе уже являлось диковинкой.

Важным элементом украшения здания служит скульптура. Бог искусств и покровитель девяти муз Аполлон управляет квадригой запряженной четверкой вздыбленных коней, сдержав их стремительный бег на краю аттика здания. В нишах фасада расположились музы – Терпсихора и Эвтерпа, Мельпомена и Талия, символизирующие искусство танца, поэзии, трагедии и комедии.

Напротив здания установлен памятник Екатерине II. Всем своим видом театральный ансамбль внушал поистине императорское величие, нашедшее отражение в стихах поэта-эмигранта Н. Я. Агнивцева, воспевавшего «блистательный Санкт-Петербург»:

«… Там, где Российской КлеопатрыЧугунный взор так горделив,Александрийского театра

Чеканный высится массив …»

Александринский театр.

Не менее впечатляющей роскошью отличался блестящий зал на 1700 зрителей, отделанный голубым трипом небесного оттенка, плафоном с изображением Олимпа и Парнаса. В дальнейшем закоптившаяся от масляных ламп обивка была заменена пунцовым бархатом, обновлена вся живопись потолка и стен.

В знак огромной благодарности Карлу Росси после открытия Александринского театра была пожалована театральная ложа в бесплатное пожизненное пользование. Знаменитый архитектор, создавший величественный облик центра столицы, отчаянно нуждался в средствах и просил заменить подарок денежным эквивалентом.

Такую просьбу сочли неудобной и даже не стали докладывать императору. Тогда он был вынужден регулярно продавать места в ложе. Однажды его представитель продал билеты лицам, принадлежавшим к разным социальным слоям.

Они не пожелали делить одну ложу, разразился скандал, в результате которого архитектор лишился своего права.

В 1832 году Карл Росси отошел от дел, рассорившись с придворным окружением, и умер в полном забвении в 1849 году. Александринский театр – одно из последних его творений, поражает грандиозным классическим внешним видом и декором фасадов.

В былые времена считалось верхом неприличия приходить в столь великолепный театр пешком. Огромная очередь экипажей теснилась перед входом, ведь даже студенты брали извозчика в ближнем квартале, чтобы достойно появиться перед театром.

Творческая деятельность

Открылся Александринский театр 31 августа 1832 года трагедией М. В. Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва», которую предваряло исполнение увертюры из оперы «Иван Сусанин» К. А. Кавоса, прозвучавшей в момент появления императорской семьи в Царской ложе.

Среди первых спектаклей можно отметить большой успех оперы «Фенелла» Даниэля Обера (оригинальное название «Немая из Портичи»), которая примечательна тем, что главная героиня исполняет большую балетную партию без слов. Автор, не находя поющей и одновременно танцующей актрисы, придумал сделать героиню немой.

Исполнение выпускницы театрального училища Марии Новицкой, дебютировавшей в этой роли, было столь блестящим, что нашло отражение в других видах искусства. М. Ю. Лермонтов упомянул это событие в повести «Княгиня Лиговская», а художник из династии Брюлловых — Иван Павлович Брюллов – зарисовал все сцены постановки.

Литография одного из рисунков хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

На сцене шли балеты и оперы, водевили и драмы, комедии и трагедии, блистали актеры Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И.

Сосницкий, пока во второй половине XIX века не произошло разделение императорских театров по жанрам. Александринка с тех давних пор и поныне остается драматическим театром.

Сложилась труппа актеров, имена которых прославили русскую драму: В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова и, конечно же, В. Ф. Комиссаржевская.

Огромный репертуар театра, включавший лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии, оказал влияние на весь ход развития российской театральной культуры. На его сцене впервые увидели свет почти все спектакли русской классики, впрочем, не всегда удачно.

Известен провал чеховской «Чайки», которая через несколько лет имела поразительный успех в постановке МХАТа.
После революции сюда пришло новое искусство, тесно связанное с именем В. Э. Мейерхольда. Сменилось название театра на Государственный академический театр драмы имени А.

С. Пушкина.

Первоначальное название вернулось в театр в 1991 году, а исторический облик интерьеров возвратился в 2006 году в результате генеральной реконструкции.

В 2013 году спектаклем-лабораторией «Преступление» открылась «Новая сцена Александринского театра», которая включает в себя современную сцену-трансформер, учебный корпус, медиа-центр и Интернет-театр. Здесь проходят лекции, встречи, музыкальные проекты и экспериментальные постановки.

Сцену современного театра украшают гастроли российских и зарубежных театров, а также постановки известных европейских режиссеров.

Художественный руководитель театра Валерий Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, что вполне демонстрируют его постановки «Ревизор» и «Гамлет».

В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния, а 2016 году здание театра включено в реестр шедевров архитектуры РФ и ЮНЕСКО.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/aleksandrinskij-teatr/

Здание Александринского театра

Территория , на которой сейчас находится театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, автору моста, названного его именем. Эта территория (сад) была у него куплена казной. В 1801 г. архитектор Бренна перестроил в театр большой деревянный павильон, где А.

Казасси организовал оперную труппу, но вскоре это помещение стало недостаточным для растущего города, однако построить новое здание театра не удавалось в связи с обстановкой в России (Русско-турецкая война, Отечественная война 1812 г.). И только в 1828 г. началось строительство, которое продолжалось 4 года. В сентябре 1832 г.

состоялось торжественное открытие нового здания театра.

Театральная (Александринская) площадь. Литогр. Иванова по рисунку Садовникова

Построено оно было по проекту Карла Росси в стиле ампир.  (Ампир — от фр. empire — «империя») — это  стиль позднего (высокого) классицизма в искусстве.

Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века. В Российской империи этот стиль особенно развился при Александре I (К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин, О.

Бове, Д. Жилярди, В. Стасов, скульпторы  И. Мартос, Ф. Щедрин).

Фасад театра оформлен глубокой лоджией. Боковые фасады  выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая ансамбль с театром улица, перспективу которой замыкает задний, богато декорированный фасад театра.

Окаймляет здание  скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона (скульптор  В. И. Демут-Малиновский).

Карл Росси (1775-1849)

Б. Митуар «Карл Росси»

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился  в 1775 г. в Неаполе в семье балетных танцоров. С 1787 г. жил в России, куда был приглашен его отчим. Учился в России. Архитектуре обучался у Бренна, был его помощником во время строительства Михайловского замка.

К ранним работам Росси в Петербурге относятся реконструкция Аничкова дворца, павильоны и библиотека в Павловском дворце, Елагин дворец с оранжереей и павильонами.  Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо и превратился в столицу империи.

Его работы: ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовая площадь с дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринская площадь со зданиями Александринского театра (1827—1832), новый корпус Императорской публичной библиотеки и два однородных протяжённых корпуса Театральной улицы ( теперь улица зодчего Росси). Одна из последних его работ – колокольня Юрьева монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Умер Росси в 1849 г. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище, перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Труппа театра

Постепенно сложилась труппа театра, в которую  всегда входили известные актеры своего времени:  В. Каратыгин, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, П. М. Свободин, В. В. Стрельская, В. П.

Далматов, М. В. Дальский, П. А. Стрепетова, затем В. Ф. Комиссаржевская и позднее Е. Корчагина-Александровская, Н.Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, И. Горбачев, Б. Фрейндлих, Е. Тиме, Н. Ургант.

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

И. Репин «Портрет актрисы Стрепетовой»

Жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой  была трудной и яркой, как и ее игра на сцене, на которую она впервые вышла в семь лет. А в пятнадцать она уже стала профессиональной актрисой. Спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре  распространились по всей России.

Уже первые выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга ошеломили театральную публику, породив как искреннее преклонение одних, так и искреннюю неприязнь других: Стрепетова была не просто талантливой актрисой, она ломала старые представления об актерской игре, наполняла сценические образы живым чувством и жизненной правдой.

Вот как писал художник М. Нестеров об игре Стрепетовой: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре.

Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна.

И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.

В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.

Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».

В Александринском театре работали великие режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.

Режиссер Леонид Сергеевич Вивьен (1887-1966)

Режиссер Л.С. Вивьен

С 1911 г. состоял в труппе Александринского театра, а в 1937 г. стал главным режиссером. Спектакли, поставленные Л. Вивьеном, отличались глубиной раскрытия авторского замысла и тщательной психологической разработкой характеров.

Репертуар театра был разнообразным: русская и зарубежная классика и спектакли современных авторов. Активно занимался педагогической деятельностью.

Среди его учеников – известные актеры  народные артисты СССР Николай Симонов, Василий Меркурьев, Рубен Агамирзян, Юрий Толубеев и др.

С театром сотрудничали великие художники Н. Альтман, А. Бенуа, А. Головин, К. Коровин, а также выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

А.

Бенуа. Эскиз декораций к балету И. Стравинского «Петрушка»

По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Художественные вкусы и взгляды молодого художника формировались в соответствии со временем в оппозиции к его семье, которая придерживалась консервативных «академических» взглядов.

Стать художником решил еще в детстве, но после пребывания в Академии художеств разочаровался и предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете, а художественное образование получил по своей собственной программе.

А.

Бенуа проявил себя во многих жанрах: в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, он писал прекрасные пейзажи, иллюстрировал произведения многих писателей,  но более известен как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его декорации и костюмы открывают исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин.

Театральные маски

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1114

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики